Итоговая работа, которую предстоит написать каждому студенту по окончании вуза, называется дипломом. Он должен соответствовать требованиям и обязательным правилам как по структуре, так и по оформлению. Документ должен быть выверен до каждой запятой, а в начале вписываются методы исследования в дипломной работе, которые были использованы для достижения поставленных студентом целей и главных задач. В качестве таковых могут выступать общенаучные и частные инструменты.
Определение целей проекта
Методика написания дипломной работы во многом зависит от того, какие в ней будут поставлены цели и определены задачи для решения. Грамотный студент к концу курса обучения знает, что начинать нужно с конца, то есть с результата, который должен быть получен. Для этого конкретно формулируется цель научного проекта (найти, определить, выявить, обосновать).
По стандартной классификации все методы делятся на две категории — общенаучные и частные. Первая группа используется на практике с античной эпохи, она актуальна во всех сферах: в математических, исторических, медицинских науках, в теоретических разработках и экспериментальных практических проектах. Универсальными считаются:
- анализ — рассмотрение отдельного явления или предмета в разрезе его особенных свойств и индивидуальных признаков;
- моделирование — проекция (перенесение) изучаемого объекта на модель;
- синтез — объединение и группирование признаков, свойств и характеристик в единое целое;
- аналогия — поиск и выделение черт сходства разных изучаемых предметов;
- классификация — разделение предметов и явлений на группы в соответствии с одним конкретным показателем;
- наблюдение — процесс длительного объективного восприятия изменений и всего происходящего для получения информации;
- сравнение — изучаемое явление или предмет сравнивается по отдельно взятому признаку или свойству.
Приведенные общенаучные примеры методов исследования в дипломной работе применяются как в теории, так и при проведении опытов. Некоторые из них могут занять много времени, поэтому к проекту следует приступать заблаговременно.
Частные методологии
Если универсальные методы можно смело применять в любых сферах, то частные предназначены для конкретной отрасли науки. Их достаточно много, выбираются они в строгом соответствии с темой проекта. Например, для решения экономических задач и целей используются:
- методы прогнозирования;
- сравнение коэффициентов;
- экономико-математическое моделирование;
- построение гипотез;
- функциональный, нормативный, статистический и динамический анализ.
В области психологии наиболее актуальными являются проведение бесед и интервьюирование, групповая дифференциация и педагогические наблюдения, а также анализ творческой работы испытуемой группы, анкетирование и ранжирование.
В свою очередь, методы, используемые в дипломной работе по правовым наукам, не удастся применить к большинству гуманитарных отраслей (сравнительно-правовой, системный анализ, теоретико-системное прогнозирование, логический и т. д.
).
Методология дипломной работы предполагает комплексный подход, использование не одного, а нескольких приемов исследования, что позволяет получить максимально объективный и точный результат.
На основании полученных данных студент не только делает выводы, но и вносит свои предложения в рамках разработанного проекта (повышение эффективности деятельности, снижение затрат, психологическое воздействие и т. д. ).
Любая выпускная квалификационная работа — это научная деятельность, поэтому она должна быть актуальной и отличаться новизной.
Организация работы над написанием диплома требует тщательной подготовки и грамотного выбора подходящих способов исследований и испытаний. От этого зависит результат длительной, многодневной работы, решение комиссии об аттестации студента и присвоении ему соответствующей квалификации.
Дипломный проект является многоуровневым сложным исследованием, включает множество мероприятий. Но если правильно спланировать свою работу, можно избавиться от лишних трудоемких действий.
Бессистемный подход приводит к тому, что студент затрачивает большую часть своих сил на поиски литературного материала, подбор теоретической информации.
Приходится обрабатывать огромные объемы данных, но проект не двигается с места, а научный руководитель требует переходить от теории к практическому применению знаний, для чего и потребуются частные методы.
Сбор и обработка информации
По мере сбора данных и проведения экспериментов студент должен зафиксировать все полученные сведения. Для этого могут использоваться разные формы и способы фиксации, выбор которых основан на методологии исследования:
- видеозапись;
- аудиозапись;
- ксерокопирование и сканирование;
- выписки и пометки;
- рентгеновские и фотографические снимки;
- использование осциллографа, различных фиксирующих датчиков и записывающих устройств;
- разработка графических материалов, рисунков, таблиц и графиков.
Правильно сделанные записи и их внимательная систематизация позволят не допустить неточностей и погрешностей, нередко приводящих к серьезным ошибкам в дипломе.
В результате выбора и применения той или иной методологической базы исследований в дипломной работе результаты могут быть как положительными, так и отрицательными, что в науке считается также полезной информацией.
Кроме того, проведение испытания может дать совершенно неожиданный вывод, на основании чего студент в своем проекте заявляет о невозможности в настоящее время решить возникшую проблему.
Во время защиты аттестационная комиссия может потребовать от выпускника обоснование правильности выбора методов и доказательства их эффективности. Если в ходе выполнения получен точный и достоверный результат, объяснить свои действия не составит труда.
Если же удалось принять только приблизительное решение, потребуется уточнить, что исследования в данном направлении еще будут продолжаться.
В отдельных случаях именно так студенты переходят к следующей стадии своей научной деятельности — написанию магистерских работ и диссертаций.
Если удалось решить поставленные в дипломе задачи, значит, можно сделать вывод о полностью достигнутых целях. На защите обязательно дается оценка актуальности работы, ее новизне, креативному подходу и значимости проведения для развития затронутой отрасли науки.
