О самостоятельной работе

 

ЗАДАЧИ: Обезьяна и бананы

Задача 1. Ситуация первого опыта была следующей: высоко под потолком висит корзина с любимым лакомством обезьян — бананами, достать которую с пола животное не может. Корзина подвешена на веревке, и экспериментатор раскачивает ее. При этом корзина оказывается так близко от возведенного в комнате помоста, что достаточно (.....................................................................................)           чтобы свободно овладеть бананом. В данном случае обходной путь не нужен; необходимо только, чтобы животное заметило это место — помост, откуда можно достичь цели и прямым путем.

Задача 2. В одном из следующих опытов уже появляется необходимость обходного пути: корзина висит высоко, но в комнате находится ящик; для достижения цели нужно (................................................................)

Задача 3. Обезьяна заперта в клетке. Снаружи виден банан; обезьяна его видит, но достать рукой не может. В клетке валяются две бамбуковые палки, но они настолько коротки, что с помощью одной достать банан невозможно, поэтому для решения задачи нужно         (.....................................................................................................)

Задача 4. Принцип обходного пути очень наглядно представлен в одном из сложнейших опытов: обезьяна заперта в клетке; перед ней на расстоянии 45 сантиметров стоит ящик; в этом ящике, у ближней к обезьяне стенке, лежит банан. У ящика нет одной стенки — самой дальней для обезьяны. В клетке лежит длинная палка. Как может животное решить эту проблему и завладеть бананом?  Обезьяна может передвигать ящик, но не может поворачивать его.

Только (.........................................................................................................................................................................................)

Из этих примеров ясно видно, что обезьяна действительно находится в такой ситуации, в которой решить задачу можно только путем разумного поведения..

Несмотря на то, что в опытах Кёлера найти выход из создавшейся ситуации путем инстинктивного поведения было невозможно, антропоиды все-таки успешно решали задачу. Возникает вопрос, каким образом им удавалось это? Ответ Кёлера на данный вопрос известен: антропоиды выявили способность к разумному поведению; они разрешали ситуацию не с помощью инстинкта, а благодаря мышлению.

Аспирант в открытом вольере научно – исследовательского института проводит опыт со своей человекообразной обезьяной. Показывает обезьяне банан, а потом вешает

его на высокую ветку при помощи специального приспособления. Обезьяна подходит к дереву и начинает его трясти. Ветка ходит ходуном, но банан не падает.

- Думай, Марта, думай,- говорит аспирант.

Обезьяна крутит головой, находит палку и сбивает ею банан.

- Молодец, Марта – хвалит аспирант, вешает новый банан и уводит обезьяну отдыхать.

Когда он возвращается с другой обезьяной, то видит,как в вольер проник неизвестно откуда взявшийся студент и отчаянно трясёт дерево, стараясь достать банан. Аспирант собрался уже выпроводить гостя, но решил понаблюдать за ним. Через некоторое время он

не выдерживает и говорит:

- Думайте, студент, думайте!

- Чего тут думать, - отвечает студент, - трясти надо!