Закон авогадро, формулировка и следствия

Предвидеть результаты исследования, предугадать закономерность, почувствовать общие истоки – всем этим отмечено творчество большого числа экспериментаторов и учёных. Чаще всего прогноз распространяется лишь на область занятости исследователя.

И мало у кого хватает смелости заняться долгосрочным прогнозированием, существенно опередив время. У итальянца Амедео Авогадро смелости было хоть отбавляй. Именно по этой причине данный учёный известен сейчас во всём мире. А закон Авогадро и по сей день используется всеми химиками и физиками планеты.

В этой статье мы подробно расскажем о нём и его авторе.

Детство и учёба

Амедео Авогадро родился в Турине в 1776 году. Его отец Филиппе работал служащим в судебном ведомстве. Всего в семье было восемь детей. Все предки Амедео служили адвокатами при католической церкви. Молодой человек также не отступил от традиции и занялся юриспруденцией. К двадцати годам он уже имел степень доктора.

Со временем юридическая практика перестала увлекать Амедео. Интересы молодого человека лежали в другой сфере. Ещё в юности он посещал школу экспериментальной физики и геометрии. Тогда в будущем учёном и проснулась любовь к наукам. Из-за пробелов в знаниях Авогадро занялся самообразованием. В 25 лет Амедео всё свободное время уделял изучению математики и физики.

Научная деятельность

На первом этапе научная деятельность Амедео была посвящена изучению электрических явлений. Интерес Авогадро особо усилился после того как Вольт открыл источник электрического тока в 1800 году. Не менее интересны молодому учёному были дискуссии Вольта и Гальвани о природе электричества. Да и в целом тогда данная область была передовой в науке.

В 1803 и 1804 годах Авогадро вместе с братом Феличе представил учёным из Туринской Академии две работы, раскрывающие теории электрохимических и электрических явлений. В 1804 году Амедео стал членом-корреспондентом данной академии.

В 1806 году Авогадро устроился репетитором в Туринский лицей. А спустя три года учёный перебрался в лицей Верчелли, где преподавал математику и физику на протяжении десяти лет.

В тот период Амедео прочитал много научной литературы, делая из книг полезные выписки. Он вёл их до конца жизни. Накопилось целых 75 томов по 700 страниц каждый.

Содержание этих книг говорит о разносторонности интересов учёного и о том колоссальном труде, который он проделал.

Личная жизнь

Семейную жизнь Амедео устроил довольно поздно, когда его возраст уже перевалил за третий десяток. Работая в Верчелли, он встретил Анну ди Джузеппе, которая была намного моложе учёного. В этом браке родилось восемь детей. Никто из них не пошёл по стопам отца.

Закон Авогадро и его следствия

В 1808 году Гей-Люссак (в соавторстве с Гумбольдтом) сформулировал принцип объёмных отношений. Этот закон гласил, что соотношение между объёмами реагирующих газов можно выразить простыми числами.

Например, 1 объём хлора, соединяясь с 1 объёмом водорода, даёт 2 объёма хлороводорода и т.п.

Но данный закон ничего не давал, так как, во-первых, не было конкретного различия между понятиями корпускула, молекула, атом, а во-вторых, у учёных были разные мнения насчёт состава частиц различных газов.

В 1811 году Амедео занялся тщательным анализом результатов исследований Гей-Люссака. В итоге Авогадро понял, что закон объёмных отношений позволяет понять устройство молекулы газов. Гипотеза, которую он сформулировал, гласила: «Число молекул любого газа в одном и том же объёме всегда одинаково».

Открытие закона

Целых три года учёный продолжал экспериментировать. И в итоге появился закон Авогадро, который звучит так: «Равные объёмы газообразных веществ при одинаковой температуре и давлении содержат одинаковое количество молекул. А меру массы молекул можно определить по плотности различных газов».

Например, если 1 литр кислорода содержит столько же молекул, сколько и 1 литр водорода, то отношение плотностей данных газов равно отношению массы молекул. Также учёный отметил, что молекулы в газах не всегда состоят из одиночных атомов. Допустимо наличие как разных, так и одинаковых атомов.

