Слайд 1Описание слайда:
Химия и проблемы охраны окружающей среды. Загрязнение атмосферы. Загрязнение воды.
Слайд 2Описание слайда:
Введение. В наши дни проблема охраны окружающей среды чрезвычайно возросла в связи с воздействием человека на природу.
Слайд 3Описание слайда:
Мир вокруг нас.
Слайд 4Описание слайда:
Атмосфера.
Слайд 5Описание слайда:
Атмосфера – регуляторный механизм биосферы Атмосфера защищает жизнь на Земле от коротковолновых лучей. Особое значение имеет атмосферный озон (О3) поглощающий ультрафиолетовые лучи с длиной волны менее 0,29 нм.
Слайд 6Описание слайда:
Изменение свойств атмосферы в результате загрязнения
Слайд 7Описание слайда:
Естественное загрязнение 1.Газы выделяющиеся в результате: Горения лесов Извержения вулканов Биохимических реакций 2.Атмосферная пыль образующаяся при: Выветривании горных пород Эрозии почв Лесных и торфяных пожаров
Слайд 8Описание слайда:
Искусственное загрязнение Связно с попаданием в атмосферу: Твердых частиц Газообразных веществ Радиоактивных веществ Свинца и других тяжелых металлов
Слайд 9Описание слайда:
Загрязнение атмосферы. химические вещества, попавшие в помещение более 100 химических соединений может одновременно присутствовать в воздухе жилых помещений, офисах.
В том числе аэрозоли свинца, кадмия, ртути, меди, цинка, фенола, формальдегида, в концентрациях, зачастую превышающих ПДК в несколько раз; ядовитые испарения и частицы от моющих и чистящих средств.
Их концентрация в 1000 раз выше, чем в открытом воздухе;
Слайд 10Описание слайда:
Загрязнение атмосферы. бактерии, вирусы, споры грибков и плесени. пыль, частички которой менее 10мкм, невидима для глаза, практически не осаждается и постоянно висит в воздухе.
Пыль является одним из основных источников инфекций, так как микробы и бактерии используют её частички для передвижения и контакта.
продукты жизнедеятельности человека, (150 видов химических веществ), домашних животных табачный дым и 3600 химических веществ из него электробытовые приборы, в первую очередь экраны телевизоров и дисплеи ЭВМ
Слайд 11Описание слайда:
В результате загрязнения фотосинтетическая генерация уменьшилась на 30%. Ежегодная убыль кислорода составляет 31,62 млрд. т. Всего в атмосфере содержится 1200 трлн. т. кислорода. Его количество уменьшается в год на 0,0025%.
Слайд 12Описание слайда:
Воздействие загрязняющих веществ на организм человека
Слайд 13Описание слайда:
В среднем на каждого жителя страны только из атмосферы выпадает 372 кг вредных веществ в год. В нашей области этот показатель колеблется в пределах от 200 до 2000 кг, а в городе Карабаше несколько лет тому назад он достигал величины 25 кг в день.
В среднем на каждого жителя страны только из атмосферы выпадает 372 кг вредных веществ в год. В нашей области этот показатель колеблется в пределах от 200 до 2000 кг, а в городе Карабаше несколько лет тому назад он достигал величины 25 кг в день.
Слайд 14Описание слайда:
Чтобы минимизировать загрязнение атмосферы необходимо: Очищать выбросы загрязняющих веществ с помощью электрофильтров. Использовать экологически чистые виды энергии. Добиваться уменьшения токсичности автомобильных выхлопных газов.
Слайд 15Описание слайда:
вода – символ жизни.
Слайд 16Описание слайда:
Распределение пресных вод гидросферы
Слайд 17Описание слайда:
Загрязнение водных ресурсов. Попадание в водоемы песка, глины, шлаков. Загрязнение минеральными веществами (ртутью, свинцом) Загрязнение органическими веществами промышленного происхождения (фенол) Загрязнение нефтью и ее производными.
Слайд 18Описание слайда:
Использование воды в производстве
Слайд 19Описание слайда:
Охрана водных ресурсов Водные ресурсы Земли составляет соленая и пресная вода. Причем 97,2% от общего запаса в 1345 млн. куб. км. приходится на воды мирового океана.
Слайд 20Описание слайда:
Чтобы минимизировать загрязнение воды необходимо производить: Очистку и обеззараживание бытовых и животноводческих стоков Очистку стоков от автотранспорта Очистку стоков, содержащих нефтепродукты
Слайд 21Описание слайда:
Вывод. Попадание в атмосферу загрязняющих веществ неблагоприятно воздействует на организм человека и окружающую среду. Поэтому следует обратить внимание на экологическую проблему всего мира.
Слайд 22Описание слайда:
Использованная литература: Габриелян О. С. Учебник химии 11 класс. Левитина Т. П. «справочник по химии». Носов В. П. «охрана окружающей среды». Петров Н. А. «водные ресурсы».
Слайд 23Описание слайда:
Презентацию подготовили ученицы 11 класса: Александрова Екатерина, Воловик Елизавета.
Источник: https://myslide.ru/presentation/skachat-ximiya-i-problemy-oxrany-okruzhayushhej-sredy
Химия и проблемы охраны окружающей среды
Cлайд 1
Химия и проблемы охраны окружающей среды
Cлайд 2
В наши дни проблема охраны окружающей среды чрезвычайно возросла в связи со значительным, а очень часто и катастрофическим воздействием хозяйственной деятельности человека на природу.
Cлайд 3
Охрана атмосферы от химического загрязнения Атмосфера оказывает не только прямое влияние на живые организмы, но и косвенное, поскольку от нее зависит характер солнечной радиации, достигающей поверхности Земли, климат и другие факторы, регулирующие существование биосферы.
Cлайд 4
Атмосфера- регулярный механизм биосферы Естественное загрязнение – фактор, способствующий ее регуляторной функции. В атмосферу попадают газы, выделяющиеся в результате горения лесов, извержения вулканов, биохимических реакций. Искусственное загрязнение может связано с попаданием в атмосферу: 1)твердых частиц 2)газообразных веществ 3)радиоактивных веществ 4)свинца и др. тяжелых металлов
Cлайд 5
Изменение свойств атмосферы в результате загрязнения Искусственное загрязнение оказывает и прямое, и косвенное воздействие на живые организмы. Прямое токсическое действие на организмы оказывают, например, оксиды серы и азота. Так же загрязнение оказывает косвенное воздействие на атмосферу, изменяя ее свойства. Озоновый экран разрушается оксидами азота, соединениями хлора и фтора, попадающими в атмосферу в результате распада фреонов.
Cлайд 6
Загрязнение окружающей среды (диаграмма)
Cлайд 7
Чтобы минимизировать загрязнения атмосферы, необходимо: производить очистку атмосферы от твердых и газообразных загрязняющих веществ с помощью электрофильтров, жидких и твердых поглотителей, циклонов; использовать экологически чистые виды энергии; применять малоотходные и безотходные технологии добиваться уменьшения токсичности автомобильных выхлопных газов путем совершенствования конструкции двигателей и применения катализаторов, а так же совершенствовать существующие и создавать новые электромобили и двигатели, работающие на водородном топливе
Cлайд 8
Охрана водных ресурсов Загрязнения: твердыми частицами минеральными веществами(соединение металлов, минеральные удобрения) органическими веществами промышленного происхождения нефтью и ее производными органические вещества биологического происхождения пестициды
Cлайд 9
Процесс очистки сточных вод, включает: очистку и обеззараживание бытовых и животноводческих стоков; очистку стоков от последствий обслуживания автотранспорта и сельскохозяйственной техники; очистку стоков, содержащих нефтепродукты.
Cлайд 10
Охрана земельных ресурсов комплекс мероприятий борьбы против эрозии: лесонасаждение агротехнические приемы почвозащитная система земледелия создание и внедрение почвозащитного земледелия недопущение загрязнения почвы правильное применение удобрений и пестицидов
Источник: https://bigslide.ru/ekologiya/29552-himiya-i-problemi-ohrani-okruzhayuschey-sredi.html
Презентация "Химия и проблемы охраны окружающей среды" – скачать проект
Презентацию на тему «Химия и проблемы охраны окружающей среды» можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Химия.
Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.
Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 10 слайд(ов).
Слайд 1
Химия и проблемы охраны окружающей среды
Слайд 2
В наши дни проблема охраны окружающей среды чрезвычайно возросла в связи со значительным, а очень часто и катастрофическим воздействием хозяйственной деятельности человека на природу.
Слайд 3
Охрана атмосферы от химического загрязнения
Атмосфера оказывает не только прямое влияние на живые организмы, но и косвенное, поскольку от нее зависит характер солнечной радиации, достигающей поверхности Земли, климат и другие факторы, регулирующие существование биосферы.
Слайд 4
Атмосфера- регулярный механизм биосферы
Естественное загрязнение – фактор, способствующий ее регуляторной функции. В атмосферу попадают газы, выделяющиеся в результате горения лесов, извержения вулканов, биохимических реакций.
