В процессе изучения химии вы уже ознакомились со многоми неметаллическими элементами и их соединениями. Наиболее известные вам неметаллы – водород, кислород и их уникальное соединение – вода. В 8 классе на примере VII группы главной подгруппы вы познакомились с семейством неметаллов – галогенами, с их свойствами. В новой теме вы получите целостные представления об элементах-неметаллах. Учитывая, что вы имеете некоторый запас знаний о них, умеете использовать ПСХЭ, мы сначала ознакомимся с общими свойствами групп неметаллов, затем и с их конкретными представителями. Такой подход в изучении предмета называется дедуктивным.
I. Положение элементов-неметаллов в ПСХЭ
Анимация: “Деление элементов на металлы и неметаллы”
- Слайд-шоу: “Примеры неметаллов”
- Виртуальная образовательная лаборатория: “Знакомство с образцами природных соединений неметаллов”
- II. Строение атомов неметаллов
Для атомов-неметаллов характерно:
-
Небольшой атомный радиус (в сравнении с радиусами атомов-металлов одного с ними периода).
-
Большее число электронов на внешнем уровне (4-8), исключения Н, Не, В.
-
Происходит заполнение электронами только внешнего энергетического уровня.
-
Для элементов-неметаллов характерны высокие значения электроотрицательности.
III. Общие свойства элементов-неметаллов по их положению в ПСХЭ
Своеобразной мерой неметалличности элементов является электроотрицательность (вспомнить понятия электроотрицательности, ряд электроотрицательности).
Чем больше ЭО элемента, тем сильней его способность к оттягиванию общих электронных пар, а значит тем сильнее неметаллические, т.е. окислительные способности.
Чем ближе в ПС элемент располагается к фтору, тем сильнее проявляются у него окислительные свойства.
III. Неметаллы в природе
Атомы неметаллических элементов составляют подавляющее большинство соединений во Вселенной и верхних слоях Земли. Они более распространены в природе, чем металлы.
Некоторые неметаллические элементы встречаются в природе в виде простых веществ: месторождения самородной серы в Прикарпатье; Завальевское месторождение графита; существуют залежи пород, содержащих алмазы. В состав воздуха входят: азот, кислород, инертные газы. Распространенным элементом в космосе является водород.
Гораздо больше атомов неметаллических элементов образуют различные сложные вещества. Так, значительную часть литосферы составляет кремнезем SiO2, гидросферы — вода.
Кислород один из самых распространенных элементов на Земле. В земной коре в составе соединений 49% по массе. Он входит в состав воды, горных пород, минералов, солей. Есть обязательной составной частью растительных, животных организмов: входит в состав белков, жиров, углеводов. В воздухе свободного кислорода 21% по объему.
Сера широко распространен в природе как в свободном виде (с примесями горных пород), так и в соединениях с различными металлами (сульфиды), а также в виде солей.
Сульфиды: железный колчедан или пирит FeS2, цинковая обманка ZnS, медный блеск CuS, киноварь HgS. Сульфаты: гипс CaSO4 • 2H2O, глауберовая соль Na2SO4 • 10H2O, горькая соль MgSO4 • 7H2O.
Содержится в живых организмах, входит в состав белка, в состав органических соединений в нефти.
Элемент Карбон (углерод) входит в состав нефти, газа, угля, сланцев, органических соединений, углекислого и угарного газов. Важный элемент живой природы — входит в состав белков, жиров, углеводов, витаминов, ферментов, гормонов. В виде простых веществ графита и алмаза; сложных веществ: CaCO3 — мел, известняк, мрамор, CaCO3 • MgCO3 — доломит, MgCO3 — магнезит.
Чистый кремний в природе не существует, его добывают химическим способом. По распространенности занимает второе место после кислорода. Оболочка Земли на 97% состоит из соединений кремния. Встречается в виде: SiO2 — песок, кварц, кремнезем; минералов — слюда, асбест, тальк, нефелин, полевой шпат. В стеблях растений (хвощ, бамбук), в теле птиц и животных — перья, глаз, скелет, тело губок.
Азот в виде простого вещества азота входит в состав воздуха, примерно 78% по объему. Содержание элемента в земной коре — 0,01% по массе в виде нитратов. Небольшое количество в составе нефти и каменном угле. Входит в состав белковых веществ всех живых организмов.
Фосфор в природе существует только в соединениях в виде фосфатов. Главные минералы в состав которых входит Фосфор — Ca3(PO4)2 — апатиты и фосфориты (0,08%). Элемент Фосфор входит в состав костной, мышечной, нервной тканей человека и животных, многие его в клетках мозга.