Навыки диалектики
Один из самых старых и до сих пор используемых методов в любых работах — диалектический. Он имеет древнегреческое происхождение и предполагает умение вести дискуссию, обсуждение, владеть навыками спора и доказывания. Используя его, студент должен в понятной и доступной форме изложить принципы и актуальность своей работы, обосновать и доказать целесообразность выбранной методологической базы.
Диалектический подход бывает актуальным практически для всех отраслей знаний. Он помогает разрешить противоречия во всех дисциплинах и выйти на компромисс. Его применение характеризуется системностью, строгой структурированностью.
Метод может использоваться как дополнение к любому другому, а также самостоятельно в беседе студента с представителями комиссии. Обладая навыками диалектики, можно не только отстоять свою точку зрения, но и проявить способности логического мышления.
Это неотъемлемая часть работы выпускника вуза, демонстрирующая усвоение им всего пройденного материала.
Источник: https://100umov.com/metody-issledovanija-v-diplomnoj/
Какие бывают методы исследования в дипломной работе? Цель и предмет исследования :
Все студенты выпускного курса сталкиваются с проблемой: как написать введение для дипломной работы.
Ведь этот раздел активно используется в составлении защитного слова, на него больше всего обращают внимания проверяющие. Значит, текст необходимо выверить и отшлифовать до мелочей.
Первый раздел должен включать точные формулировки важнейших пунктов проделанного исследования, а также описание использованных в дипломной работе методов.
Структура раздела «Введение»
Существует определённый алгоритм, которого важно придерживаться при написании вступления к дипломной работе. В действительности он довольно прост, если хорошо разобраться. Введение должно последовательно включать следующие пункты:
- Актуальность поднятой проблемы (2-3 абзаца).
- Авторы (отечественные и зарубежные), работавшие над той же темой (1 абзац).
- Объект и предмет исследования (2 предложения, лучше всего их выделить в отдельные абзацы).
- Гипотеза исследования (может быть общей, частной или описательной; формируется на основе поставленной проблемы).
- Цель исследования (не более 1 абзаца).
- Задачи исследования (не более 4-5). Задачи являются составными частями цели и происходят из названий пунктов дипломной работы.
- Методологическая база (методы исследования) в дипломной работе.
- Научная новизна и практическая значимость.
- Структура работы (кратко).
Как определить цель исследования
Необходимо начать с конечного результата, потому что он и будет определять цель исследования в дипломной работе. Сформулируйте, что вы хотите выяснить во второй (практической) главе.
Вообще, целью дипломной работы является решение поставленной проблемы. Формулировка может начинаться словами: определить, выявить, найти, доказать, обосновать и т. п.
Определяем объект и предмет исследования
Этот вопрос нередко вызывает трудности у студентов. Чтобы лучше понимать его, нужно для начала запомнить, что понятие «объект исследования» гораздо шире, чем «предмет исследования».
В первом случае речь идёт о какой-либо сфере знания (организм человека, функционирование предприятия, речевое развитие дошкольника, налогообложение физических лиц, перевод художественного текста и т. п.). Всё это объекты исследований.
Во втором случае имеется в виду отдельный процесс или явление, которое проистекает из данной сферы знания и рассматривается в дипломной работе. Например: дыхательная система, выплата заработной платы, использование сказок, налоги для резидентов и нерезидентов, перевод метафор и т. п. Всё это предметы соответствующих исследований.
Когда пишется введение, то вначале указывается объект (как более широкое понятие), а затем предмет исследования в дипломной работе. Обе формулировки должны быть чёткими, понятными и достаточно лаконичными.
Общенаучные методы исследования в дипломной работе
Поскольку ВКР – это самостоятельное исследование выпускника на тему, связанную с его будущей профессией, для осуществления этой задачи используются научные методы. Их существует большое разнообразие.
Так называемые общенаучные методы исследования в дипломной работе:
- анализ литературы (или нормативно-правовых документов) по теме исследования;
- исторический метод (изучение в хронологическом порядке);
- изучение и обобщение сведений;
- сравнение (например, различных школ исследования или различных результатов одной и той же деятельности);
- абстрагирование (изучение предмета вне его связей с миром);
- синтез (объединение фактов в одно целое);
- индукция (рассуждение от частного к общему);
- дедукция (рассуждение от общего к частному);
- аналогия (перенос знания с одного предмета на другой);
- классифицирование (создание системы, объединяющей разнородные явления по единому принципу);
- моделирование (получение информации о предмете через созданную модель).
Среди общенаучных методов отдельно выделяются эмпирические методы исследования в дипломной работе. Их отличие в том, что они основаны на непосредственном познании свойств предмета. Эти методы используются при написании второй главы дипломной работы. В их числе:
- измерение (получение количественных данных);
- анкетирование или интервьюирование (опрос по нужной проблеме);
- наблюдение (фиксирование каких-либо явлений);
- эксперимент (организация направленного наблюдения);
- сравнение (явлений или качеств).
Частные методы
Одни методы исследования в дипломной работе подходят к любой тематике, а другие используются только в отдельных отраслях знаний. И кроме перечисленных общенаучных теоретических и эмпирических методов, бывают также частные. Они используются в определённых отраслях знания и необходимы для изучения отдельных, специфических вопросов. Например, такими могут быть:
- специально-юридический метод, сравнительно-правовой метод (в юриспруденции);
- гипотетический метод, функционально-стоимостный анализ (в экономике);
- констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент (психология) и т.д.
Знание и понимание основных методов научного исследования помогает в написании любых видов подобных работ.