Искусственное загрязнение может связано с попаданием в атмосферу: 1)твердых частиц 2)газообразных веществ 3)радиоактивных веществ 4)свинца и др. тяжелых металлов
Слайд 5
Изменение свойств атмосферы в результате загрязнения
Искусственное загрязнение оказывает и прямое, и косвенное воздействие на живые организмы. Прямое токсическое действие на организмы оказывают, например, оксиды серы и азота. Так же загрязнение оказывает косвенное воздействие на атмосферу, изменяя ее свойства. Озоновый экран разрушается оксидами азота, соединениями хлора и фтора, попадающими в атмосферу в результате распада фреонов.
Слайд 6
Загрязнение окружающей среды (диаграмма)
Слайд 7
Чтобы минимизировать загрязнения атмосферы, необходимо:
производить очистку атмосферы от твердых и газообразных загрязняющих веществ с помощью электрофильтров, жидких и твердых поглотителей, циклонов; использовать экологически чистые виды энергии; применять малоотходные и безотходные технологии добиваться уменьшения токсичности автомобильных выхлопных газов путем совершенствования конструкции двигателей и применения катализаторов, а так же совершенствовать существующие и создавать новые электромобили и двигатели, работающие на водородном топливе
Слайд 8
Охрана водных ресурсов
Загрязнения: твердыми частицами минеральными веществами(соединение металлов, минеральные удобрения) органическими веществами промышленного происхождения нефтью и ее производными органические вещества биологического происхождения пестициды
Слайд 9
Процесс очистки сточных вод, включает:
очистку и обеззараживание бытовых и животноводческих стоков; очистку стоков от последствий обслуживания автотранспорта и сельскохозяйственной техники; очистку стоков, содержащих нефтепродукты.
Слайд 10
Охрана земельных ресурсов
комплекс мероприятий борьбы против эрозии: лесонасаждение агротехнические приемы почвозащитная система земледелия создание и внедрение почвозащитного земледелия недопущение загрязнения почвы правильное применение удобрений и пестицидов
Источник: https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-himiy/1736-himiya-i-problemy-ohrany-okruzhayuschey-sredy.html
Источники химического загрязнения и пути решения проблем
В процессе жизнедеятельности человек загрязняет верхний слой земли — биосферу. Влияние химической промышленности на окружающую среду — одно из самых сильных. Вредные компоненты накапливаются в воздухе, сбрасываются в водоемы, остаются в почве.
Воздействие химии на внешнюю среду
Химическое производство отрицательно влияет на экологию и здоровье человека.
Вредное воздействие бывает трех типов:
- Истощение природных ресурсов. При добыче нефти и газа их становится меньше. Рано или поздно источники ресурсов закончатся.
- Загрязнение среды химическими компонентами: бесконтрольное поступление отходов в естественные воды, почву и воздух. К таким загрязняющим веществам относят тяжелые металлы: никель, железо, щелочи.
- Появление техногенных ландшафтов.
Перечисленные типы взаимодействуют. Разделять их полностью было бы ошибкой.
Источники загрязнений
Объекты химической промышленности вызывают экологические проблемы. Это связано с технологией производства и с токсичностью некоторых веществ для природы и человека. Остатки переработки сбрасывают на отвальные площадки и полигоны. Опасные компоненты попадают в почву во время ветровой и водной эрозии.
Неконтролируемый выброс элементов возникает при авариях. Классический пример — катастрофа на АЭС в Чернобыле. Ее последствия до сих пор оказывают неблагоприятное влияние на людей.
Среди основных токсичных истоков химического производства выделяют такие:
- оксид азота;
- растворители органического происхождения;
- соединения серы, железа, фосфора;
- хлор и производные;
- ртуть и другие.
Важно! У многих компаний нет должного финансирования для внедрения контроля безопасности при производстве товаров химической промышленности.
К наиболее опасным химическим производствам относят:
- заводы по изготовлению искусственного волокна;
- предприятия по производству кислот и удобрений;
- объекты целлюлозно-бумажной промышленности;
- нефте-, коксо химические производства.
Негативное влияние на экологию оказывают и другие моменты:
- пары бензина на заправках, которые загрязняют атмосферу;
- сбросы в водоемы сточных вод с заводов;
- нерациональное ведение сельского хозяйства, использование ядохимикатов, которые проникают в почву;
- электрохимические процессы: производство алюминия и подобное;
- получение ПАВ и других реагентов;
- жидкие и растворимые в воде загрязнители;
- заводы сернокислотного производства.
Нельзя упускать из виду бытовые и промышленные сточные воды. Наличие в них органических соединений отрицательно сказывается на состоянии земных оболочек. Необходима тщательная многоступенчатая очистка, прежде чем стоки попадут в окружающую среду.
Главные проблемы в химии
В результате вмешательства человека в природу возникают необратимые последствия. Создает дисбаланс в природе еще одна отрасль – бытовая химия. Она оказывает отрицательное влияние на окружающую среду.