IV. Аллотропия неметаллов
Среди неметаллов распространено явление аллотропии. Один элемент может образовывать несколько простых веществ.
Причины аллотропии:
-
Разные типы кристаллических решеток (белый фосфор Р4 – молекулярная, красный фосфор Р – атомная).
-
Разная структура кристаллической решетки (алмаз – тетраэдрическая, графит – слоистая).
-
Разный состав молекул аллотропных модификаций (О2 и О3).
Кислород | Озон | |
Состав молекулы | О2 | О3 |
Физические свойства |
|
|
Химические свойства |
|
|
- V. Подгруппа кислорода (халькогены)
- ХАЛЬКОГЕНЫ
- В подгруппу кислорода входят элементы: кислород, сера, селен, теллур, полоний.
- 1. ХАЛЬКОГЕНЫ В ПРИРОДЕ
- Положение в таблице
2. Свойства элементов VI-A подгруппы.
Элемент | КислородO | СераS | СеленSe | ТеллурTe | ПолонийPo |
Свойство | |||||
Порядковый номер элемента | 8 | 16 | 34 | 52 | 84 |
Относительная атомная масса | 15,999 | 32,067 | 78,96 | 127,60 | 208,982 |
Температура плавления,С0 | -219 | 119 | 217 | 450 | 254 |
Температура кипения,С0 | -183 | 445 | 685 | 1390 | 962 |
Плотность г/см3 | 1,27(твёрдый) | 2,1 | 4,8 | 6,2 | 9,4 |
Степени окисления | -2 ( со фтором +2, в перикисях -1) | -2, +4, +6 | -2, +4, +6 | -2, +4, +6 | -2, +4, +6 |
- 3. Строение атомов кислорода и серы
- O+8 )2)6 1s22s22p4 Р-элемент
- S+16 )2)8)6 1s22s22p63s23p4 Р-элемент
- Кислород и сера имеют одинаковое строение внешнего энергетического уровня – ns2np4, где n – номер периода.
- VI. Тренажеры
- Тренажер №1: “Знакомство с неметаллами”
- Тренажер №2: “Положение неметаллов в ПСХЭ”
- Тренажер №3: “Электронное строение атомов неметаллов”
- VII. Тест
- Тест: “Общая характеристика неметаллов”
- ЦОРы
- Анимация: “Деление элементов на металлы и неметаллы”
- Слайд-шоу: “Примеры неметаллов”
- Виртуальная образовательная лаборатория: “Знакомство с образцами природных соединений неметаллов”
Источник: https://kardaeva.ru/89-dlya-uchenika/9-klass/191-polozhenie-elementov-nemetallov-v-periodicheskoj-sisteme-d-i-mendeleeva-osobennosti-stroeniya-ikh-atomov-nemetally-v-prirode
Особенности строения атомов неметаллов. Неметаллы – простые вещества
Неметаллы, химические элементы, которые образуют простые тела, не обладающие свойствами, характерными для металлов. К неметаллам относятся 22 элемента.
- Положение неметаллов в ПС.
- Неметаллы находятся в верхнем правом углу ПС над диагональю В – Аt.
- Расположены в главных подгруппах 4 — 8 групп.
- Особенности строения атомов неметаллов.
- Ø на внешнем уровне имеют от 4 до 8 электронов
- Ø небольшой радиус атомов
- Ø стремятся принять электроны (своеобразной мерой неметалличности является электроотрицательность — важная характеристика атомов – неметаллов)
- Ø между атомами в простых веществах неметаллах связи — ковалентные.
- Физические свойства.
- а) Агрегатное состояние.
- · Твердые вещества: бор, углерод, кремний, фосфор, сера, мышьяк, селен, теллур, йод, астат;
- · Жидкости: бром – красно – бурая жидкость с тяжелым неприятным запахом;
- · Газы: водород, азот, кислород, фтор, хлор и инертные газы.
- Простые вещества неметаллы имеют атомные и молекулярные кристаллические решетки.
Особыми являются инертные или благородные газы. Инертные газы не имеют цвета и запаха. И являются одноатомными. Инертные газы считаются благородными. Обладают более высокой электропроводностью (по сравнению с другими) и, при прохождении через них тока, ярко светятся.
- · Неон — огненно красным светом.
- · Гелий — ярко-жёлтым светом.
- · Аргон – синим светом.
- · Криптон – светло- желтым светом.
- · Ксенон – фиолетовым светом.
- Несмотря на свою инертность, эти газы находят широкое применение:
- — гелием заполняют воздушные шары и дирижабли.
- — неон применяется для световой рекламы.
— аргон в качестве защитной среды при сварке (дуговой, лазерной, контактной и т. п.) как металлов, так и неметаллов.