К сожалению, во времена Авогадро данный закон нельзя было доказать теоретически. Но он давал возможность устанавливать в экспериментах состав молекул газов и определять их массу. Давайте проследим логику подобных рассуждений.

В ходе эксперимента было выявлено, что пары воды из газа, а также объёмы водорода и кислорода соотносятся в пропорции 2:1:2. Из этого факта можно сделать разные выводы. Первый: молекула воды состоит из трёх атомов, а молекулы водорода и кислорода из двух.

Вполне уместен и второй вывод: молекулы воды и кислорода двухатомны, а водорода – одноатомны.

Противники гипотезы

У закона Авогадро было много противников. Отчасти это было связано с тем, что в те времена отсутствовала простая и ясная запись уравнений и формул химических реакций. Главным недоброжелателем был Йенс Берцелиус – шведский химик, имеющий непререкаемый авторитет.

Он считал, что у всех атомов есть электрические заряды, а сами молекулы состоят из атомов с противоположными зарядами, которые притягиваются друг к другу. Так, у атомов водорода был положительный заряд, а у атомов кислорода – отрицательный.

С этой точки зрения молекулы кислорода, состоящей из 2-х одинаково заряженных атомов, просто не существует. Но если молекулы кислорода всё же одноатомны, то в реакции азота с кислородом пропорция соотношения объёмов должна быть 1:1:1.

Данное утверждение противоречит эксперименту, где из 1 литра кислорода и 1 литра азота получали 2 литра оксида азота. Именно по этой причине Берцелиус и другие химики отвергали закон Авогадро. Ведь он абсолютно не соответствовал экспериментальным данным.

Возрождение закона

До шестидесятых годов девятнадцатого столетия в химии наблюдался произвол. Причём он распространялся как на оценку молекулярных масс, так и на описание химических реакций. Об атомном составе сложных веществ было вообще много неверных представлений. Некоторые учёные даже планировали отказаться от молекулярной теории.

И только в 1858 году химик из Италии по имени Канниццаро нашёл в переписке Бертолле и Ампера ссылку на закон Авогадро и следствия из него. Это упорядочило запутанную картину химии того времени. Два года спустя Канниццаро рассказал о законе Авогадро в Карлсруэ на Международном конгрессе по химии. Его доклад произвёл на учёных неизгладимое впечатление.

Один из них сказал, что он как будто прозрел, все сомнения испарились, а взамен появилось чувство уверенности.

После того как закон Авогадро признали, учёные могли не только определять состав молекул газов, но и рассчитывать атомные и молекулярные массы. Эти знания помогали в расчёте массовых соотношений реагентов в различных химических реакциях. И это было очень удобно. Измеряя массу в граммах, исследователи могли оперировать молекулами.

Заключение

Много времени прошло с тех пор, как был открыт закон Авогадро, но об основоположнике молекулярной теории никто не забыл. Логика учёного была безупречной, что позже подтвердили расчёты Дж.

Максвелла, основанные на кинетической теории газов, а затем и экспериментальные исследования (броуновское движение). Также было определено, сколько содержится частиц в моле каждого газа.

Эта константа – 6,022•1023 была названа числом Авогадро, увековечив имя проницательного Амедео.

Источник: https://www.syl.ru/article/200044/mod_zakon-avogadro-opisanie-i-biografiya-uch-nogo

Урок 23. Закон Авогадро – HIMI4KA

Архив уроков › Основные законы химии

В уроке 23 «Закон Авогадро» из курса «Химия для чайников» поговорим о роли изучения газов для всей науки, а также дадим определение закону Авогадро. Этим уроком мы открываем третий раздел курса, под названием «Законы газового состояния». Рекомендую просмотреть прошлые уроки, так как в них изложены основы химии, которые понадобятся вам в изучении данной главы.

Предисловие к главе

Слово «Газ» происходит от хорошо известного греческого слова хаос. Химики гораздо позже подошли к изучению газов, чем других веществ. Твердые и жидкие вещества было значительно легче опознавать и отличать друг от друга, а представление о различных «воздухах» зарождалось очень медленно.

Диоксид углерода был получен из известняка только в 1756 г. Водород открыли в 1766 г., азот — в 1772 г., а кислород — в 1781 г. Несмотря на столь позднее открытие газов, они являлись первыми веществами, физические свойства которых удавалось объяснить при помощи простых законов.

