«Соло» для Педагога в мультимедийном сопровождении

Митюшов Е.А., д.ф.-м.н., профессор

e-mail: mityushov-e@mail.ru

ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

Г. Екатеринбург

Аннотация

Дается пример организации учебного занятия в мультимедийной       

аудитории.

«Solo» for the Teacher in a multimedia supports

Mityushov E.A.

Annotation

         Given example of organization study works in multimedia lecture-room.

 

         На протяжении почти двух тысячелетий ничего не менялось в способах передачи накопленных знаний, если не считать того, что рукописные книги сменились печатными, а песок, на котором еще Платон в  своей Академии в оливковом саду на окраине Афин рисовал геометрические фигуры, сменился сначала грифельной, а потом уже и меловой доской. Очевидно, что появление этих «технических» новшеств в системе образования было связано с ростом его массовости. В информационном обществе, в котором мы оказались, кто-то незаметно и плавно, а кто-то застигнутым врасплох, человека учат всю жизнь. Это групповое обучение сначала в дошкольных учреждениях, потом в школах и вузах, на различных курсах переподготовки и повышения квалификации, на семинарах и тренингах. Даже старушек теперь кое-где собирают социальные работники и обучают работе на компьютере. И хотя мы (те, кто учит) по-прежнему сетуем на плохие классные доски, мел и сухую тряпку, но должны признать, что сетовать скоро будем совсем по другому поводу. О меловой доске следующее поколение будет иметь такое же смутное представление, как и мы о грифельной. Встретить ее можно будет разве что в музее, да и то не в каждом.

         Как и полагается для времени революционных перемен, сейчас сосуществуют, пока мирно и с разным весом, две технологии преподавания – традиционная и, так называемая, инновационная. Инновационная технология обучения, конечно же, не ограничивается приложением к проведению очных групповых занятий, но хотелось бы остановиться именно на этой форме, наследующей все лучшие достижения педагогической практики и умножающей их благодаря фантастическим техническим возможностям.

         Стоит включить воображение. Прозвенел звонок с антракта-перемены и слушатели-студенты замерли в ожидании продолжения действа – чуда рождения Знания. Преподаватель подобен дирижеру большого оркестра, в его распоряжении различные инструменты, призванные донести знания до слушателей в доступной и увлекательной форме. По мановению «волшебной палочки» – пульта дистанционного управления преподаватель зажигает экран, на котором появляется красочно оформленное изложение новой проблемы. Насладившись эффектом вместе со слушателями и прокомментировав задачу, он подходит к стеллажу берет модель рассматриваемого механизма, приводит его в действие, указывает на основные элементы и передает студентам. Путем последовательных переходов на экране анимированный механизм превращается в 3D-эскиз, а затем и в 2D-расчетную схему, на которой всплывают символы известных и искомых величин. Вместе со слушателями выбирается метод исследования и снова цепочка преобразований. Иногда плавный ход изложения прерывается вопросом преподавателя, «слайд-шоу» останавливается, студентам предлагается сделать несколько самостоятельных шагов. Возникает дискуссия, а затем на экране появляется правильный результат сопровождаемый похвалами и рекомендациями. Встречные вопросы студентов могут потребовать перехода в «ручной режим». Тогда преподаватель со своего очень удобного рабочего места мгновенно переключает экран на текстовую камеру и с помощью обычной ручки или  фломастеров, цветных или простых, дает доступные и наглядные пояснения.

         Внимание стало притупляться, самое время его переключить, и нет ничего лучше, чем погрузиться во «всемирную сеть». Благо кабель подведен и для выхода в интернет достаточно кликнуть мышью или нажать кнопку пульта дистанционного управления. Здесь преподаватель, профессор выступает, прежде всего, как наставник. Святейший Патриарх Кирилл, в своей речи 14 октября 2010 года, посвященной 325-летию Славяно-греко-латинской академии сказал: «Разве когда-нибудь было так, чтобы в комнате у любого молодого человека был, в виде того же компьютера, весь мир с его взлетами и страшными падениями, с его грехами и искушениями? Не нужно посещать никаких злачных мест, все уже перед тобой на экране; а ты еще молод, у тебя еще голова от всего этого кругом идет.… Как этому противостоять? Я не случайно заговорил сегодня о блогах. Знаю, что многие студенты сидят в этих блогах: кто-то хорошие вещи пишет, а кто-то чепуху несет. Все можно использовать во благо; так и социальные сети нужно и можно использовать во благо. Но не нужно сплетничать, не нужно доверять непроверенным слухам, ведь это та сфера, где иные пользователи говорят все что угодно, без всякой ответственности, обливая друг друга грязью. И когда весь этот поток обрушивается на современного человека, разве удастся одной дисциплиной настроить его на то, чтобы он был внутренне способным отделять правду ото лжи, сопротивляться искушениям?»