Источник: https://www.syl.ru/article/177448/new_kakie-byivayut-metodyi-issledovaniya-v-diplomnoy-rabote-tsel-i-predmet-issledovaniya
Обзор методов исследования в дипломной работе
- Существуют методы познания, которые наука рассматривает, как универсальные подходы, с помощью которых осуществляется практика познания и ее интерпретация:
- — анализ
- — синтез
- — моделирование.
- Общефилософские (теоретические) методы:
- дедукция — метод строгой логической концепции от общего понимания к частным выводам
- индукция — умозаключение, построенное на переходе от частного к общему
- аналогия — способ провести мысленные параллели
- абстрагирование — умение выделить предмет изучения и обозначить его внешнюю среду
Анализ — метод, направленный на получение информации путем мысленного разделения объекта исследования на составляющие элементы и выделение предмета детального изучения под конкретным углом зрения, обусловленного целью работы.
Пример 1: цель дипломной работы — автоматизация документооборота на предприятии.
Объект исследования — конкретное предприятие, на котором работают сотрудники, выполняющие функциональные обязанности. Сотрудники работают с документами. Анализ призван определить структуру документов, их количество, подчиненность, характер взаимосвязей, пути следования документа, определив все промежуточные вехи работы с документом.
На основе проведенного анализа, составляют классификатор документов, определяют свойства, признаки, временные характеристики жизненного цикла документа в общей структуре документооборота. На основе проведенного анализа разрабатывают проект программного обеспечения и выбирают технологии и средства реализации. На этапе проектирования используют метод синтеза.
Синтез — метод противоположный анализу, но неразрывно с ним связанный. Обычно, анализ предшествует синтезу. В ходе детального изучения предметной области выделяют фактические, атомарные признаки, выявляют проблему, связанную с предметом изучения и предлагают пути улучшения, совершенствования, реорганизации, автоматизации, реинжиниринга.
Все эти процессы — процедуры синтеза. Синтез объединяет разрозненные части в целое.
Представьте себе детский конструктор, который состоит из мелких деталей. Что ребенку проще, разобрать готовый домик на части или собрать дом из деталей по рисунку или мысленному образу? Правильно, строить сложнее, чем ломать.
Синтез — это процесс конструирования, часто синтез связан с оптимизацией, нахождением наилучшего решения из допустимых.
Студенту в выпускной работе приходится проводить и анализ и синтез. Анализу посвящена первая глава дипломной работы, которая так и называется — «Аналитический раздел». В соответствии с целью выбираются контекстные (соответствующие цели) методы проектирования, моделирования, классификации по признакам.
Пример 2: цель дипломной работы — на основе фактов, взятых из различных документальных источников воспроизвести историческую картину грандиозного сражения.
На первом этапе студенту необходимо проанализировать множество монографий, книг, воспоминаний, дневников, записей, писем, а затем изложить видение полученных сведений, провести интерпретацию событий, обосновать авторскую точку зрения, то есть синтезировать полученную информацию и «построить дом». Обязательным является доказательство истинности, адекватности, точности, достоверности и других признаков проверки на адекватность предложенного решения. Для подтверждения достоверности опять применяют научные подходы оценки качества результата.
Методы практического (эмпирического) знания
- методы получения данных:
- наблюдение
- измерение
- эксперимент
- опрос (интервью)
- методы обработки данных
- моделирование
В различных отраслях научных знаний используют методы исследования, которые разрабатывались конкретно для решения задач в этой области. Если в технике и естественных науках применяют количественные методы, то в гуманитарных, юридических — качественные методы исследования.
Качественные методы — это теоретические подходы, связанные с обобщением, классификацией и интерпретацией фактов. Количественные — нацелены на получение количественных соотношений, аналитических зависимостей и критериальных параметров оценки.
Научные методы исследования к экономике
Экономика — наука о хозяйственной деятельности людей. Экономика — искусственная система, созданная человеком (обществом) для получения материальных продуктов и услуг, удовлетворяющих потребности населения.
Научные исследования в экономике направлены на эффективное управление экономикой, получение максимальной прибыли при минимальных затратах при условии удовлетворения максимума потребностей общества и конкретных людей.
К методам экономического измерения относят такие методы как:
- хронометрирование
- квалиметрические методы
- калькулирование и калькуляция
- смета затрат
- имитационное моделирование процессов и явлений
- методы СМО (экономические системы массового обслуживания)
- финансовый анализ
Имитационное моделирование как метод основано на реализации математической модели, которая имитирует деятельность экономического субъекта или реализацию экономических процессов во времени на основе вероятностных значений экономических параметров.
Цель имитационного моделирования — параметрических анализ взаимного влияния процессов и явлений, выявление структурных закономерностей.
Методы СМО применяются для расчета оптимальных экономических параметрах в условиях, когда на входе экономической системы обслуживается поток заявок и стоит задача синтезировать систему оптимальным образом, чтобы обслужить максимальное количество заявок.
эконометрические модели используются для прогнозирования развития экономики в условиях внешних воздействий с учетом внутренних параметров модели.
Финансовый анализ используется для расчета финансовых показателей, как универсальных мер анализа экономической системы.
Педагогические исследования
- педагогический эксперимент
- опрос
- педагогическое тестирование
- методы педагогического измерения качества обучения (контрольно-измерительные методы)
- аналогии
- моделирование
Юридические исследования
Юридические исследования носят теоретический характер, к ним относятся:
- анализ юридической литературы
- поиск прецедентов
- обобщение и классификация юридических норм
Методы бухгалтерского учета
- первичное наблюдение — метод, направленный на сбор и регистрацию первичных данных
- вторичное наблюдение — систематизация, классификация, агрегирование первичных данных, составление сводных отчетов
- третичное наблюдение — данные в динамике, прогнозы и перспективы.