Развитие органической химии вызывает проблемы экологического состояния планеты и здоровья человека:
- повышается уровень онкологических заболеваний;
- наблюдаются изменения нервной системы, болезни внутренних органов, отклонения у новорожденных, которые были получены еще во время внутриутробного развития.
Основная причина такого влияния — непродуманность, несовершенство технологических процессов. В результате страдают все природные ресурсы.
Химические факторы, загрязняющие окружающий мир, могут быть созданы природой и человеком. Производство — причина антропогенного выброса вредных веществ.
При оценке особо опасных веществ выделяют такие параметры:
- Токсичность. Ее уровень устанавливают в специальных лабораториях, проводят опыты на животных.
- Способность компонентов вызывать раковые опухоли.
- Скорость выведения из организма человека.
- Способность накапливаться в слоях оболочек планеты.
- Влияние на молекулярном уровне, вызывание мутаций.
- Минимальные концентрации веществ, превышение которых делает их опасными.
При наличии у вещества хотя бы одного из перечисленных свойств, его относят к опасным соединениям. Если есть два, три и больше параметров — к особо опасным.
Развитие химии в Российской Федерации охватывает следующие проблемы науки:
- износ производственных мощностей;
- высокая стоимость и отсутствие нужного ассортимента сырья;
- плачевное состояние кадрового потенциала химического производства;
- неэффективная внешняя политика государства;
- высокая цена электроэнергии и ж/д перевозок;
- низкий уровень автоматизации производств;
- отсутствие современного химического оборудования.
Базовый компонент российской промышленности — химическая отрасль. Роль химии не последняя. Она приносит окружающей среде серьезный урон.
Пути решения экологических проблем
Экологические проблемы возможно предупредить.
Снизят неблагоприятное влияние промышленности на человека и окружающую среду такие методы:
- действие средств контроля и очистительных сооружений;
- соблюдение ГОСТов и других нормативных стандартов в области охраны окружающей среды;
- выполнение требований, прописанных в государственной экологической экспертизе;
- следование правилам и мероприятиям по охране окружающей природы.
Ученые предлагают и другие варианты решения данной экологической проблемы:
- снижение количества отходов;
- сокращение объемов использования энергии;
- очищение воздуха на чрезмерно загрязненных территориях;
- повышение энергоэффективности;
- ограничение роста населения;
- переход на экологически чистые и возобновляемые источники получения электрической и тепловой энергии.
Для уменьшения вредного влияния химической промышленности было решено объединить силы государства, бизнеса и науки. Изучив источники загрязнения и возможные способы устранения проблемы, компании приступили к разработке новых технологий, не нарушающих природный баланс и не угрожающих здоровью человека.
Источник: https://musorish.ru/vliyanie-himicheskoy-promyshlennosti-na-okruzhayuschuyu-sredu/
Химия и проблемы окружающей среды Работу выполнила Учитель химии Очеретная Н.Ю. — презентация
1 Химия и проблемы окружающей среды Работу выполнила Учитель химии Очеретная Н.Ю.
2 В наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно возросла в связи со значительным воздействием хозяйственной деятельности человека на природу В наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно возросла в связи со значительным воздействием хозяйственной деятельности человека на природу Загрязнение окружающей среды связано с отравлением воды, воздуха, земли, которое влияет на здоровье и самочувствие человека Загрязнение окружающей среды связано с отравлением воды, воздуха, земли, которое влияет на здоровье и самочувствие человека Загрязнение воздуха загрязнение воды Загрязнение воздуха загрязнение воды
3 Химическое загрязнение окружающей среды обусловлено следующими факторами: 1) Повышением концентрации биогенных элементов из-за стока с полей удобрений, вызывающих нарушение баланса в существующих экосистемах 1) Повышением концентрации биогенных элементов из-за стока с полей удобрений, вызывающих нарушение баланса в существующих экосистемах 2)отравлением воды, почвы и воздуха отходами химических производств 2)отравлением воды, почвы и воздуха отходами химических производств 3)воздействие на воду и почву продуктов сжигания топлива 3)воздействие на воду и почву продуктов сжигания топлива 4)заражением воздуха, воды и почвы радиоактивными отходами, образующимися при производстве ядерного оружия и атомной энергии 4)заражением воздуха, воды и почвы радиоактивными отходами, образующимися при производстве ядерного оружия и атомной энергии 5)выбросами углекислого газа и химических веществ 5)выбросами углекислого газа и химических веществ
4 Охрана атмосферы от химического загрязнения Атмосферный воздух содержит 78,09% азота N2, 20,95% кислорода О2, 0,93% аргона Ar, 0,03% углекислого газа СО2 Атмосферный воздух содержит 78,09% азота N2, 20,95% кислорода О2, 0,93% аргона Ar, 0,03% углекислого газа СО2 Кислород-главный компонент биологического окисления.