Оказалось, что когда вещества, находящиеся в этом трудноуловимом состоянии, подвергаются изменениям температуры и давления, они ведут себя по гораздо более простым законам, чем твердые и жидкие вещества.

Более того, одним из важнейших испытаний атомистической теории оказалась ее способность объяснить поведение газов. Эта история излагается в данной главе.

Заключив в замкнутый сосуд образец какого-либо газа, мы можем измерить его массу, объем, давление на стенки сосуда, вязкость, температуру, теплопроводность и скорость распространения  нем звука.

Легко также измерить скорость эффузии (истечения) газа через отверстие в сосуде и скорость, с которой один газ диффундирует (проникает) в другой.

В данном разделе будет показано, что все эти свойства не являются независимыми друг от друга, а связаны при помощи довольно простой теории, основанной на предположении, что газы состоят из непрерывно движущихся и сталкивающихся частиц.

В развитие атомистической теории чрезвычайно важную роль сыграла гипотеза, выдвинутая в 1811 г. Амедо Авогадро (1776-1856).

Авогадро предположил, что в равных объемах всех газов, при одинаковых температуре и давлении, содержится равное число молекул. Это означает, что плотность газа должна быть пропорциональна молекулярной массе данного газа.

Под плотностью газа понимается его масса, приходящаяся на единицу объема и измеряемая в граммах на миллилитр (г/мл).

На гипотезу Авогадро обратили внимание лишь спустя 50 лет, которая после многочисленных испытаний было подтверждена и из гипотезы превратилась в закон Авогадро. В знак запоздалого признания незаслуженно обойденного вниманием ученого число молекул в моле вещества впоследствии получило название числа Авогадро, равное 6,022·1023.

Закон Авогадро, формулировка и следствия

Если воспользоваться законом Авогадро, то число молекул газа, а следовательно и число n его молей должно быть пропорционально объему V газа:

• Число молей газа n = k·V (при постоянных P и Т)

В этом уравнении k — коэффициент пропорциональности, зависящий от температуры T и давления P.

В уроке 23 «Закон Авогадро» мы рассмотрели одну из многих закономерностей, присущих газам.

В данной главе мы обсудим и другие закономерности, связывающие между собой давление газа P, его объем V, температуру T и число молей n в данном образце газа. Надеюсь урок был познавательным и понятным.

Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментарии. Если вопросов нет, то переходите к следующему уроку.

Источник: https://himi4ka.ru/arhiv-urokov/urok-23-zakon-avogadro.html

• Справочник
  • Законы
  • Законы термодинамики
  • Закон Авогадро
Читайте также:  Как защищать курсовую работу

Пусть температура постоянна (( T=const )), давление не изменяется (( p=const )), объем постоянный ( (V=const) ): ( (N) ) — число частиц (молекул) любого идеального газа величина неизменная. Это утверждение называется законом Авогадро.

Закон Авогадро звучит следующим образом:

В равных объемах газов (V) при одинаковых условиях (температуре Т и давлении Р) содержится одинаковое число молекул.

Закон Авогадро был открыт в 1811 г Амедео Авогадро. Предпосылкой для это­го стало правило кратных отношений: при одинаковых ус­ловиях объемы газов, вступа­ющих в реакцию, находятся в простых соотношениях, как 1:1, 1:2, 1:3 и т. д.

Французский ученый Ж.Л. Гей-Люссак установил закон объемных отношений:

Объемы вступающих в реакцию газов при одинаковых условиях (температуре и давлении) относятся друг к другу как простые целые числа.

Например, 1 л хлора соединяется с 1 л водорода, образуя 2 л хлороводорода; 2 л оксида серы (IV) соединяются с 1 л кислорода, образуя 1 л оксида серы (VI).

Реальные газы, как правило, являются смесью чистых газов — кислорода, водоро­да, азота, гелия и т. п. Например, воздух состоит из 77 % азота, 21 % кислорода, 1 % водорода, остальные — инертные и прочие газы. Каждый из них создает давление на стенки сосуда, в котором находится.