Такие неметаллы, как водород, кислород, азот, фтор и хлор, имеют двухатомные молекулы. Водород, кислород и азот — бесцветны, фтор имеет светло – зеленый цвет, хлор – желто – зеленый.
- б) Не имеют металлического блеска (исключение – графит, йод)
- в) Большинство не проводят электрический ток (кроме кремния и графита)
- г) Хрупкие.
4. Аллотропия — явление, при котором один химический элемент образует несколько простых веществ.
- Причины аллотропии:
- — разный состав молекул (О2 и О3)
- — разное строение (алмаз, графит)
- Галогены.
Галогены – элементы главной подгруппы VII группы. «Галогены» — «рождающие соли».
- Простые вещества, образованные атомами галогенов, состоят из двух атомов:
- F2, Cl2, Br2, I2.
- Физические свойства галогенов.
- В подгруппе сверху вниз с ростом атомного номера закономерно изменяются физические свойства простых веществ – галогенов.
- От фтора к йоду растет плотность, повышаются температуры плавления, кипения, усиливается интенсивность окраски.
- Фтор – ядовитый газ светло- зеленого цвета.
- Хлор – ядовитый газ желто – зеленого цвета.
- Бром – токсичная тяжёлая жидкость красно – бурого цвета.
Йод — твердое кристаллическое вещество , с металлическим блеском, даже при слабом нагревании легко переходит в пар интенсивно – фиолетового цвета, который при охлаждении снова превращается в кристаллы. Переход из твёрдого состояния в газообразное называется возгонкой.
- Все галогены обладают очень резким удушливым запахом .
- Химические свойства
- Галогены — очень сильные окислители.
- Фтор проявляет только окислительные свойства, для него характерна только степень окисления -1 в соединениях.
Остальные галогены проявляют и восстановительные свойства при взаимодействии с более э.о. элементами — фтором, кислородом, азотом. Их степени окисления могут принимать значения +1, +3, +5, +7.
- 1. Взаимодействие с металлами (образуются соли):
- 2K + Cl2 → 2KCl
- 2Fe + 3Cl2 → 2FeCl3
- 2Al + 3Br2 → 2AlBr3
- 2Al + 3I2 → 2AlBr3
- 2. Взаимодействие с неметаллами:
- А) с водородом
- H2 + F2 → 2HF
- H2 + Cl2 → 2HCl
- H2 + Br2 → 2HBr
- H2 + I2 → 2HI
- Б) с другими неметаллами
- 2P + 5Cl2 → 2PCl5
- 3. Взаимодействие со сложными веществами:
- А) с водой
- 2H2O + F2 →4HF + O2 (взрыв)
- H2O + Cl2 →HCl + HClO хлорная вода
- Br2 + H2O → HBr + HBrO бромная вода
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1352;
Источник: https://studopedia.net/6_59106_osobennosti-stroeniya-atomov-nemetallov-nemetalli—prostie-veshchestva.html
Неметаллы. Физические и химические свойства
Как же определить, относится вещество к металлам или к неметаллам?
Если внимательно посмотреть на Периодическую систему Д.И. Менделеева (подробно с классификацией элементов знакомимся в параграфе 42 учебника по химии для 8 класса под редакцией Еремина В.В.) и провести условную диагональ от водорода через бор до астата и неоткрытого пока элемента № 118, таблица неметаллов займет правый верхний угол.
Каждый горизонтальный период таблицы заканчивается элементом с завершенным внешним энергетическим уровнем. Эта группа элементов носит название благородные газы и имеет особые свойства, с которыми можно познакомиться в параграфе 18 учебника «Химия» для 8 класса под редакцией Еремина В.В.
При рассмотрении электронного строения неметаллов можно заметить, что энергетические уровни атома заполнены электронами больше чем на 50% (исключение – бор), и у элементов, расположенных в таблице справа налево количество электронов на внешнем уровне увеличивается. Поэтому в химических реакциях эта группа веществ может быть как акцептором электронов с окислительными свойствами, так и донором электронов с восстановительными свойствами.
Вещества, образующие диагональ бор-кремний-германий-мышьяк-теллур, являются уникальными, и в зависимости от реакции и реагента могут проявлять как металлические, так и неметаллические свойства. Их называют металлоиды. В химических реакциях они проявляют преимущественно восстановительные свойства.
Физические свойства неметаллов. Аллотропия
Если смотреть на металлы, то невооруженным глазом можно заметить общие свойства — металлический блеск, твердое агрегатное состояние (исключение — жидкая ртуть), тепло- и электропроводность.