Непрерывная доставка О2 в ткани и клетки необходима для поддержания обмена веществ. Кислород-главный компонент биологического окисления. Непрерывная доставка О2 в ткани и клетки необходима для поддержания обмена веществ.
N2 служит источником веществ, необходимых для питания растений N2 служит источником веществ, необходимых для питания растений СО2 необходим для осуществления процесса фотосинтеза СО2 необходим для осуществления процесса фотосинтеза
- 5 Атмосфера — регуляторный механизм биосферы Атмосфера- одна из главных частей механизма, регулирующего круговорот воды, кислорода, азота, углерода Атмосфера- одна из главных частей механизма, регулирующего круговорот воды, кислорода, азота, углерода Через атмосферу проникают солнечные лучи Через атмосферу проникают солнечные лучи Атмосфера защищает жизнь на Земле от коротковолновых лучей Атмосфера защищает жизнь на Земле от коротковолновых лучей Атмосфера пропускает инфракрасное излучение солнца Атмосфера пропускает инфракрасное излучение солнца
- 6 Загрязнение атмосферы Загрязнение атмосферы Естественное Естественное В атмосферу попадают газы,выделяющиеся в результате горения лесов, извержения вулканов, биохимических реакций В атмосферу попадают газы,выделяющиеся в результате горения лесов, извержения вулканов, биохимических реакций Образование атмосферной пыли Образование атмосферной пыли Искусственное Искусственное 1)твердые частицы (резиновая автомобильная пыль) 1)твердые частицы (резиновая автомобильная пыль) 2)газообразные вещества (углекислый газ) 2)газообразные вещества (углекислый газ) Свинец и другие тяжелые металлы Свинец и другие тяжелые металлы Радиоактивные вещества Радиоактивные вещества
- 7 Чтобы минимизировать загрязнение атмосферы, необходимо: 1)производить очистку выбросов в атмосферу с помощью электрофильтров 1)производить очистку выбросов в атмосферу с помощью электрофильтров 2)использовать экологически чистые виды энергии 2)использовать экологически чистые виды энергии 3)применять малоотходные и безотходные технологии 3)применять малоотходные и безотходные технологии 4)добиться уменьшения токсичности автомобильных выхлопных газов 4)добиться уменьшения токсичности автомобильных выхлопных газов
8 Охрана водных ресурсов Охрана водных ресурсов Жизнь как физико-химический процесс протекает в водной среде Жизнь как физико-химический процесс протекает в водной среде Круговорот воды действует беспрерывно. Он реализуется в трех основных географических объектах: океан-атмосфера-суша Круговорот воды действует беспрерывно.
Он реализуется в трех основных географических объектах: океан-атмосфера-суша Водные ресурсы Земли составляет соленая и пресная вода Водные ресурсы Земли составляет соленая и пресная вода Теоретически, водные ресурсы неисчерпаемы. При их рациональном использовании они непрерывно возобновляются в процессе круговорота Теоретически, водные ресурсы неисчерпаемы.
При их рациональном использовании они непрерывно возобновляются в процессе круговорота
9 Основные виды загрязнений: Твердыми частицами Твердыми частицами Минеральными веществами Минеральными веществами Органическими веществами промышленного происхождения Органическими веществами промышленного происхождения Нефтью и ее производными Нефтью и ее производными Органическими веществами биологического происхождения Органическими веществами биологического происхождения Пестициды Пестициды
10 Охрана земельных ресурсов Эрозия ( от лат. Erodere- разъедание) понижает плодородие почвы Эрозия ( от лат. Erodere- разъедание) понижает плодородие почвы Существует два основных вида эрозии – водная и ветровая Существует два основных вида эрозии – водная и ветровая
11 Борьба с эрозией: Борьба с эрозией: Лесонасаждение Лесонасаждение Агротехнические приемы ( создание долголетних культурных пастбищ, снегозадержание) Агротехнические приемы ( создание долголетних культурных пастбищ, снегозадержание) Почвозащитная система земледелия Почвозащитная система земледелия Создание и внедрение почвозащитного земледелия Создание и внедрение почвозащитного земледелия Недопущение загрязнения почвы Недопущение загрязнения почвы Правильное применение удобрений и пестицидов Правильное применение удобрений и пестицидов
Источник: http://www.myshared.ru/slide/165739/
Влияние предприятий химической промышленности на окружающую среду
Объекты химических производств относятся к точкам высокой опасности загрязнения среды токсическими веществами. При работе многих из них в окружающую среду поступают опасные вещества.