Методы психологических исследований
- психоанализ — направлен на выявление психических расстройств или проблем
- беседы
- наблюдение
- психологический эксперимент и моделирование
- биографический метод — анализ жизни человека и выявление закономерностей в поведении
- лонгитюдный метод
Научные исследования в туризме
- социокультурное проектирование
- классификация
- метод аналогий, сравнения и обобщения
Источник: https://www.diplomade.ru/metody-issledovaniya-v-diplomnoj-rabote/
Правильно подобранные методы исследования в дипломной работе
Метод исследования это способ, который поможет достичь поставленных целей и задач в ходе написания дипломной работы.
Методы исследования в дипломной работе пишутся во введении после указания предмета и объекта. Именно на их основании в дальнейшем будут выполняться практические действия.
Принято подразделять методы на теоретические и практические. Практические методы дают возможность изучать явления, связи между ними, теоретические – анализировать предмет, выявлять закономерности, систематизировать изученный в ходе исследования материал. Речь на защиту диплома очень важна!
Однако, кроме этого, в любой сфере науки присутствуют свои особые приемы. С ними целесообразно ознакомиться до написания диплома.
Типовые методы исследования в дипломной работе
Метод анализа, которые подразумевает изучение предмета с учетом его уникальных свойств и особенностей. Не забывайте про актуальность.
- Метод синтеза базируется на объединении отдельных элементов в единое целое.
- Суть индукции состоит в построении рассуждений от общего к частному.
- Метод дедукции, наоборот, предлагает делать общие выводы на основании множества частных особенностей.
- Суть аналогии строится на акцентировании внимания на сходстве в чем-либо различных предметов или явлений.
- Прием обобщения базируется на изучении большого количества признаков для формулирования вывода о предмете.
- Суть моделирования состоит в проектировке уже существующего объекта на некую модель.
- Метод наблюдения строится на объективном восприятии происходящего для получения сведений об изучаемом предмете.
- Сравнение строится на сопоставлении ряда предметов между собой.
- Суть эксперимента состоит в тестировании, испытании предмета в специально разработанных условиях.
- Выбирать методы надо вдумчиво и базируясь на специфики выбранной темы дипломной работы.
Пример критериев отбора методов дипломной работы
- Должны соответствовать поставленным целям и задачам, предмету, объекту дипломного исследования.
- Должны быть выбраны с учетом принципов современных научных исследований.
- Должны быть научно обоснованными, гарантированно давать надежные результаты.
- Должны быть взаимосвязаны между собой.
- При выборе следует руководствоваться логикой рассмотрения.
Методологической основой в дипломной работе следует считать законодательные акты, учебники и учебные пособия, монографии, диссертации, научные статьи и публикации, статистические данные и другие.
Важно обозначить цели и задачи в дипломной работе
Наша компания выполняет написание дипломных работ на заказ, мы всегда сможем предложить вам доступную цену и высокое качество.
Источник: https://zachete.ru/blog/metody-issledovaniya-v-diplomnoj-rabote/
Методы исследования в вашем дипломе: разбираемся на примерах
Каждый студент сталкивается с методологией при написании квалификационных работ. Это обязательная часть исследования, особенно важная для диплома. Обычно методам посвящается один из разделов введения. Чтобы правильно обозначить те их них, которые соответствуют вашей теме, необходимо ориентироваться в существующей методологии и правильно ее соотносить с вашим научным трудом.
Метод – способ, применяемый в науке для познания, изучения и структурирования информации по разрабатываемой тематике. Это инструмент, которым оперируют ученые в своей исследовательской работе. Традиционно применяемые методы в большинстве своем относятся к двум видам: теоретическим (их еще называют общелогическими) и практическим.
Теоретические методы – их выявили и зафиксировали еще античные философы, и они используются учеными по сей день. Это общие способы постижения предмета изучения, применяемые во всех отраслях науки:
- Анализ – путь познания явления через пристальное изучение отдельных его частей;
- Обобщение – подведение к общему «знаменателю» изученных свойств и частных причинно-следственных черт предмета;
- Классификация – разделение собранной информации на тематические блоки;
- Абстрагирование – пренебрежение частными свойствами для осознания общих закономерностей;
- Индукция – познание общей картины изучаемого явления через внимание к конкретным деталям;
- Аналогия – умозрительное перенесение свойств родственного явления на изучаемый предмет, предположение сходства;
- Систематизация – составление исследуемого материала в единую структуру;
- Моделирование – схематичное воссоздание изучаемого явления в доступном материале для изучения его гипотетических свойств;
- Статистический метод – сбор математических данных по однородным критериям в контрольной группе;
- Гипотетический метод – умозрительное логическое заключение о предполагаемом явлении на основе существующих закономерностей;
- Синтез – создание единой концепции из разрозненных данных, собранных воедино;
- Дедукция – детализация свойств предмета путем изучения общих его закономерностей.
Практические методы – в некоторых источниках их называют эмпирическими, то есть «опытными», в переводе с греческого; в них входят те научные инструменты, которые связаны с практикой:
- Эксперимент – материальное воплощение гипотез и концепций, используемое для подтверждения или опровержения их. Должен быть объективным и повторяемым;
- Наблюдение – процесс пассивного познания изучаемых явлений и объективной фиксации результатов восприятия;
- Измерение – активное познание явлений путем определения их основополагающих характеристик и свойств в исчисляемых единицах меры;
- Опрос (интервью) – результаты данных, полученных в результате речевого взаимодействия с объектом-носителем необходимой информации;
- Сравнение – сопоставление предметов и явлений по значимым характеристикам;
- Описание – процесс подробной фиксации данных, полученных в результате перечисленных выше методов.
Кроме вышеперечисленных, подходящих ко всем научным дисциплинам, активно применяются и частнонаучные методы. Они свои в каждой отрасли знаний, причем среди них встречаются как теоретические, так и практические.
Давайте разберем примеры, как это может выглядеть в вашей дипломной работе
- По юридической дисциплине:
- В работе использовались следующие методы исследования: историко-правовой, метод сравнения, анализа, обобщения, статистический и логико-юридический методы.
- Диплом по криминалистике также может иметь в научном инструментарии метод баллистического анализа или, например, трасологической экспертизы.
- Работа по лингвистике (филология):
- Для достижения цели исследования особенностей выделяемых языковых групп были применены методы обобщения, классификации, морфологического анализа, а также историко-статистический и сравнительно-языковой метод.
- Диплом по педагогике:
- Методологическую основу исследования составляют: анализ и синтез тематического материала, классификация выявленных закономерностей, научная аналогия, измерение, статистический метод обработки данных, опрос контрольной группы, метод наблюдения.
- Дипломная работа по экономике:
- Для наиболее полного исследования материала были использованы методы нормативного анализа, абстрагирования, историко-экономического анализа, сравнения, статистического исследования, метод графического отображения, метод измерения рыночных показателей.
Источник: https://primery-obrazcy.com.ua/diplomnaya/metody-issledovaniya-v-diplomnoj
Исследование в дипломной работе — методы и примеры их использования
Какие бывают методы исследования
Методы исследования делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические. Это деление основано на используемом способе получения информации: эмпирические методы построены на основе наблюдений за объектом, а теоретические — на основе полученной информации.
Кроме того, методы исследования делятся на количественные и качественные. С помощью количественных методов исследования измеряют свойства или характеристики объекта в численных показателях (ответ на вопрос “сколько?”), а с помощью качественных — получить развернутую аналитическую информацию (ответ на вопросы “как?” и “почему?”).
Также существуют конкретно-научные (специальные) методы исследования, которые работают только в конкретной дисциплине.
Теоретические методы
Абстрагирование
Абстрагирование — это мысленное выделение исследуемого предмета в отвлечении от его связей с другими предметами или свойства предметов в отвлечении от самих предметов.
Пример:
Для механики, изучающей перемещение тел в пространстве, из физико-кинетических свойств тел важна только масса, остальные в рамках этого контекста в расчет не берутся.
Аналогия
Метод, с помощью которого делаются выводы о свойствах и характеристиках предмета на основе информации о свойствах и характеристиках схожих предметов.
Пример:
Исследователь получает некоторое представление о планетах Солнечной системы, имея на руках данные только об одной из них.
Классификация
С помощью классификации учащийся структурирует предметы исследования на группы, исходя из набора общих для них свойств. Ограничений на характер этих свойств нет.
Пример:
Исследователь классифицирует виды животных по географии их проживания.
Обобщение
В рамках обобщения исследователь объединяет объекты исследования в группу с учетом набора сходных свойств. Это помогает выявить общие характеристики группы объектов.
Пример:
Цепочка “роза” — “цветок” — “растение” — “живой организм”.
Сравнительный анализ
Сопоставление нескольких предметов исследования для выявления общих свойств и различий. Так сравниваются модели и классы техники, литературные и музыкальные жанры, стили в живописи и многое другое.
Пример:
Оценка эффективности работы предприятия через сравнение его показателей с показателями других компаний из той же сферы.
Синтез
В рамках синтеза исследователь объединяет выявленные в рамках анализа свойства и характеристики объекта в единое целое.
Пример:
После анализа работы отдельных частей автомобиля исследователь может с помощью синтеза полученных данных сделать вывод о работоспособности всей машины.
Прогнозирование
Метод заключается в формировании суждения о возможных состояниях объекта в будущем на основании известных его свойств и характеристик. Используется, например, в политологии.
Пример:
Исследователь изучает тенденции рынка, сложившиеся в прошлом и настоящем, и с помощью экстраполяции переносит их на будущее.
Эмпирические методы
Эксперимент
Эксперимент — это метод сбора информации о свойствах объекта и его поведении в специально созданных условиях (которые способствуют явному проявлению изучаемых характеристик). Эксперимент должен быть повторяемым.
Пример:
Открытие Исааком Ньютоном дисперсии света: исследователь закрыл окно темное тканью, проделал в ней отверстие, через которое проходил небольшой луч света. На пути света была установлена призма, а за призмой — экран. На экране наблюдалась “радуга”: белый луч солнечного света превратился в несколько разноцветных лучей.
Наблюдение
Исследователь наблюдает за объектом исследования, фиксирует полученную информацию, переходит к другим методам исследования. Часто используется в естественно-научных дисциплинах.
Пример:
Орнитолог наблюдает за поведением птиц в городской среде.
Описание / Измерение
Исследователь измеряет, если возможно, и фиксирует характеристики объекта исследования при помощи единиц измерения. Если свойство или характеристику невозможно измерить, то она описывается. Оба метода используются совместно с наблюдением или экспериментом.
Пример:
Физик описывает характеристики и свойства полупроводников в определенных условиях.