С неметаллами все намного сложнее. Они могут иметь молекулярное и немолекулярное строение. Благодаря различиям в строении, простые вещества неметаллы существуют в трех агрегатных состояниях:
- Молекулярные:
- Летучие, газообразные, бесцветные кислород, водород.
- Газообразные, окрашенные хлор, азот, фтор.
- Единственный жидкий представитель — темно-красный бром.
- Твердые, но хрупкие вещества с невысокой температурой плавления — кристаллы йода, серы, белого фосфора.
- Немолекулярные:
- Твердые вещества с высокой температурой плавления — кремний, графит, алмаз и красный фосфор.
Большинство из неметаллических веществ плохо проводят электричество и тепло.
Исключением является графит — разновидность углерода.
Аллотропия — уникальная способность неметаллического элемента образовывать несколько простых веществ. В естественной среде существуют аллотропные модификации элементов, которые отличаются физическими и химическими свойствами. К ним относятся озон и кислород, графит и алмаз. Подробнее о физических свойствах неметаллов вы можете узнать в учебнике «Химия. 9 класс».
Химические свойства неметаллов
Как мы разобрали выше, группа неметаллов довольно полиморфна и в зависимости от типа реакций, в которых они участвуют, могут проявлять и окислительные, и восстановительные свойства. Фтор — исключение в этом ряду. Он всегда окислитель.
В ряду F,O,N,CL,Br,I,S,C,Se,P,As,Si,H окислительные свойства уменьшаются. Восстановительные свойства кислород может проявлять только в отношении фтора.
- В этом типе реакций проявляются окислительные свойства и неметаллы принимают электроны с образованием отрицательно заряженных частиц.
- Са + Сl2 = СаСl2
- Са + O2 = СаO2
- Na + Сl2 = Na+Сl2
Практически все неметаллы реагируют с водородом. Лишь благородные газы составляют исключение для реакций данного типа. Продуктом реакции являются летучие водородные соединения:
Cl2 + H2 = 2HCl
С + 2Н2 = СН4
Неметаллы образуют кислотные или несолеобразующие оксиды. S + O2 = SO2
P + 5O2 = 2P2O5 4. Взаимодействие с водой и кислотами для неметаллов не характерно.
Что ещё почитать?
ОГЭ по химии — 2019: расписание, критерии оценивания, типы заданий Биография Д.И. Менделеева. Интересные факты из жизни великого химика Карбоновые кислоты Массовая доля вещества
История открытия неметаллов
Медная посуда, железные орудия труда, золотые украшения — издавна человек замечал, что у всех этих веществ есть определенные общие свойства:
- они проводят тепло и электрический ток;
- для них характерен металлический блеск;
- благодаря пластичности и ковкости им можно придать любую форму;
- для всех веществ характерна металлическая кристаллическая решетка.
В противовес металлам были и другие вещества, не обладающие металлическими свойствами, и названные соответственно неметаллами. Практически до конца XVII века ученым-алхимикам было известно всего лишь два вещества-неметалла — углерод и сера.
В 1669 году Бранд в поисках «философского камня» открыл белый фосфор. И за короткий период с 1748 по 1798 годы было открыто около 15 новых металлов и 5 неметаллов.
Попытки открытия фтора стоили исследователям не только здоровья, но и жизни.
Деви, братья Кнокс, Гей-Люссак — это неполный список жертв науки, что потеряли здоровье в попытках выделить фтор из плавикового шпата. Лишь в 1886 году Муассан решил сложную задачу способом электролиза.
И получил первый галоген, а ещё – ядовитый хлор. Во времена Первой мировой войны его использовали как оружие массового поражения.
В настоящее время открыто 22 неметаллических элемента.
#ADVERTISING_INSERT#
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/nemetally/
Общая характеристика неметаллов IVА–VIIА групп
Общая характеристика неметаллов IVА–VIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов
- Неметаллы (неМе) в Периодической системе химических элементов располагаются в правом верхнем углу:
- Перечислим все неметаллы:
Группы/Периоды | IA | IIA | IIIA | IVA | VA | VIA | VIIA | VIIIA |
1 | Н водород | Не гелий | ||||||
2 | В бор | С углерод | N азот | О кислород | F фтор | Ne неон | ||
3 | Si кремний | P фосфор | S сера | Cl хлор | Ar аргон | |||
4 | As мышьяк | Se селен | Br бром | Kr криптон | ||||
5 | Те теллур | I йод | Xe ксенон | |||||
6 | At астат | Rn радон |
У большинства неметаллов есть общие характеристики и свойства:
- Относительно небольшой радиус атома.
- Высокая электроотрицательность (значения, близкие к 3-4). Чем ближе к фтору элемент, то есть чем выше и правее расположен элемент, тем больше его электротрицательность.