Парциальное давление Давление, которое в смеси газов создает каждый газ в отдельности, как будто он один занимает весь объем, называется парциальным давлением (от лат. partialis — частичный)

Нормальные условия: p = 760 мм рт. ст. или 101 325 Па, t = 0 °С или 273 К.

Следствия из закона Авогадро

Следствие 1 из закона Авогадро Один моль любого газа при одинаковых условиях занимает одинаковый объем. В частности при нормальных условиях объем одного моля идеального газа равен 22,4 л. Этот объем называют молярным объемом ( V_{mu} )

[V_{mu}=dfrac{V}{
u} ]

где ( V_{mu} ) — молярный объем газа (размерность л/моль); ( V ) — объем вещества системы; ( n ) — количество вещества системы. Пример записи: ( V_{mu} ) газа (н.у.) = 22,4 л/моль.

• Следствие 2 из закона Авогадро Отношение масс одинаковых объемов двух газов есть величина постоянная для данных газов. Эта величина называется относительной плотностью ( D )
  • [D=frac{m_1}{m_2}=dfrac{{mu}_1}{{mu}_2} ]
  • где ( m_1 ) и ( m_2 ) — молярные массы двух газообразных веществ.
  • Величина ( D ) определяется экспериментально как отношение масс одинаковых объемов исследуемого газа ( m_1 ) и эталонного газа с известной молекулярной массой (М2). По величинам ( D ) и ( m_2 ) можно найти молярную массу исследуемого газа: ( m_1 = D cdot m_2 )

Таким образом, при нормальных условиях (н.у.) молярный объем любого газа ( V_{mu} = 22,4 ) л/моль.

1. Относительную плотность чаще всего вычисляют по отношению к воздуху или водороду, используя, что молярные массы водорода и воздуха известны и равны, соответственно:
  2. [ {mu }_{H_2}=2cdot {10}^{-3}frac{кг}{моль} ]
  3. [ {mu }_{vozd}=29cdot {10}^{-3}frac{кг}{моль} ]

Очень часто при решении задач используется то, что при нормальных условиях (н.у.) (давлении в одну атмосферу или, что тоже самое ( p={10}^5Па=760 мм рт.ст, t=0^o C )) молярный объем любого идеального газа:

• [ frac{RT}{p}=V_{mu }=22,4cdot {10}^{-3}frac{м^3}{моль}=22,4frac{л}{моль} . ]
  • Концентрацию молекул идеального газа при нормальных условиях:
  • [ n_L=frac{N_A}{V_{mu }}=2,686754cdot {10}^{25}м^{-3} , ]
  • называют числом Лошмидта.

Определите, какой объем займут 0,5 моля ( {Cl}_2 ) при нормальных условиях. Какой объем займут 140 гр хлора при н.у.?

Из закона Авогадро следует, что один моль любого газа при н.у. занимает ( V_{mu }=22,4cdot {10}^{-3}frac{м^3}{моль} ), воспользуемся этим.

[ V_{{Cl}_2}=
u cdot V_{mu } left(1.1
ight). ]

1. Так как единицы данных приведены в СИ, проведем вычисления:
  2. [ V_{{Cl}_2}=0,5cdot 22,4cdot {10}^{-3}=11,2cdot {10}^{-3} (м^3) ]
  3. Для решения второй части задачи используем формулу для количества вещества:
  4. [
    u =frac{m}{mu } (1.2) ]
  5. Молярную массу хлора найдем с помощью таблицы Менделеева:

[ {mu }_{{Cl}_2}=70cdot {10}^{-3}frac{кг}{моль} left(1.3
ight). ]

Используем формулу (1.1), подставим (1.2), получим:

[ V_{{Cl}_2}=frac{m}{м}V_м left(1.4
ight). ]

Проведем расчет, если m=140 гр = 140( cdot {10}^{-3} кг ):

[ V_{{Cl}_2}=frac{140cdot {10}^{-3}}{70cdot {10}^{-3}}cdot 22,4cdot {10}^{-3}=44,8cdot {10}^{-3} (м^3) ]

Объем 0,5 молей хлора займут объем 11,2 л. Объем 140 гр хлора 44,8 л.