Объемы этих выбросов, по сравнению, например, с отходами горнодобывающей отрасли, относительно невелики, но могут нанести природе существенный вред. Многие отходы токсичны, в связи с чем их хранение представляет собой проблему.
На отвальных площадках находятся огромные массы различных остатков переработки, которые продолжают приносить колоссальный вред окружающей среде. При процессах водной и ветровой эрозии опасные вещества попадают в атмосферу, воду и почву.
Замечание 1
Опасность предприятий химической промышленности как источников загрязнения окружающей среды в нашей стране определяется не только количеством выбрасываемых веществ в условиях нормальной работы производств, но и неконтролируемыми выбросами токсичных веществ при авариях.
Основные токсические стоки и выбросы предприятий химической промышленности представлены:
- Курсовая работа 470 руб.
- Реферат 260 руб.
- Контрольная работа 240 руб.
- органическими растворителями,
- аминами,
- альдегидами,
- хлором и его производными,
- оксидами азота,
- циановодородом,
- фторидами,
- сернистыми соединениями (диоксид серы, сероводород, сероуглерод),
- металлорганическими соединениями,
- соединениями фосфора,
- ртутью,
- и т.д.
Выбросы вредных веществ в атмосферу увеличиваются в случае размещения химико-технологического оборудования на открытых площадках, нестрогой его герметичности, большого числа наружных технологических коммуникаций.
Температура газообразных выбросов многих заводов химической промышленности мало отличается от температуры окружающей атмосферной среды, в результате чего возникает эффект скопления токсических веществ около источников выбросов.
Разнообразными токсикантами перенасыщены сточные воды большинства химических предприятий. Наряду с веществами, выбрасываемыми этими предприятиями в воздушную среду, стоки химических производств содержат и другие очень опасные соединения — органические вещества, минеральные кислоты в различных концентрациях, вплоть до концентрированных, растворимые соли металлов, шелочи и т. д.
Замечание 2
К наиболее опасным для окружающей среды и человека химическим производствам можно отнести процессы обогащения руд, коксохимическое и нефтехимическое производства, предприятия по изготовлению различных удобрений, кислот, объекты целлюлозно-бумажной промышленности, заводы искусственного волокна, и многие другие, т.е. почти весь спектр современной химической технологии.
Основные способы снижения вредного воздействия предприятий химической промышленности на окружающую среду заключаются в экономии природных ресурсов при производстве, организации оборотного водоснабжения, бессточных производственных схем, более качественная очистка выбросов и стоков с применением современных технологий и утилизацией уловленных загрязняющих веществ, которые могут быть вторично использованы в хозяйстве. Одновременно предотвращается загрязнение рек и водоемов токсичными соединениями. К сожалению, в настоящее время утилизируется лишь незначительная доля отходов крупных промышленных комбинатов.
Замечание 3
Законодательно внесены более или менее обоснованные требования в плане минимизации сбросов предприятиями и утилизации опасных отходов в целях обеспечения должного уровня безопасности химической промышленности. Однако на практике эти схемы требуют кардинального переоборудования предприятий и применения дорогостоящих технологий.
У большинства предприятий либо просто нет средств на внедрение экологичных технологий, либо, если даже такие средства имеются, предприятия не внедряют их вследствие снижения на этапе переоборудования прибыли, на максимизацию которой направлена их основная цель. В связи с этим экологичные технологии использует только небольшое число крупных предприятий, остальные объекты продолжают работать в прежнем режиме.
Источник: https://spravochnick.ru/ekologiya/ekologicheskie_problemy_razlichnyh_otrasley_promyshlennosti/vliyanie_predpriyatiy_himicheskoy_promyshlennosti_na_okruzhayuschuyu_sredu/
Химия и проблемы окружающей среды
Урок на тему: «Химия и проблемы окружающей среды».11класс
Цели:
- Образовательные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом углубить знания учащихся об озоновых дырах, кислотных дождях, парниковом эффекте;
- Развивающие: продолжить формирование познавательного интереса к предмету и ценностного отношения к живому миру, развитие умений систематизировать, наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи;
- Воспитательные: формировать экологическую культуру личности и экологическую ответственность на основе ноосферногомышления.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентации, ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица растворимости, таблица «Список химических загрязнителей».
- «Если вы не думаете о будующем,
- у вас его и не будет».
- Джон Голсу
- Ход урока
-
Организационный момент
-
Повторение изученного материала.
Подготовка к восприятию новой информации.
Учитель.Ребята мы свами завершаем изучать курс химии 11 класса. Тема сегодняшнего урока основывается как на знаниях химии, а также экологии и биологии.