Моделирование
Разработка модели объекта исследования. Под моделью понимается копия (упрощенная или нет), имитация, симуляция, уменьшенный образ чего-либо. Часто моделирование используется в рамках конструирования, при разработке ИТ-технологий.
Пример:
Создание трехмерной модели нового вида специальной техники для разработки битумной шахты.
Анкетирование
Метод заключается в сборе информации в устном или письменном виде. В дальнейшем полученная информация обрабатывается при помощи других методов исследования.
Пример:
Исследователь проводит опрос среди студентов с целью оценки политических настроений среди аудитории от 20 до 25 лет.
Конкретно-научные (специальные) методы
Помимо общих для всех дисциплин теоретических и эмпирических методов существуют специальные методы, используемые в рамках только одной конкретной дисциплины.
В каждой дисциплине есть свои специальные методы:
- Биология: генеалогический, исторический, биохимический.
- Экономика: различные варианты специального анализа (нормативный, позитивный, статический), метод финансовых коэффициентов, метод построения экономических гипотез.
- Филология: различные варианты специального анализа (дискурсный, композиционный, интертекстуальный), биографический метод, трансформационный синтез и анализ.
- Социология: конкретно-социологический анализ, документальный метод, контент-анализ, метод опроса.
Примеры описания методов исследования в дипломной работе
Пример 1
Наши сравнительно-кариологические методы исследования показали, что исходные виды лиственниц имеют диплоидное число хромосом, равное 24.
- Пример 2
- В настоящей дипломной работе для решения поставленные задач были использованы следующие методы: – сравнительно-исторический; – структурно-типологический; – сопоставительный анализ;
- – контекстологический анализ-интерпретация художественного текста.
Источник: https://NauchnieStati.ru/blog/issledovanie-v-diplomnoj-rabote/
Методы исследования в дипломной работе: что это такое
Содержание:
Ознакомиться с возможными методами исследования будет полезно не только при написании дипломной работы, но и при написании любой научно-исследовательской работы.
Так или иначе, рассматривая какой-либо аспект или какой-либо процесс, вы делаете это каким-то определённом методом или целой совокупностью методов.
То есть методы – это главный инструментарий при написании любой работы.
Наша основная цель здесь и сейчас – дать вам понимание о том, что такое методы исследования, а также то, какими они бывают и каким образом правильно будет их использовать. Очевидно, что во всём многообразии нашего мира, невозможно выделить какие-то универсальные методы, ведь здесь важен индивидуальный подход, иначе объективность и корректность исследования находится под угрозой.
Определение методов дипломной работы
Для того, чтобы правильно определиться с методами, необходимо изучить достаточное количество литературы по теме и выявить какие методы чаще всего используются в похожих исследованиях или при проведении исследований, идентичных вашему. Ради выбора методологии вам потребуется соотнести область знаний и объект.
Конечно, наука продвинулась настолько далеко, что появилось бесчисленное количество методов. Но при этом не стоит вводиться в заблуждение – даже самые популярные и самые востребованные методы могут не подходить к вашему исследованию. Важно учесть поставленные цели и задачи, и только затем определяться с тем, какими способами их можно достигать.
Например, в одном исследовании изучается общественное мнение и проводится опрос, а цель исследования при этом – изучить имидж города среди горожан. А в другом исследовании цель формулируется как изучение бренда города и здесь, несмотря на их схожесть, необходимо задействовать метод кейсов, экспертный опрос или анализ документов.
То есть при всей аналогичности исследований, нельзя просто копировать методологию, не вникая в суть исследования.
Методов много, они изучают предметы с разных сторон, но их объединяет один нюанс – какой бы метод вы не выбрали, если этот метод будет подобран правильно, вы дойдёте до истины. То есть для исследователя определение методологии – не самоцель, его больше интересует как найти действительное знание, как добраться до сути. Далее мы разберём конкретные методы и их отличия друг от друга.
Виды методов
Существует несколько групп методов исследования, но мы рассмотрим наиболее актуальные и востребованные. Согласно популярной классификации, методы можно разделить на:
- Общие методы, которые являются универсальными для всех научных направлений (как правило, их используют в теоретической части работы);
- Частные методы, которые имеют профиль и специализацию (как правило, их используют в практической части работы)
Для студента важен не сам факт выбора и даже не тот смысл, который он вкладывает в исследование, намного важнее – понимание для чего и зачем делается именно такой выбор.
Многие студенты пишут введение по завершению всей работы, что позволяет более точно указать методы исследования, но нельзя сказать, что данная стратегия корректна.
В любом случае, нельзя указывать методы наоум и нельзя указывать методы, если они потенциально не позволят вам достигнуть цели вашего исследования и решить задачи.
Разделение на группы – условно, не стоит предавать ему слишком большое значение. Тем не менее, чтобы вам было удобнее ориентироваться, методы изложены по группам, в определённой последовательности.
Общие методы
Данные методы могут использоваться для проведения исследований в разных областях. Основная задача этих методов – систематизировать и раскрыть имеющуюся совокупность данных. Как правило, в теоретической части работы используются следующие общие методы.
Анализ
Аналитические способности студента – это именно тот навык, который позволяет преподавателям давать оценку его способностям.
Хорошо, если вы прочитали много книг и много что знаете, но если вы не можете проанализировать, проработать, осознать и применить эту информацию на практике, то работа была проделана бессмысленно.
Анализ позволяет понять зачем вся эта совокупность данных приведена в исследовании, оценить настоящее положение дел и перспективы, дать оценку и обосновать свои доводы.