13, 8 грамма вещества сгорают полностью. В результате горения получается 26,4 гр ( CO_2 ) и 16,2 гр ( H_2O. ) Относительная плотность паров искомого газа по водороду равна 23. Какова молекулярная формула вещества?

Найдем молярную массу искомого вещества по формуле, если известно, что ( {mu }_{H_2} )=2( frac{г}{моль} ):

[ D=frac{m_1}{m_2}=frac{{mu }_x}{{mu }_{H_2}} o {mu }_x=23cdot 2=46 left(frac{г}{моль}
ight) (2.1). ]

Найдем массу углерода, составив пропорцию:

CO2 C
1 моль 1 моль
26,4 г х
44 г 12 г
  • [ m_C ]=( x=frac{26,4cdot 12}{44} )=7,2 (гр.)
  • аналогично найдем массу водорода:
  • [ m_H=frac{16,2cdot 2}{18}=1,8 (гр.) ]
  • И для кислорода:
  • [ m_O=13,8-7,2-1,8=4,8 left(гр
    ight) ]
  • согласно закону сохранения массы.
  • Найдем количество молей веществ:
    u }_C=frac{7,2}{12}=0,6 left(моль
    u }_Н=frac{1,8}{1}=1,8 left(моль
    u }_O=frac{4,8}{16}=0,3 left(моль
  • Из закона отношений:
    u }_C:н_Н:н_O=0,6:1,8:0,3 (2.2) ]
  • Разделим числа из последнего соотношения на 0,3, получим:
  • 2:6:1
  • Следовательно, простейшая формула: ( C_2H_6O ).
  • [ {mu }_{C_2H_6O}=24+6+16=46 left(frac{г}{моль}
    ight)(2.3) ]

Полученная молярная масса в формуле (2.1), также ( 46 left(frac{г}{моль}
ight) ), следовательно, простейшая и истинная формулы искомого вещества совпадают.

Формула сгоревшего вещества ( C_2H_6O. )

Какой объем занимает 0,2 моль N2 при н.у.?

н.у.

Vm = 22, 4 л/моль

ν (N2) = 0,2 моль

1. Решение:
  2. ν (N2) = V(N2 ) / Vm , следовательно
  3. V (N2 ) = ν (N2) · Vm =
  4. = 0,2 моль · 22,4 л / моль = 4,48 л

Какой объем займут 56 г. газа СО при н.у.?

н.у.

Vm = 22, 4 л/моль

m (CO) = 56 г

• ν (CO) = V(CO) / Vm , следовательно
  • V (CO ) = ν (CO) · Vm
  • Неизвестное количество вещества найдём по формуле:
  • ν = m/M
  • M(CO) = Ar(C) + Ar(O) = 12 + 16 = 28 г/моль
  • ν (СО) = m/M = 56 г / 28 г/моль = 2 моль
  • V (CO ) = ν (CO) · Vm = 2 моль · 22,4 л/моль = 44,8 л

Не можешь написать работу сам?

Доверь её нашим специалистам

от 100 р.стоимость заказа Закон Авогадро, формулировка и следствия

Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!

• Закон Бойля-Мариотта. Изотермаесли при постоянной темпе­ратуре происходит термодинамический про­цесс, вследствие которого газ переходит из одного состояния (p1 и V1) в другое (p2 и V2), то произведение давления на объем данной массы газа при постоянной температуре яв­ляется постоянным: pV = const.
  • При неизменном объеме отношение давления данной массы газа к его абсолютной температуре есть величина постоянная.
  • Первый закон термодинамикиКоличество теплоты, которое подводится к системе, расходуется на совершение данной системой работы (против внешних сил) и изменение ее внутренней энергии.
  • Второй закон термодинамикиНевозможно создать круговой процесс, результатом которого станет исключительно превращение теплоты, которое получено от нагревателя, в работу.
  • Закон Гей-Люссака. ИзобараПри постоянном давлении относительное изменение объема газа данной массы прямо пропорционально изменению тем­пературы:
  • Старинные русские меры длины, веса, объёмаСистема древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.
  • Переводчик азбуки Морзе онлайнАзбука Морзе — перечень сигналов из точек и тире, воспроизводящихся с помощью радиосигналов или прерыванием постоянного электрического тока.
  • Бесплатный генератор паролей онлайнСоздать бесплатно пароль любой длины и уровня сложности для ваших приложений, аккаунтов, соц. сетей, паролей к Windows, зашифрованным архивам и т.д.
  • Ведро́ — сосуд для хранения жидких и сыпучих материалов и транспортировки их на небольшие расстояния.
  • Массой тела называется физическая величина, характеризующая его инерционные и гравитационные свойства.
  • Сколько километров в миле?Морскую милю приравняли к 1862 метрам, сухопутная американская миля равна 1.609344 километра.
  • Конвертер текста в юникодКонвертер для перевода любого текста (не только кириллицы) в Юникод.