- У неметаллов относительно электронов на внешнем энергетическом уровне (исключения — водород, бор, гелий). Как правило, у большинства неметаллов от 4 до 8 электронов на внешнем энергетическом уровне.
- Большинство неметаллов проявляют окислительные свойства. Окислительные свойства простых веществ зависят не только от положения в Периодической системе, но и от особенностей строения их молекул. Фтор, хлор или кислород в виде простых веществ — сильные окислители; мышьяк, селен, водород, углерод и кремний в виде простых веществ сильные восстановители и слабые окислители. А в целом почти все неметаллы могут проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства в реакциях.
- Среди неметаллов есть газообразные вещества (H2, O2, N2, Cl2, F2), жидкие вещества (Br2) и твердые вещества (к примеру, S8, P4, I2).
- Для неметаллов характерны крайне низкие значения электро- и теплопроводности, у них отсутствуют такие свойства, как ковкость, пластичность.
Остановимся подробно на свойствах и характеристиках конкретных неметаллов.
Углерод | |
Расположение в Периодической таблице | 2 период; IV группа, главная подгруппа; порядковый номер 6 |
Особенности строения атома |
|
Электронная конфигурация | в основном состоянии: 1s2 2s22p2
|
в возбужденном состоянии: 1s2 2s12p3 1s 2s 2p(4 неспаренных электрона) | |
Типы гибридизации | sp3, sp2, sp. |
Степень окисления | от -4 до +4 |
Валентные возможности | II, III, IV |
Химические свойства |
|
Кремний | |
Расположение в Периодической таблице | 3 период; IV группа, главная подгруппа; порядковый номер 14 |
Особенности строения атома |
|
Электронная конфигурация | в основном состоянии: 1s22s22p63s23p2
|
в возбужденном состоянии: 1s22s22p63s13p3… 3s 3p(4 неспаренных электрона) | |
Типы гибридизации | sp3, sp2, sp. |
Степень окисления | от -4 до +4 |
Валентные возможности | II, IV |
Химические свойства |
|
Азот | |
Расположение в Периодической таблице | 2 период; V группа, главная подгруппа; порядковый номер 7 |
Особенности строения атома |
|
Электронная конфигурация | в основном состоянии: 1s2 2s22p3
|
Степень окисления | от -3 до +5 |
Валентные возможности | III, IV |
Химические свойства |
|
Фосфор | |
Расположение в Периодической таблице | 3 период; V группа, главная подгруппа; порядковый номер 15 |
Особенности строения атома |
|
Электронная конфигурация | в основном состоянии: 1s22s22p63s23p3
|
в возбужденном состоянии: 1s22s22p63s13p33d1
|
|
Типы гибридизации | sp3d |
Степень окисления | от -3 до +5 |
Валентные возможности | III, V |
Химические свойства |
|
Сера | |
Расположение в Периодической таблице | 3 период; VI группа, главная подгруппа; порядковый номер 16 |
Особенности строения атома |
|
Электронная конфигурация | в основном состоянии: 1s22s22p63s23p4
|
в возбужденном состоянии: 1s22s22p63s13p33d2
|
|
Типы гибридизации | sp3d2 |
Степень окисления | от -2 до +6 |
Валентные возможности | II, IV, VI |
Химические свойства |
|
Хлор | |
Расположение в Периодической таблице | 3 период; VII группа, главная подгруппа; порядковый номер 17 |
Особенности строения атома |
|
Электронная конфигурация | в основном состоянии: 1s22s22p63s23p5
|
в возбужденном состоянии: 1s22s22p63s13p33d3
|
|
Типы гибридизации | sp3d3 |
Степень окисления | от -1 до +7 |
Валентные возможности | I, III, V, VII |
Химические свойства |
|
Источник: https://chemege.ru/neme-iva-viia/
Положение неметаллов в периодической системе, строение их атомов
Билет № 5
1. Неметаллы: положение этих химических элементов в периодической системе, строение их атомов (на примере атомов хлора, кислорода,
азота). Отличие физических свойств неметаллов от свойств металлов. Реакции неметаллов с простыми веществами: металлами, водородом, кислородом
Простые вещества — неметаллы образуют элементы главных подгрупп, расположенные в правой верхней части периодической системы (правее диагонали, соединяющей бор и астат).
Для их атомов характерно наличие на внешнем уровне 4-8 электронов. Так, у азота на внешнем уровне 5 электронов (соответствует номеру группы), у кислорода — 6, у хлора — 7 электронов.