         Долг и обязанность педагога быть проводником в этом информационном море, указывая на «островки с твердой почвой», которые позволят молодым людям «зацепившись за них», выбрать правильные ориентиры в дальнейшем самостоятельном «плавании». Можно заглянуть на сайт университета, коротко обсудить последние новости и перспективы развития. На занятиях по истории и математике уместно достать из папки «Избранное» заранее заготовленную ссылку с адресом сайта, где рассказывается о вручении премии «Просветитель» 2010 года историку, доктору исторических наук, профессору Сергею Иванову за книгу «Тысяча лет озарения» и математику доктору физико-математических наук, профессору Владимиру Успенскому за книгу «Апология математики». Не лишним будет упомянуть, что, по словам Иванова: «феодализм возник тогда, когда появилось твердое стремя, а исчез с появлением огнестрельного оружия, что тоталитаризм возник с появлением дешевой газеты, а исчез с прогрессом множительной техники», по словам Успенского: Математика может считаться не только точной, но и гуманитарной наукой. «Математика,  как и музыка, поэзия, архитектура… – это часть культуры». На занятиях по физике стоит открыть интернет-страницу с информацией о награждении русских ученых, но, к сожалению, не российских, А.Гейма и К. Новоселова Нобелевской премией. Премия присуждена за открытие и исследование свойств уникальной материи, которая имеет толщину в один атом – графена. Наверно многим приходила в голову мысль о том, что изобретение скотча достойно присуждения Нобелевской премии, когда они упаковывали багаж, ремонтировали пленочную теплицу или стекло своего автомобиля после аварии; и ведь соединилось – с помощью скотча удалось отделить один атомный слой от образца графита. Такие совместные путешествия по мировой сети, зачастую могут дать гораздо больше, чем лишний решенный пример или нотация (нотация вообще, кроме закрепления некоторых условных рефлексов, и то сомнительно, ничего дать не может).

         Время пролетело незаметно, занятие близится к окончанию, преподаватель берет со стеллажа раздаточный учебный материал, называет номер страницы и просит студентов ответит на некоторые контрольные вопроса. Да, знания появились, осталось их закрепить превратить в умения и навыки.  Кивнув на компьютер-накопитель, стоящий в углу, преподаватель напоминает о хранящемся там электронном паспорте модуля курса с заданиями для самостоятельной работы, вопросами к экзамену, графиком контрольных мероприятий и другими учебными материалами. Он предлагает скинуть на него выполненные работы или переслать их по электронной почте по известному студентам адресу.

          Все эти возможности могут быть реализованы в специализированной учебной аудитории по теоретической механике на 25 мест, так вовремя введенной в эксплуатацию, благодаря выполнению инновационного проекта «Базовое образование» в рамках Федеральной программы 2007-2008гг.

             

Неоценимую помощь в выборе концепции специализированной аудитории, наполнении ее учебными ресурсами, а также в организации стажировок оказал кафедре замечательный ученый и методист профессор Московского автомобильно-дорожного технического университета (МАДИ) Додонов Б.М. Создание аудитории предвосхитило требование Федерального образовательного стандарта третьего поколения об обязательном наличии таких аудиторий, как средства материального обеспечения, при выполнении образовательных программ многоуровневой подготовки на кафедрах теоретической механики. Сейчас это прекрасный полигон для создания и освоения новых образовательных технологий в преподавании теоретической механики и дальнейшего их массового использования в мультимедийных аудиториях Уральского Федерального университета имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, а также при организации различных форм дистанционного образования и самостоятельной работы студентов.

         Но любые образовательные технологии мертвы без участия в них центральной фигуры любого учебного процесса – Педагога-наставника. И если нерадивый преподаватель мог себе позволить и раньше читать курс, не отрывая глаз от пожухшего конспекта тридцатилетней давности, то еще проще это делать с помощью современных технических сред. Чего греха таить, любим мы иногда «попенять на зеркало», а  сами пока еще не вполне соответствуем вызовам времени. «Мы вступили в современное информационное общество, и мы не можем механически использовать инструментарий, который был создан за много десятилетий до нас, потому что не было этого общества, не было этих вызовов, не было этих проблем, жизнь была другой.  Я хотел бы всех вас горячо призвать к тому, чтобы каждый стал участником эксперимента не пассивным, не объектом воздействия некой системы, которая по мановению палочки вдруг сделает из обычного сегодняшнего студента великого ученого. Ничего не произойдет по мановению палочки, ничего не произойдет после того, как мы введем степени бакалавра, магистра и так далее, если не будет кропотливой внутренней работы» (Патриарх Кирилл).