Конспект лекций по химии за 11 класс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

  • Министерство образования
    Ставропольского края
  • ГОУ СПО «Региональный
    многопрофильный колледж»
  • г.Ставрополь

Конспект лекций по химии за 11 класс
Конспект лекций по химии за 11 класс
Конспект лекций по химии за 11 класс

для
всех профессий системы начального и
среднего

профессионального
образования

г.
Ставрополь, 2009г.

  1. Конспекты лекций по общей химии
  2. Составлены в соответствии с
    требованием
  3. государственного образовательного
    стандарта

Составитель: преподаватель химии Ракчеева Н.А.

Рецензент: зав.
кафедрой естественных дисциплин Дечева
Е.В.

Конспекты лекций по общей химии
составлены в соответствии с «Программой
среднего (полного) общего образования
по химии 10-11 классы», базовый уровень,
автор О.С. Габриелян.

Конспекты лекций по органической химии предназначены для использования
учащимися с целью самостоятельного
изучения предмета, коррекции знаний,
при повторении и подготовке к экзаменам.

Конспекты лекций рассмотрены и утверждены на заседании кафедры естественных дисциплин ГОУ СПО «РМК»
г. Ставрополя,

протокол №8 от 18. 03 2009г.

Рекомендованы к использованию
при изучении общей химии в учреждениях
НПО и СПО.

Cодержание:

Атом
— сложная частица. Состояние электронов
в атоме…………………………………………….5

  • Электронная
    конфигурация
    атомов ………………………………………………………………… 7
  • ПЗ
    и
    ПС химических элементов Д.
    Менделеева…………………………………………………… 11
  • Значение
    периодического закона для развития
    науки……………………………………………….16

Химическая
связь – ионная и ковалентная……………………………………………………………
17

Химическая
связь – металлическая и водородная
………………………………………………… 22

Дисперсные
системы …………………………………………………………………………………. 24

Теория
строения химических соединений А. М.
Бутлерова…………………………………………28

Полимеры……………………………………………………………………………………………… 32

Классификация
химических реакций ……………………………………………………………….. 37

Скорость
химических реакций ……………………………………………………………………… 46

Обратимость
химических реакций. Химическое
равновесие……………………………………… 51

Электролитическая
диссоциация. Гидролиз…………………………………………………………..57

Окислительно
– восстановительные
реакции…………………………………………………………65

Классификация
органических и неорганических
веществ………………………………………….. 66

Металлы…………………………………………………………………………………………………
74

Электрохимических
ряд напряжений металлов. Коррозия
металлов…………………………….. . 78

Общие
способы получения металлов……………………………………………………………… 85

Неметаллы…………………………………………………………………………………………… 89

Высшие
оксиды неметаллов.
Водородные соединения…………………………………………….. 96

  1. