Al 13  Алюминий

26,9815386(8)      1s2 2s2 2p6 3s2 3p1

Алюминий — элемент периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева с атомным номером 13. Расположен в 13-й группе (по старой классификации — главной подгруппе третьей группы), третьем периоде периодической системы.

Атом и молекула алюминия. Формула алюминия. Строение алюминия

• Изотопы и модификации алюминия
  • Свойства алюминия (таблица): температура, плотность, давление и пр.
  • Физические свойства алюминия

Химические свойства алюминия. Взаимодействие алюминия. Реакции с алюминием

Получение алюминия

Применение алюминия

Таблица химических элементов Д.И. Менделеева

Атом и молекула алюминия. Формула алюминия. Строение алюминия:

Алюминий (лат. Aluminium, от лат. alumen – «квасцы») – химический элемент периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева с обозначением Al и атомным номером 13. Расположен в 13-й группе (по старой классификации – главной подгруппе третьей группы), третьем периоде периодической системы.

Алюминий – амфотерный металл. Относится к группе лёгких металлов.

1. Как простое вещество алюминий при нормальных условиях представляет собой лёгкий металл серебристо-белого цвета.
  2. Молекула алюминия одноатомна.
  3. Химическая формула алюминия Al.

Электронная конфигурация атома алюминия 1s2 2s2 2p6 3s2 3p1. Потенциал ионизации атома алюминия равен 5,984 эВ (577,5 кДж/моль).

Строение атома алюминия. Атом алюминия состоит из положительно заряженного ядра (+13), вокруг которого по трем оболочкам движутся 13 электронов. При этом 10 электронов находятся на внутреннем уровне, а 3 электрона – на внешнем. Поскольку алюминий расположен в третьем периоде, оболочек всего три.

Первая – внутренняя оболочка представлена s-орбиталью. Вторая – внутренняя оболочка представлена s- и р-орбиталями. Третья – внешняя оболочка представлена s- и р-орбиталями. На внешнем энергетическом уровне атома алюминия находятся два спаренных – на s-орбитали и один неспаренный – на p-орбитали электроны.

В свою очередь ядро атома алюминия состоит из 13 протонов и 14 нейтронов.

Радиус атома алюминия составляет 143 пм.

Атомная масса атома алюминия составляет 26,9815386(8) а. е. м.

Алюминий – наиболее распространённый металл и третий по распространённости химический элемент в земной коре (после кислорода и кремния). Концентрация алюминия в земной коре составляет 8,1 %.

Изотопы и модификации алюминия:

Свойства алюминия (таблица): температура, плотность, давление и пр.:

Общие сведения
Название Алюминий/ Aluminium
Символ Al
Номер в таблице 13
Тип Металл
Открыт Ганс Эрстед, Дания, 1825 г.
Внешний вид и пр. Мягкий, лёгкий и пластичный металл серебристо-белого цвета
Содержание в земной коре 8,1 %
Содержание в океане 5,0×10-7 %
Свойства атома
Атомная масса (молярная масса) 26,9815386(8) а. е. м. (г/моль)
Электронная конфигурация 1s2 2s2 2p6 3s2 3p1
Радиус атома 143 пм
Степени окисления 0, +3
Валентность +3
Ковалентный радиус 121 ± 4 пм
Радиус Ван-дер-Ваальса 184 пм
Радиус иона 51 (+3e) пм
Электроотрицательность 1,61 (шкала Полинга)
Энергия ионизации 1‑я: 577,5 кДж/моль (5,984 эВ); 2‑я: 1816,7 кДж/моль (18,828 эВ)
Электродный потенциал -1,66 В
Плотность (при  нормальных условиях) 2,6989 г/см3
Температура плавления 660,32 °C (933,47 К)
Температура кипения 2518,82 °C (2792 K)
Уд. теплота плавления 10,75 кДж/моль
Уд. теплота испарения 284,1 кДж/моль
Молярная теплоёмкость 24,35 Дж/(K·моль)
Молярный объём 10,0 см³/моль
Теплопроводность (при 300 K) 237,0 Вт/(м·К)
Электропроводность в твердой фазе 38х106 См/м
Сверхпроводимость при температуре
Твёрдость 2,75 по шкале Мооса, 167 МПа по Виккерсу
Структура решётки кубическая гранецентрированая
Параметры решётки 4,050 Å
Температура Дебая 394 K

Физические свойства алюминия:

Химические свойства алюминия. Взаимодействие алюминия. Реакции с алюминием:

Получение алюминия:

Применение алюминия:

Таблица химических элементов Д.И. Менделеева

Примечание: © Фото https://www.pexels.com, https://pixabay.com

• Строение атома алюминия (al), схема и примерыСтроение атома алюминия (al), схема и примерыСтроение атома алюминия (al), схема и примерыСтроение атома алюминия (al), схема и примеры
  • карта сайта
  • алюминий атомная масса степень окисления валентность плотность температура кипения плавления физические химические свойства структура теплопроводность электропроводность кристаллическая решетка
    электронные формулы сколько атомов в молекуле алюминия
    сколько электронов в атоме свойства металлические неметаллические термодинамические

Источник: https://xn--80aaafltebbc3auk2aepkhr3ewjpa.xn--p1ai/alyuminiy-svoystva-atoma-himicheskie-i-fizicheskie-svoystva/

Конфигурация и формула строения атома алюминия

Первое место среди известных металлов, находящихся в земной коре, занимает тринадцатый элемент в периодической таблице Менделеева — алюминий.

Строение атома позволяет элементу обладать высокой электропроводностью и пластичностью. До момента открытия промышленного способа создания вещества оно стоило дороже золота.

Из-за высокой сопротивляемости коррозии и низкого веса металл нашёл широкое применение в строительстве, быту, электрике и даже фармацевтике.

Физические и химические свойства

Процесс получения алюминия несложен. Современный способ разработал американский учёный Чарльз Холл. Что интересно, немного позже этот метод использовал французский химик Поль Эру, незнакомый с исследованиями американца.

Суть создания алюминия заключается в растворении оксидированного алюминия в растворе криолита. Затем в жидкость погружают графические электроды.

Недостаток метода заключается в больших затратах электроэнергии, поэтому активно он начал использоваться только в начале двадцатого века.

Строение атома алюминия (al), схема и примеры

К полезным свойствам алюминия относят его небольшую плотность — она втрое меньше, чем у железа и меди. Материал характеризуется довольно хорошей прочностью, имеет коррозийную стойкость и неплохую теплопроводность. Из-за своих характеристик он нашёл широкое применение как технический материал.

• Отсутствие вредных примесей для человеческого организма в веществе, податливость к штамповке и лёгкость позволили применять элемент при изготовлении промышленной и бытовой фольги, кухонной посуды.
  • В природе алюминий содержится только в минералах.
  • Его можно извлечь из следующих соединений:
  • Строение атома алюминия (al), схема и примеры
  1. Гидроокисла — Al2O3 * H20. Бокситы представляют собой глиноподобную массу. Это одна из наиболее важных руд алюминия.
  2. Алюмосиликата калия и натрия — (Na, K) AlSiO4. Породообразующий материал (элеолит) с шестиугольной кристаллической системой.
  3. Квасцового камня — KAl3 (SO4)2 (OH)6. Алунит образовывается при воздействии сернокислых вод с силикатами, что создаёт окись алюминия.
  4. Корунда — Al2O3. Кристаллический глинозём с высокой твёрдостью.
  5. Силиката — Al2O3. Породообразующий материал, содержащий порядка 19% оксида алюминия в своём составе.

Кроме этого, элемент можно извлечь из каолина, известняка, магнезита. В химических реакция вещество проявляет себя как восстановитель.

С галогенами при температуре 20−24 градуса по Цельсию он образовывает галогениды: 2Al + 3Cl2 = 2AlCl3. С другими веществами создаёт бинарные соединения. Например, Al + P = AlP, 4Al + 3C = Al4C3, 2Al+ 3F2 = 2AlF3.

При взаимодействии этих соединений с водой образуются гидроксиды и летучие водородные соединения.

С металлами формирует сплавы с интерметаллическими соединениями.

При взаимодействии с кислотами результатом реакции становятся соли. Очищенный алюминий от оксида вступает в активную реакцию с водой: 2Al + 6 H2O = 2 Al (OH)3 + 3H2.

Характеристики элемента

Алюминий — элемент семейства лёгких металлов, уступающий в распространённости только кислороду и кремнию. В периодической таблице он располагается на тринадцатом месте, имеет серебристо-белый цвет. Общепринятое химическое обозначение — Al (от латинского слова aluminium).

Вещество имеет следующие характеристики:

Строение атома алюминия (al), схема и примеры

1. Относительная атомная масса — 26,981538. Показывает, во сколько раз атом алюминия превышает вес атомной единицы массы, принятой равной 1,67 * 10-27 килограммов.
  2. Атомный номер — 13. Обозначает число протонов в ядре вещества равное количеству электронов, вращающихся вокруг атома.
  3. Радиус атома — 143 пикнометра. Определяется расстоянием между ядром и самой удалённой орбитой элемента.
  4. Ковалентный радиус — 121 пикнометр. Расстояние между ядрами, формирующими ковалентную связь и делённое на 2.
  5. Электронная формула атома алюминия — 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 1. Число электронов в оболочках в соответствии с энергетическим состоянием.
  6. Фазовые температуры — при достижении 660 градусов по Цельсию происходит плавление, а при 2518 °C закипание.
  7. Способность атомов удерживать электроны (электроотрицательность) — 1,61 по Полингу.
  8. Степень окисления — 3,0. Находится по числу электронов, смещённых от или к атому.
  9. Плотность — 2,7 г/см3. Отношение массы алюминия к его объёму.
  10. Молярный объем = 10,0 см3/моль. Определяется отношением объёма вещества к количеству.

Впервые искусственно алюминий был создан в 1825 году. Получить его сумел датский учёный Эрстед. В ядре вещества содержится 13 протонов и больше на один нейтронов. Всего же массовое число равняется 27. Электроны располагаются на трех энергетических уровнях. На первом размещены 2 электрона, на втором 8 (три пары), а на третьем 3. Такое положение соответствует записи: +13Al)2)8)3.

Строение атома алюминия (al), схема и примеры

При этом если атом возбудить, то в этом состоянии все три элемента могут быть отданы, тем самым достигая степени окисления +3 или вызывать образование ковалентных связей. Отсюда следует, что валентность алюминия равняется трём. В природе вещество встречается в глине, слюде, корунде. Взаимодействует со многими элементами, а вот с водородом нет.

При соприкосновении с кислородом образует оксидную плёнку, препятствующую реакциям с водой и азотной и серной кислотой.

Электронная конфигурация

Алюминий можно найти в таблице Менделеева в третьей группе главной подгруппы. Распределение зарядов по орбитали описывается как 1s22s22p63s23p1. Алюминий в периодической таблице имеет тринадцатый номер, так как атом элемента состоит из тринадцати электронов. В электронной конфигурации сумма верхних индексов как раз и составляет это число: 2+2+6+2+1 =13.

Другими словами, верхние индексы показывают количество заряда, распределённого по слоям и орбиталям. Если изобразить схему строения электронной оболочки атома алюминия, можно отметить, что последним заполняемым слоем будет р-орбиталь. А это значит, что вещество принадлежит семейству р-элементов.

Строение атома алюминия (al), схема и примеры

Алюминий расположился в третьем периоде. Это значит, что у него 3 электронных слоя. На первом находится s-орбиталь, 3 орбитали расположились на p-слое, и 5 на d-орбитали. На 3d-орбитали пусто, на неё электронов не хватило.

Читайте также:  Строение атома лития (li), схема и примеры

На каждом слое не может быть более двух электронов. Заполняются же орбиты, начиная со слоев с меньшей энергией. Теоретически существует возможность возбужденного состояния для атома элемента за счет существования свободной 3d-орбитали.