Сам метод – это возможность не только рассмотреть предмет исследования, но и разложить его на составляющие, выявить его наиболее существенные свойства и признаки. Нахождение у разных предметов похожих свойств и признаков – ниша не только сравнения, но и анализа.
Синтез
Если анализ позволяет обобщить и найти в предметах различие, то синтез позволяет соединить какие-то аспекты изучаемого предмета и представить их как целостность для изучения более детально и подробно.
Нельзя сказать, что эти методы кардинально отличаются и между ними можно провести чёткое разделение, тем не менее, нельзя также и сказать, что каждый из них не может быть самостоятельным методом.
Моделирование
Моделирование позволяет воссоздать правдоподобную картину реальности, выразив её в качестве микрообъекта реальности.
Есть предметы, которые мы не можем изучить непосредственно и значит есть необходимость смоделировать ситуацию, которая максимально воссоздаст естественную среду.
Но при этом модель должна быть идентична предмету исследования, иначе всё изучение будет построено некорректно: у модели должны быть те же свойства и признаки, что и у реального объекта.
Аналогия
Для того, чтобы использовать аналогию, необходимо убедиться в том, что у исследуемых предметов или процессов есть одинаковые или похожие признаки. Условно говоря, вы сравниваете две зависимости – игровую и табачную, ваша задача – выявить что у них общего, в чём различие и почему.
Дедукция
Данный метод позволяет выделить частные случаи и затем применить исследуемые параметры и выделенные закономерности для всей совокупности исследуемых объектов.
Индукция
Данный метод позволяет выделить у совокупности объектов общие черты или различия, а затем – применить эти знания для частных случаев.
Обобщение
Иногда может показаться, что методы настолько неразделимы между собой, что нельзя выбрать для исследования какой-то один. Так, обобщение очень похоже на дедукцию: мы берём за основу какие-то частные случаи или процессы и выявляем что-то, что распространяется на всех них. Различают такие виды обобщения как:
- Переход от частного к общему (индуктивное обобщение);
- Распространение одного мнения на всю совокупность данных (аналитическое обобщение).
Другая классификация методов
Как уже говорилось ранее, упомянутая классификация не является единственной. Но то, что есть классификации по другим параметрам, совсем не означает, что перечень методов категорически разнится. Разделение методов на виды по определённым признакам позволяют сделать информацию более структурированной и доступной для осмысления. Основные параметры, по которым происходит классификация:
- Свойства предмета или его параметры;
- Жанры или виды процесса;
- Стили;
- Хронология и тд.
Рассмотрим следующие методы.
Абстрагирование
За основу при использовании данного метода необходимо взять какой-то случай или какой-то объект, а затем – рассмотреть его без привязки к контексту, времени, видовым или иным особенностям.
Студенту необходимо выбрать какой-то один аспект проблемы или одну из характеристик изучаемого предмета, а затем всё исследование построить, ориентируясь на эту особенность в большей мере, чем на всё другое.
Метод на первый взгляд является простым, но когда дело доходит до конкретного исследования, возникают трудности с его эмпирическим применением. Но данный метод и не требуется для эмпирики, скорее – для дисциплин общественного спектра (педагогики или психологии, например).
Формализация
Этот метод используется для более лаконичного изложения материала. Условно говоря, мы заменяем длинную конструкцию, в процессе прочтения которой уже теряется весь смысл, более удобной и читабельной формулой или изображаем текстовую конструкцию схематично.
Конкретизация
Конкретизация происходит в тот момент, когда мы берём какой-то предмет для изучения, выбираем какое-то свойство или явление и рассматриваем его настолько детально, насколько это возможно.
Аналогия
Допустим, у нас есть несколько предметов исследования и мы подразумеваем, что в каких-то аспектах они схожи, в каких-то различны.
Мы можем предположить, могут ли остальные свойства одного заместить свойства другого, может ли один предмет заменить другой и что делает их отличными друг от друга и особенными.
Метод часто не вызывает доверия у научного сообщества, ведь многое здесь зависит от позиции исследователя или от условий, в которых исследование проводится.
Можно сказать, что чаще всего используются синтез и аналитический метод. Иногда они не фигурируют в методологии, но подразумеваются.
Эмпирические методы
Данные методы рассчитаны на решение практических задач и проведение практических исследований, но данное условие совсем не обязательно.
Если теоретические методы предполагают выбор одного из способов познания, то практические дают возможность производить несколько операций и собирать конкретные данные, во многих случаях – первичные.
Самыми популярными практическими методами можно назвать следующие.
Наблюдение
Наблюдение вплотную связано с моделированием. У нас есть модель, приближенная к реальности, и мы, как исследователи, должны её оценить и зафиксировать закономерности и признаки. Но при этом наблюдение может происходить и в естественных условиях, в естественной среде, исключая создание модели.
Сравнение
Компаративный метод является очень популярным в общественных науках. Он используется в тех случаях, когда несколько объектов имеют потенциальное сходство по каким-либо признакам.
Измерение
В любом исследовании метод измерения так или иначе используется. Не обязательно при этом использовать численные показатели, но обязательно их переводить в таковые.
Эксперимент
Эксперимент используется в тех случаях, когда исследование невозможно провести в естественных условиях. Если данные подтверждаются не единожды, то их можно использовать в качестве доказательной базы.
Моделирование
Моделирование позволяет воссоздать правдоподобную картину реальности, выразив её в качестве микрообъекта реальности.
Есть предметы, которые мы не можем изучить непосредственно и значит есть необходимость смоделировать ситуацию, которая максимально воссоздаст естественную среду.