Электроны в атомах этих элементов прочнее связаны с ядром, поэтому для неметаллов характерны такие физические свойства, как
- отсутствие электрической проводимости (исключение — графит),
- низкая, по сравнению с металлами, теплопроводность,
- хрупкость.
Химические свойства
В реакциях с металлами и водородом неметаллы являются окислителями.
- Например, порошок серы при нагревании реагирует с железными опилками с образованием сульфида железа:
Fe0 + S0 = Fe+2S−2 - При высокой температуре сера реагирует с водородом (например, если пропускать водород через расплавленную серу). Образуется газ с запахом тухлых яиц — сероводород:
H20 + S0 = H2+1S−2
В реакциях с кислородом неметаллы являются восстановителями:
- S0 + O20 = S+4O2−2 (при горении серы образуется оксид серы (IV), или серни́стый газ)
C0 + O20 = C+4O2−2 (графит сгорает с образованием оксида углерода (IV), или углекислого газа)
Галогены не соединяются с кислородом напрямую, но можно получить их оксиды, в которых они проявляют положительную степень
окисления, например, оксид хлора (VII) Cl2O7.
Фторид кислорода O+2F2−1 — соединение, в котором кислород проявляет положительную степень окисления
2. Задача. Вычисление объема полученного газа, если известна масса исходного вещества
Объем газов рассчитывается по формуле:
v = 22,4 л/моль • n,
где 22,4 — молярный объем, т. е. объем одного моля любого газа,
n — количество вещества (моль)
Пример:
Сколько литров водорода выделится при разложении электрическим током воды массой 72 г?
Решение:
- M (H2O) = 1 • 2 + 16 = 18 г/моль
- Находим количество вещества воды по условию задачи:
n = m / M = 72 г : 18 г/моль = 4 моль - Записываем над уравнением реакции имеющиеся данные, а под уравнением — число моль согласно уравнению (равно коэффициенту перед
веществом):
4 моль x моль
2H2O = 2H2↑ + O2↑
2 моль 2 моль - Составляем пропорцию:
4 моль — x моль
2 моль — 2 моль(или с пояснением:
из 4 моль воды получится x моль водорода,
а из 2 моль — 2 моль) - Находим x:
x = 4 моль • 2 моль / 2 моль = 4 моль - Находим объем водорода:
v = 22,4 л/моль • 4 моль = 89,6 л
Ответ: 89,6 л.
Можно подставлять над и под уравнением непосредственно массу и объем веществ:
72 г x л
2H2O = 2H2↑ + O2↑
36 г 44,8 л
В этом случае нужно следить, чтобы друг под другом располагались одинаковые единицы измерения — граммы под граммами, литры под литрами.
автор: Владимир Соколов
Источник: https://staminaon.com/ru/chemistry/chemistry_9-5.htm
Урок «Общая характеристика неметаллов»
Урок химии в 9 классе. «___»___________________ 20___ г.
Общая характеристика неметаллов.
Цель. Дать общую характеристику неметаллам.
- Задачи.
- Образовательные: изучить положение неметаллов в ПС; рассмотреть особенности строения атомов неметаллов; вспомнить явление аллотропии на примере неметаллов;определить физические свойства неметаллов;
- Развивающие:развивать химический язык; уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в группах и периодах (сравнивать и анализировать); развивать умение учащихся на основе теоретических знаний сравнивать, анализировать, обобщать, логически рассуждать, делать выводы, развивать устную речь.
- Воспитательные: воспитывать химическую аккуратность по отношению к окружающей среде.
- Ход урока.
Орг. момент.
Краткий анализ контрольной работы.
Общая характеристика неметаллов.стр. 88 (129).
Положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Всего 22 элемента являются неметаллами. Неметаллы расположены в правом верхнем углу ПСХЭ (вдоль и над диагональю В – Аl.
Особенности строения атомов (число электронов на внешнем энергетическом уровне, радиус атома). Небольшой атомный радиус, 4-8 электронов на внешнем энергетическом уровне, высокие значения ЭО.
Окислительно-восстановительные свойства — являются и окислителями и восстановителями.
Химическая связь:
а) в простых веществах – к.н.
б) в сложных веществах – к.п.
- Кристаллическая решетка – атомная, молекулярная.
- Физические свойства
- все 3 агрегатных состояния при обычных условиях: твердые – сера, графит, фосфор, уголь активированный, кремний, бор; жидкие – бром; газы – кислород, водород, азот, хлор, фтор.
- Различная цветовая палитра.
- температуры плавления от 3800 0С – графит до -210 0С — азот
- Характер оксидов – кислотный.
- Характер гидроксидов – кислоты.
- Вспомните понятие аллотропии.