Экологическое воспитание сводится к тому, чтобы каждый человек захотел сделать свой дом, улицу, город чистым, ухоженным, экологически безопасным.
Но сегодняшняя обстановка, к сожалению, совсем иная…
Общество, пытаясь максимально удовлетворить свои материальные потребности, забывает о том, что возможности природы ограничены. Антропогенная нагрузка на неё велика, и это приводит к возникновению экологических проблем. (Учащиеся просматривают презентацию, обсуждают с учителем план урока.)
III.Изучение нового материала
Учитель. Промышленные предприятия выбрасывают в окружающую среду огромное количество вредных веществ, которые нарушают биогенную миграцию веществ и приводят ко многим биосферным проблемам, одной из которых является разрушение озонового слоя.
В ходе изучения нового материала учащие заполняют таблицу «Глобальные проблемыатмосферы».
Экологическая проблема | Причины | Химизм | Последствия |
Сообщение учащегося.
Проблема разрушения озонового экрана и образование озоновых дыр.
Атмосфера имеет исключительное значение для живых организмов Земли, являясь средой обитания большинства из них. При этом для живых организмов имеет значение постоянный состав воздуха, сформировавшийся в ходе геобиоэволюции Земли.
Другая важная функция атмосферы, и особенно входящего в её состав озонового слоя, — защита живых организмов от вредного воздействия солнечной и космической радиации. Именно после формирования озонового слоя в атмосфере жизнь на Земле вышла на сушу.
Озоновый слой–это озон, содержащийся в стратосфере в слабой концентрации. Содержание озона уменьшается в озоновом слое под действием антропогенных загрязнителей атмосферы.
Чтоб защитить себя, необходимо решить проблему сохранения и защиты озонового слоя.
Снижение концентрации стратосферного озона очень опасно, но именно этот процесс сейчас происходит при активном содействии человека, что приводит к образованию «озоновых дыр».
Впервые «озоновая дара» была обнаружена в 1985г. над Антарктидой. Под «дырой» следует понимать то, что в данной области совсем нет озона. Его слой истончается, и защитный эффект поглощения фотонов УФ-области спектра ослабевает.
В середине 1970-х годов американские химики М. Молина и Ш. Роуленд установили, что исчезновение озона происходит в результате химических реакций, инициируемых хлорфторуглеродами.
В повседневной жизни известны под названием фреоны и представляют собой синтетические химические вещества, производство которых началось еще в 1930-е годы и которые широко применяются в качестве охлаждающих сред, пропеллентов в аэрозолях и т. д
Главными веществами, приводящими к разрушению молекул озона, являются простые вещества(водород, атомы кислорода, хлора, брома), неорганические (хлороводород, моноксиды азота) и органические соединения(метан, фторхлор- и фторбромфреоны, которые выделяют атомы хлора и брома)
Разрушение озонового слоя приводит к негативным последствиям: усиливает поток солнечной радиации на Землю и вызывает у людей рост числа раковых образований кожи. Также от повышенного уровня излучения страдают растения и животные.
- Таким образом, для спасения «озонового щита» человечеству необходимо срочно решить следующие проблемы: ограничение использования хлорфторуглеродов и поиск экологически безопасных из заменителей.
- Учитель химии объясняет химизм образования и разрушения озона.
- Сообщения учащегося:«Кислотные дожди, последствия их влияния на биосферу»
- Серьезной проблемой 21века являются кислотные дожди.
Основная угроза окружающей среде- интенсивно развивающееся производство. Воздействие различных химических веществ, выделяющихся в результате деятельности человека, нередко оказывается негативным для природы. Выбросы промышленных предприятий приводят к образованию кислотных осадков.
Впервые кислотные дожди были отмечены в Скандинавии, потом они появились на северо-востоке США. Сейчас эта проблема существует во всем индустриальном мире.Вместе с оксидами серы и азота углекислый газ вносит свой вклад в образование кислотных дождей.
Кислотные дожди— это результат выбросов оксидов азота и серы предприятиями топливно-энергетического комплекса, металлургической и химической промышленности, транспортом. Последствия влияния кислотных дождей плачевны: во многих водоемах исчезает рыба, почва становиться неплодородной, что наносит огромный ущерб сельскому хозяйству.
- Чтоб уменьшить выбросы вредных веществ в атмосферу, необходимо меньше сжигать органического топлива и перейти на использование бестопливных источников энергии.
- Учитель химии объясняет химизм образование кислотных дождей.
- Сообщения учащегося: «Отрицательные последствия парникового эффекта для биосферы»
Под влиянием жизнедеятельности организмов в биосфере постоянно происходит круговорот воды, кислорода, углерода, азота и других веществ. Если вмешательство человека в экосистемы незначительно, то в биосфере сохраняется равновесие.