Однако распаривания ионов 3s-подуровня на практике не происходит.

Сначала электроны размещаются в первом слое, потом во втором, а уже затем в третьем. Орбитали каждого слоя заполняются с использованием принципа меньшей энергии. Так, сначала закрывается s-орбиталь, затем каждой орбитали достаётся по одному электрону, а затем по второму. Если их хватает, заполняются оставшиеся внешние р-орбитали.

В атоме алюминия полностью заполняются орбитали первых двух электронных слоев. На первом размещается 2 электрона, а на втором 8 носителей заряда. Два размещаются на s-орбиталь и по 2 на 3 р-орбитали. На третий слой переместятся 3 электрона: 13 — 8 — 2 = 3.

В соответствии с законом сначала до предела зарядами заполняется s-орбиталь третьего слоя, а на три р-орбитали хватает только 4 электрона. Из них 3 элементарные частицы занимают свою орбиталь, а после одна из р-орбиталей приобретает парный электрон.

Составление строения

На уроках химии в седьмом классе ученикам показывают, как графически изображают электронные формулы различных элементов. При составлении конфигураций учитывают правила Паули и Клечковского (Хунда).

Модель записывается для атомов, находящихся в возбуждённом состоянии. При составлении учитывают, что порядковый номер периода элемента определяет количество энергетических оболочек, а порядок — число носителей заряда.

Беря во внимание, что согласно правилу Клечковского, энергетические уровни заполняются в соответствии с порядком возрастания главного и орбитального квантового числа, используют формулу n + 1.

Так, действует следующее правило: 1 s < 2 s < 2 p < 3 s < 3 p < 4 s ≈ 3 d < 4 p < 5 s ≈ 4 d < 5 p < 6 s ≈ 5 d ≈ 4 f < 6 p. Перемещение атомов происходит согласно запретному принципу. Сформулировал его Паули.

Он утверждал, что на одной орбитали могут разместиться только 2 иона, отличные квантовым числом спина.

Строение атома алюминия (al), схема и примеры

Из его утверждения следует, что количество электронов на энергетических уровнях соответствует квадрату главного квантового числа, умноженному на 2.

Форма обозначения подразумевает, что главное квантовое число обозначают арабской цифрой. Затем записывают букву, определяющую энергетический подуровень, характеризующий орбитальное квантовое число.

Верхний индекс указывает на число электронов, формирующих подуровень.

При заполнении энергетических подуровней следует придерживаться правила Хунда. В соответствии с ним, частицы стремятся достигнуть наибольшего суммарного спина. Для валентных ионов алюминия электронно-графическая формула изображается с использованием квадратов и стрелок. Ячейки обозначают орбитали, а стрелки — спины. В одном квадрате не может быть больше двух электронов.

На первом уровне (s) для алюминия рисуют один квадрат с двумя стрелками. На втором (p) нужно изобразить 4 квадрата с заполненными стрелками.

На заполнение третьего уровня остаётся только 3 электрона, поэтому на последнем уровне (d), будет нарисовано только 2 квадрата, при этом во второй помещена только одна стрелка.

Источник: https://1001student.ru/himiya/konfiguratsiya-i-formula-stroeniya-atoma-alyuminiya.html

Алюминий – общая характеристика элемента, химические свойства

Строение атома алюминия (al), схема и примерыАлюми́ний — элемент главной подгруппы III группы, третьего периода, с атомным номером 13. Алюминий – р-элемент. На внешнем энергетическом уровне атома алюминия содержится 3 электрона, которые имеют электронную конфигурацию 3s23p1. Алюминий  проявляет степень окисления +3.

Относится к группе лёгких металлов. Наиболее распространённый металл и третий по распространённости химический элемент в земной коре (после кислорода и кремния).

Простое вещество алюминий— лёгкий, парамагнитный металл серебристо-белого цвета, легко поддающийся формовке, литью, механической обработке. Алюминий обладает высокой тепло- и электропроводностью, стойкостью к коррозии за счёт быстрого образования прочных оксидных плёнок, защищающих поверхность от дальнейшего взаимодействия.

Строение атома алюминия (al), схема и примерыХимические свойства алюминия

При нормальных условиях алюминий покрыт тонкой и прочной оксидной плёнкой и потому не реагирует с классическими окислителями: с H2O (t°);O2, HNO3 (без нагревания).  Благодаря этому алюминий практически не подвержен коррозии и потому широко востребован современной промышленностью. При разрушении оксидной плёнки алюминий выступает как активный металл-восстановитель.

1. Алюминий легко реагирует с простыми веществами-неметаллами:

• 4Al + 3O2 = 2Al2O3
  • 2Al + 3Cl2 = 2AlCl3,
  • 2Al + 3 Br2 = 2AlBr3
  • 2Al + N2 = 2AlN
  • 2Al + 3S = Al2S3
  • 4Al + 3С = Al4С3
  • Сульфид и карбид алюминия полностью гидролизуются:
  • Al2S3 + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2S­
  • Al4C3 + 12H2O = 4Al(OH)3+ 3CH4

2. Алюминий реагирует с водой

(после удаления защитной оксидной пленки):

2Al + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2­

3. Алюминий вступает в реакцию со щелочами

1. 2Al + 2NaOH + 6H2O = 2Na[Al(OH)4] + 3H2­
  2. 2(NaOH•H2O) + 2Al = 2NaAlO2 + 3H2
  3.  Сначала растворяется защитная оксидная пленка:  Al2О3 + 2NaOH + 3H2O = 2Na[Al(OH)4].
  4. Затем протекают реакции:  2Al + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2,         NaOH + Al(OH)3 = Na[Al(OH)4],
  5. или суммарно: 2Al + 6H2O + 2NaOH = Na[Al(OH)4] + 3Н2,
  6. и в результате образуются алюминаты: Na[Al(OH)4] — тетрагидроксоалюминат натрия  Так как для атома алюминия в этих соединениях характерно координационное число 6, а не 4, то действительная формула тетрагидроксосоединений следующая: Na[Al(OH)4(Н2О)2]

4. Алюминий легко растворяется в соляной и разбавленной серной кислотах:

• 2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2­
  • 2Al + 3H2SO4(разб) = Al2(SO4)3 + 3H2
  • При нагревании растворяется в кислотах — окислителях, образующих растворимые соли алюминия:
  • 8Al + 15H2SO4(конц) = 4Al2(SO4)3 + 3H2S + 12H2O
  • Al + 6HNO3(конц) = Al(NO3)3 + 3NO2­ + 3H2O

5. Алюминий восстанавливает металлы из их оксидов (алюминотермия):

1. 8Al + 3Fe3O4 = 4Al2O3 + 9Fe
  2. 2Al + Cr2O3 = Al2O3 + 2Cr
  3. Строение атома алюминия (al), схема и примерыСтроение атома алюминия (al), схема и примеры
  4. Строение атома алюминия (al), схема и примеры

Источник: http://himege.ru/alyuminij-xarakteristika-elementa/

Алюминий Al

Алюминий в таблице менделеева занимает 13 место, в 3 периоде.

Символ Al
Номер 13
Атомный вес 26.9815385
Латинское название Aluminium
Русское название Алюминий

Как самостоятельно построить электронную конфигурацию? Ответ здесь Al: 1s2 2s2 2p6 3s2 3p1 Короткая запись:

Al: [Ne] 3s2 3p1

• Одинаковую электронную конфигурацию имеют атом алюминия и Si+1, P+2, S+3, Cl+4
  • Порядок заполнения оболочек атома алюминия (Al) электронами: 1s → 2s → 2p → 3s → 3p → 4s → 3d → 4p → 5s → 4d → 5p → 6s → 4f → 5d → 6p → 7s → 5f → 6d → 7p.
  • На подуровне ‘s’ может находиться до 2 электронов, на ‘s’ — до 6, на ‘d’ — до 10 и на ‘f’ до 14
  • Алюминий имеет 13 электронов, заполним электронные оболочки в описанном выше порядке:
  • 2 электрона на 1s-подуровне
  • 2 электрона на 2s-подуровне
  • 6 электронов на 2p-подуровне
  • 2 электрона на 3s-подуровне
  • 1 электрон на 3p-подуровне

Степень окисления алюминия

Атомы алюминия в соединениях имеют степени окисления 3, 1.

Степень окисления — это условный заряд атома в соединении: связь в молекуле между атомами основана на разделении электронов, таким образом, если у атома виртуально увеличивается заряд, то степень окисления отрицательная (электроны несут отрицательный заряд), если заряд уменьшается, то степень окисления положительная.

Ионы алюминия

Валентность Al

Атомы алюминия в соединениях проявляют валентность III, I.

Валентность алюминия характеризует способность атома Al к образованию хмических связей. Валентность следует из строения электронной оболочки атома, электроны, участвующие в образовании химических соединений называются валентными электронами. Более обширное определение валентности это:

Число химических связей, которыми данный атом соединён с другими атомами

Валентность не имеет знака.

Квантовые числа Al

Квантовые числа определяются последним электроном в конфигурации, для атома Al эти числа имеют значение N = 3, L = 1, Ml = -1, Ms = ½

Видео заполнения электронной конфигурации (gif): Строение атома алюминия (al), схема и примеры Строение атома алюминия (al), схема и примеры

Источник: https://k-tree.ru/tools/chemistry/periodic.php?element=Al

Общие сведения об алюминии

Алюминий — химический элемент III группы Периодической системы элементов Д.И. Менделеева. Вследствие высокой химической активности алюминий в природе находится только в связанном виде.

По содержанию в земной коре он (в форме его соединений) занимает первое место среди металлов — 8,13% и третье место после кислорода и кремния. По данным акад. А.Е.

Ферсмана, насчитывается более 250 минералов алюминия, которые преимущественно сосредоточены вблизи поверхности земли, и более 40 % из них относится к алюмосиликатам.

Практически единственным методом получения металлического алюминия является электролиз криолитоглиноземного расплава. Основное сырье для этого процесса — глинозем (Al2О3) получают различными гидрохимическими методами путем переработки минералов, содержащих соединения алюминия.

В Периодической системе Д.И. Менделеева порядковый номер алюминия 13, его атомная масса составляет 26,9815 (по углероду 12С) и 26,98974 (по кислороду 16O).

Основным изотопом является 27Al, который устойчив и состоит из 14 нейтронов и 13 протонов. Кроме одного изотопа 26Al, период полураспада которого равен 106 лет, установлено существование еще шести изотопов с массовыми числами 23, 24, 25, 26, 28 и 29 и с малыми периодами полураспада (от 0,13 до 396с), а также пренебрежимо малой распространенностью в природе (от 2×10-5 до 1,5×10-4 %).

Алюминий трехвалентен, и 13 его электронов распределены на электронных оболочках ls2, 2s2, 2р6, 3s2, 3р1.

На внешнем электронном слое М находятся три валентных электрона: два на 3s-орбите с потенциалами ионизации 1800 и 2300 кДж/моль и один на 3p-орбите с потенциалом 574,5 кДж/моль, и поэтому в химических соединениях алюминий обычно трехвалентен (Al3+).

Так как электрон на p-орбите с ядром атома связан слабее, чем два спаренных электрона на s-орбите, то при определенных условиях, теряя р-электрон, атом алюминия становится одновалентным ионом (Al+), образуя соединения низшей валентности (субсоединения), и еще реже — Al2+.

Кристаллическая решетка алюминия — гранецентрированный куб, которая устойчива при температуре от 4°К до точки плавления. В алюминии нет аллотропических превращений, т.е. его строение постоянно.

Элементарная ячейка состоит из четырех атомов размером 4,049596×10-10 м; при 25 °С атомный диаметр (кратчайшее расстояние между атомами в решетке) составляет 2,86×10-10 м, а атомный объем 9,999×10-6 м3/г-атом .

Примеси в алюминии незначительно влияют на величину параметра решетки.