Но при этом модель должна быть идентична предмету исследования, иначе всё изучение будет построено некорректно: у модели должны быть те же свойства и признаки, что и у реального объекта.
Беседа и интервью
Для исследования необходимо найти человека, который сможет конкретно и правдиво ответить на главные вопросы исследования. Это может быть рядовой гражданин, специалист в определённой сфере или даже эксперт.
При этом вся процедура беседы максимально формализована, требует большой и кропотливой разработки.
Опираясь на научную методологию, результаты такого исследования позволяют получить релевантные и достоверные сведения о предмете исследования.
Опрос и анкетирование
Для проведения такого исследования, придётся заранее определиться с релевантной выборкой и сформулировать вопросник. Вопросы должны не только отобразить реальное положение вещей, но и реализовать задачи исследования. Нюансы есть и в ответах на вопросы – они могут быть открытые или закрытые. Различается вовлеченность интервьюера и респондента в этот процесс.
Отлично, если у вас есть возможность сделать выборку релевантной. Если вы опросите слишком мало человек или много, но не учитывая нюансы аудитории, то исследование не будет иметь право считаться научной работой.
Описание
Описание может использоваться как самостоятельный метод или входить в состав исследования с наблюдением. Без наблюдения вряд ли получится что-то описать.
Иные специальные методы
Некоторые науки имеют свою методологию. Поэтому важно адаптировать исследовательскую методологию к своей специальности. Так, можно выделить такие методы для разных наук:
- Для экономических наук – это анализ, сценарный метод, статистический метод.
- Для педагогических наук – это беседа, интервью, тестирование.
- Для лингвистики и филологии – это различные виды анализов, эксперименты, статистический метод, нарративный метод.
Этот список не исчерпывающий, но даёт возможность понять то, что для каждой науки методы могут быть свои. Они могут быть общими, но с уклоном в специфику специальности.
Различные методологии
Ряд исследователей разделяют методы исследования, в зависимости от специлизации. Например, А.Я. Флиер предлагает разделять методы по следующему принципу.
Гуманитарные методологии
- Историки делают упор на хронологии событий, поэтому выстраивание логичных проекций составляет основу их методологии.
- Герменевтика в основе своей методологии закладывает поиск смыслов через раскрытие явлений, заложенных в тех предметах, которые мы имеем здесь и сейчас.
- Феноменология помогает осознать какие-то явления и увидеть какие-то свойства, не руководствуясь данными внешней среды (в т.ч. историческим или политическим контекстом).
- Постструктурализм позволяет учитывать контекст и интерпретировать его в соответствии с концептуальными рамками.
Социально-научные методологии
- Эволюционизм позволяет оценить историческое развитие, исходя из позиции прогрессивного развития.
- Циклические и волновые модели культурной динамики дают нам понимание о том, что все процессы повторяются и наша цель – застопорить какие-то процессы и проанализировать их, чтобы в дальнейшем иметь возможность сделать достоверный прогноз.
- Структурный функционализм совмещает в себе как анализ особенностей структуры, так и анализ её функциональных особенностей.
- Новые проблемы и новые пересечения ранее несовместимых наук также представляют интерес и выделяются в отдельную категорию.
Гармоничное указание методов
Наверняка по мере прочтения этой статьи, многие для себя решили что использовать те или иные методы исследования в их случае более рационально. Хорошо если так. Но сразу возникает другой вопрос – как оформить и обозначить в самой работе используемые методы.
На самом деле, сделать это намного проще, чем выбрать для себя методологию. Можно использовать такие выражения:
- За основы у в работе была принята…методология;
- В качестве основной использовалась ….методология;
- Для решения поставленных задач использовалась…методология;
- Ради достижения цели исследования мы использовали…методологию;
- В работе использовалась…методология.
Вряд ли у вас получится найти методологию, которая используется вами впервые. Поэтому позаботьтесь о том чтобы предоставить информацию обо всех ваших предшественников и авторов методологии.
Важно учитывать хронологию создания теории и проведения исследований, даже если вам кажется, что логичнее это представить иначе.
Для выражения этой мысли нет регламента, но чаще всего используют такие конструкции как:
- Ряд исследователей…
- В…веке данный вопрос был изучен…
- Проблемами занимались…
- Большой вклад в изучение проблематики внесли…
- Большое значение имеет…
Далее вам следует сформулировать свою позицию так, чтобы предыдущие положения плавно вытекали из них. Вам надо объяснить почему ваша работа построена именно так и почему ваша логика изложения правильна и возможна. Например:
- Опыт предшественников дал основания предположить, что логика изложения должна иметь следующую последовательность…;
- Первая глава содержит в себе, вторая глава…;
- Структура работы обусловлена тем, что…;
- Структуру работы определило то, что…;
- Цель и задачи исследования полностью раскрываются в структуре, потому как…
Пример изложения методологии в дипломной работе
Тема дипломной работы: возможности преодоления кризисных явлений в Европе, связанных с миграционным фактором. Цель исследования заключается в том, чтобы выявить и определить показатели преодоления кризисных явлений в Европе, учитывая показатели миграционного прироста и их нормализацию.
В соответствии с формулировкой цели и постановкой задач, нами была сформулирована гипотеза. Она звучит как: кризисные явления в Европе возникли задолго до того, как начался миграционный прирост. Кроме того, существует допущение о том, что кризис произошёл в ряде стран, но не во всём регионе, и специфика различна.
Источник: https://referatreview.ru/blog/kakie-metody-issledovaniya-ispolzovat-v-diplomnoj-rabote/