- Причиной аллотропии является: разное строение кристаллических решеток, разное число атомов в молекулах простых веществ.
Заполните таблицу «Сравнительная характеристика аллотропных видоизменений кислорода».стр.90- 91
Признаки сравнения | Кислород | Озон |
Качественный состав | кислород | Кислород |
Количественный состав | 2 | 3 |
Физические свойства | Газ, без цвета, вкуса и запаха | Светло-синий газ с сильным запахом |
Химические свойства | Взаимодействует почти со всеми простыми веществами, кроме галогенов, благородных газов, золота, платиновых металлов. | Более сильный окислитель, окисляет даже менее активные металлы. |
Биологические свойства | дыхание | Задерживает ультрафиолетовые лучи |
Нахождение в природе | Воздух 21% | Озоновый экран |
Применение | В металлургии, как окислитель в химических реакциях, для резки и сварки металлов, в медицине, жидкий – как окислитель ракетного топлива. | Отбеливание тканей, удаление запаха жиров и масел, обеззараживание воздуха и питьевой воды. |
- Закрепление.
- Выберите из перечисленных элементов неметаллы: водород, ртуть, бор, серебро, магний, кремний, натрий, углерод, азот, алюминий, калий, фосфор.
- Расположите элементы в порядке возрастания их неметаллических свойств:S, C, Cl, P, Si
- Расположите элементы в порядке возрастания их окислительных свойств:NT, S, Se, F, O
- Расположите элементы в порядке уменьшения их электроотрицательности:As, Cl, Br, Se, F.
Начертите схемы образования молекулH2иN2 . Какой тип химической связи реализуется в простых веществах – неметаллах?
Домашнее задание.упр. 3,5 стр. 93 ()
I. Общая характеристика неметаллов. стр. 88 (129).
Положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева. (количество, где располагаются)
- Особенности строения атомов (число электронов на внешнем энергетическом уровне, радиус атома).
- Окислительно-восстановительные свойства
- Химическая связь:
- а) в простых веществах –
- б) в сложных веществах –
- Кристаллическая решетка –
- Физические свойства
- А) агрегатное состояние, примеры
- Б) цвет, примеры
- В) температуры плавления, примеры
- Характер оксидов –
- Характер гидроксидов
II. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика аллотропных видоизменений кислорода».стр.90- 91 (131)
Признаки сравнения | Кислород | Озон |
Качественный состав | ||
Количественный состав | ||
Физические свойства | ||
Химические свойства | ||
Биологические свойства | ||
Нахождение в природе | ||
Применение | ||
Получение |
III.Упражнения.
- Выберите из перечисленных элементов неметаллы: водород, ртуть, бор, серебро, магний, кремний, натрий, углерод, азот, алюминий, калий, фосфор.
- Расположите элементы в порядке возрастания их неметаллических свойств:S, C, Cl, P, Si
- Расположите элементы в порядке возрастания их окислительных свойств:NT, S, Se, F, O
- Расположите элементы в порядке уменьшения их электроотрицательности:As, Cl, Br, Se, F.
Начертите схемы образования молекул H2 и N2 . Какой тип химической связи реализуется в простых веществах – неметаллах?
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/obshaya_harakteristika_nemetallov_163025.html
План урока «Общая характеристика неметаллов»
- Разработка урока
- «Общая характеристика неметаллов».
- Цели урока:
-
Закрепить знания о металлах (положение в периодической системе, особенности строения атома, физические свойства);
-
изучить положение неметаллов в периодической системе и особенности строения их атомов, рассмотреть их физические свойства;
-
формировать у учащихся коммуникативные способности(слушать друг друга, анализировать и дополнять ответы товарищей);
-
развивать логическое мышление учащихся, формировать умение описывать свойства веществ;
-
продолжить формирование общеучебных компетенций: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной.
- Оборудование: образцы неметаллов.
- Тип урока урок изучения новых знаний.
- Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний.
Мотивация учебной деятельности.
Учитель демонстрирует учащимся изображения металлических предметов ( например, золото в слитках, гвозди различных размеров. медный провод и пластинки из меди, ртуть и т.д.)
Учитель. Что вы видите на этих изображениях? Какую тему мы изучали до сегодняшнего урока? ( Металлы).
Далее учитель демонстрирует учащимся изображения неметаллических предметов ( например, карандаш с графитовым стержнем, баллоны с кислородом, спички и т.д.)
Сегодня начнем изучать вещества, которые используются для изготовления изображенных предметов. Какие это вещества? (Неметаллы).
Называется тема урока – «Общая характеристика неметаллов».
-
Изучение нового материала.