Однако усиливающееся влияние человека на природу(вырубка лесов, которые выделяют кислород и испаряют много воды, сжигание больших количеств содержащего углерод топливо с выделением диоксида углерода, уменьшение испарения с поверхности океана из-за загрязнения нефтью) нарушает круговороты веществ и приводит к ухудшению состояния биосферы. Опасная перспектива изменения биосферы- потепление климата под влиянием парникового эффекта.
Что такое парниковый эффект? Это предполагаемое потепление климата на планете в результате накопления в атмосфере «парниковых газов», пропускающих кратковременные солнечные лучи и препятствующие теплообмену и длинноволновому излучению с поверхности Земли.
Диоксид углерода, а также метан, оксиды азота, некоторые другие газы и пыль в атмосфере по своему действию на тепловой режим планеты подобны полиэтиленовый пленке над парником. Пленочное покрытие пропускает к Земле прямые лучи Солнца, но задерживает тепло, отраженное ее поверхностью. Поэтому влияние изменений в атмосфере на климат называют парниковым эффектом.
Газы, которые вызывают парниковый эффект, называются парниковыми. К ним относятся углекислый газ, метан, водяные пары, фреон и другие.
Парниковыми газы
- Водяной пар- основной естественный парниковый газ, ответственный более чем за 60% парникового газа.
- Углекислый газ, источниками которого в атмосфере Земли являются вулканические выбросы, жизнедеятельность организмов, деятельность человека.
- Метан, основными антропогенными источниками которого являются пищеварительная ферментация у скота, рисоводство, горение биомассы.
- Озон.
- Оксид углерода.
- Фреоны.
В результате хозяйственной деятельности человека концентрация газов и пыли в атмосфере возрастает, и парниковый эффект усиливается. Это можно увидеть на съемках космоса. Если процесс парникового эффекта не будет приостановлен, может начаться таяние льдов Арктики и Антарктики, горных ледников.
Уровень Мирового океана может подняться на несколько метров. Будут затоплены многие низменности прибрежных районов, а в странах, удаленных от океанов, участятся засухи.
Это снизит урожайность сельскохозяйственных культур, особенно в степных районах, уменьшит производство пищи и приведет к голоду и нарушению экосистемы в целом.
Учитель химии:Антропогенная нагрузка на окружающую среду продолжает возрастать. По мнению ученых, это связано прежде всего с ростом населения и городов. Города называют «паразитами» биосферы. Именно они выбрасывают в атмосферу большую часть загрязняющих веществ, которые по-разному влияют на живые организмы.
- Все химические загрязнители подразделяются на четыре класса опасности.
- Классы опасности веществ
- 1.Чрезвычайно опасные
- 2.Высокоопасные
- 3. Умеренно-опасные
- 4.Малоопасные
В нашей республике имеются предприятия, которые загрязняют окружающую среду газообразными веществами. Назовите их.
Раз мы говорим о загрязнении атмосферы, то посмотрим, какие вещества эти предприятия выбрасывают в атмосферу, определим их класс опасности и влияние на организм человека.
На столах лежит таблица: «Список химических загрязнителей воздуха и их влияние на здоровье человека». Поработаем с ней.
Многие предприятия выбрасывают такие вещества, как фенол,фенолформальдегид,метилмеркаптан.(Учащиеся определяют класс опасности и влияние на организм по списку).
Но технологии этих предприятий предполагают только ПДК выбросов загрязнителей атмосферы. За этим следят специальные службы, которые контролируют концентрации выбросов загрязнителей в окружающую среду.
IV.Закрепление изученного материала.
- Вопросы-загадки.
- Нефтяные пятна всюду,
- Пестицидные поля.
- Стонет бедная Земля.
- Злободневной стали темой
- Биосферные проблемы.
- Что готовит новый век?
- Кто виноват?
- (Человек)
- 2.Отражает сотни лет
- От земли ультрафиолет.
- Всем живым в защиту дан…
- Что?
- (Озоновый экран)
3.Разрушает он озон.
- Все зовут его…
- (Фреон)
- 4.Без зонта не выходи-
- Льют кислотные дожди.
В чем причина? Знает кто-то?
- Это… (Окислы азота)
- 5.Этот газ, скажу вам точно,
- Производят днем и ночью.
- Говорят, он, без сомненья
- Вызывает потепление.
- Он не октан.
- А газ зовут…
- (Метан)
- Выполнение тестовых заданий.
- V.Подведение итогов урока
Источник: https://kopilkaurokov.ru/himiya/uroki/khimiia_i_probliemy_okruzhaiushchiei_sriedy