Источник: https://calcsbox.com/post/zakon-avogadro.html

Секретная шпаргалка по химии. 4.1 Закон Гей-Люссака. Закон Авогадро. Горение

В интернете бушуют страсти вокруг моей статьи «Тайны задач по химии? Вскрытие покажет…» Уже делают ставки по поводу следующей жертвы вскрытия. Мне это дело очень нравится.

Когда горят эмоции, людям становится тепло и легче дышится, поскольку сгорает вся ненужная шелупонь. Потому сегодня мы начинаем изучать газы. Это сложная тема, она не уложится в объем одной статьи, равно как и в объем одного занятия. Теория простая, но задачи…

Это что-то с чем-то, «гестапо отдыхает». До ЕГЭ пока доплыли элементарные расчеты, представленные в 28 задании. В 34 задаче я несколько раз встречала более сложные фишки, но им еще очень далеко до задач на газы легендарных авторов, таких как Середа И.П. или Белавин И.Ю.

Однако, не расслабляйтесь! Задания ЕГЭ с каждым годом «все чудесатее и чудесатее».

Сегодня мы поговорим о законе объемных отношений Гей-Люссака, законе Авогадро, связанных с этими законами легких расчетах по уравнениям реакций с газами и о процессе горения.

В 1802 году, практически одновременно с Джоном Дальтоном, французский ученый-химик Жозеф Луи Гей-Люссак на основании опытных данных (т.е. эмпирически) сформулировал закон объемных отношений:

Изложим закон объемных отношений современными понятиями.

Объемы газообразных реагентов и продуктов, измеренные при одинаковых условиях, относятся друг к другу как коэффициенты в уравнении химической реакции.

В 1811 году итальянский химик Амадео Авогадро сформулировал гипотезу, подтвержденную позже большим количеством экспериментов и вошедшую в науку под названием закон Авогадро:

«В равных объемах различных газов, измеренных при одинаковых условиях, содержится одинаковое число молекул»

Оба эти закона легли в основу расчетов по уравнениям реакций с газами. Таким образом, в отличие от твердых веществ и растворов, с газами можно работать, используя две расчетные величины — количество вещества и с объем. Выбираем сами, как нам удобнее.

Горение — экзотермическая реакция окисления простых и сложных веществ кислородом (или озоном). Продукты горения, обычно, оксиды (есть исключение). На представленной внизу схеме хорошо видно, какие продукты образуются при сгорании разных элементов реагента. Кстати, в некоторых случаях продукты горения могут реагировать между собой. Такие реакции также показаны на схеме

Приведу примеры 28 задания ЕГЭ (Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях, расчеты по термохимическим уравнениям) Условия задач взяты из тренировочных работ ЕГЭ по химии. Возьмите тетрадку, ручку и попробуйте решить эти задачи — вначале вместе со мной, затем самостоятельно.

Задача 1

Рассчитайте объем воздуха, необходимый для сжигания 1,4 л этилена. Считать объемную долю кислорода в воздухе равной 21%.

Задачу решаем стандартно, по Четырем Заповедям. По уравнению реакции определяем объем кислорода. Объем воздуха рассчитываем по формуле объемной доли кислорода в воздухе.

Задача 2

Рассчитайте объем кислорода, необходимый для сжигания смеси 2 л метана и 2 л этана.

Реакцию горения записываем для каждого реагента отдельно. Ни в коем случае нельзя записывать все в одну реакцию! По каждой реакции рассчитываем объем кислорода, а затем суммируем эти объемы.