Учитель. Физические и химические свойства неметаллов более сложны и разнообразны, чем у металлов. Сравним свойства металлов и неметаллов, запишем свои выводы. ( Данные в таблицу вносятся в ходе урока.)
Таблица №1. Сравнение свойств металлов и неметаллов.
Характеристика | Металлы | Неметаллы |
1. Химические элементы | ||
Положение в периодической системе. | ||
|
||
2. простые вещества. | ||
Тип химической связи. | ||
Кристаллическая решетка | ||
Общие физические Свойства | ||
Состояние при обычных условиях | ||
Цвет | ||
Блеск | ||
Пластичность или Хрупкость | ||
Тепло- и электро- Проводность. |
Рассмотрев периодическую систему, вспомните, где находятся элементы – металлы.
( В главных подгруппах ниже диагонали В- Аt, в побочных подгруппах. А также лантаноиды и актиноиды).
- Учитывая расположение элементов металлов в периодической системе, определите в ней место элементов – неметаллов.
( Неметаллы расположены в правом верхнем углу периодической системы, на диагонали бор-астат и над нею).
- Всего насчитывается 22 элемента с неметаллическими свойствами.
- Запишем эти данные в таблицу 1.
Особенности атомного строения элементов-неметаллов.
Рассмотрим особенности строения атомов элементов-неметаллов. Записать схемы строения атомов следующих элементов:
- В левой колонке – элементы-металлы (Na, Ca, Al), в правой – элементы – неметаллы (N, S, F)
- Na 2e8e1e N 2e5e
- S2e8e6e
- F 2e7e
- Ca 2e8e8e2e
- Al 2e8e3e
- Рассмотрим внешний электронный слой.
- Учащимся прелагается сравнить количество валентных электронов в атомах элементов-металлов и элементов- неметаллов.
- Радиус атома.
- Как меняется радиус атомов в периоде?
- (Уменьшается с возрастанием порядкового номера элемента).
Т.е. у элементов-неметаллов радиус атомов меньше, чем у элементов-металлов, расположенных в том же периоде.
- Запишем эти данные в таблицу 1.
- Переходим к рассмотрению окислительно-восстановительных свойств.
- Вспомним – металлы проявляют…(восстановительные свойства).
А неметаллы? …(окислительные).
Но не только. Рассмотрим реакции горения некоторых неметаллов в кислороде на примере серы. Запишем уравнение, покажем переход электронов.
- S0 + O2 = S+4O2-2
- S – 4e = S+4 окисление восстановитель
- O2-2 + 4e = 2O-2 восстановление окислитель.
- Делаем выводы: элементы-неметаллы в ходе химических реакций могут проявлять себя и как окислители, и как восстановители.
- Учитель проводит промежуточный контроль заполнения учащимися таблицы 1.
- Характеристика простых веществ-неметаллов.
Переходим к рассмотрению простых веществ. Работаем со второй частью таблицы.
- Какой связью образованы простые вещества металлы? (Металлической)
- Какой связью образованы простые вещества неметаллы? (Ковалентной неполярной)
- Какой тип кристаллической решетки у веществ с ковалентной неполярной связью? ( Учитель предлагает ученикам перед ответом на вопрос рассмотреть рисунки, на которых изображены атомная кристаллическая решетка алмаза и молекулярная кристаллическая решетка йода.) (Атомная или молекулярная)
Кристаллическ4ая решетка определяет физические свойства веществ. Вспомним физические свойства веществ с металлической решеткой.
- Рассмотрим физические свойства неметаллов.
- Состояние при обычных условиях.
- Газообразные вещества.
- Фтор F2
- Водород H2
- Хлор Cl2
- Кислород О2
- Азот N2
- Жидкие вещества
- Твердые вещества
- Подводятся итоги по заполнению учащимися таблицы №1.
-
Первичная проверка усвоения знаний.
Письменно ответить «Да» или «Нет» на следующие вопросы:
-
Неметаллы находятся только в главных подгруппах. (Да).
-
Количество внешних электронов у неметаллов меньше трех. Нет).
-
Неметаллы могут проявлять только окислительные свойства. (Нет).
-
При обычных условиях неметаллы – только газы . (Нет).
-
Неметаллы не проводят электрический ток. (да).
Проверка ответов учащихся.
-
Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Атомы элементов-неметаллов имеют большое число электронов на внешнем электронном слое, малый радиус и обладают преимущественно окислительными свойствами.
- Неметаллы (простые вещества) не обладают физическими свойствами металлов, проявляют большое разнообразие в свойствах, что объясняется различными типами кристаллических решеток.
- 4
Источник: https://multiurok.ru/files/plan-uroka-obshchaia-kharaktieristika-niemietallov.html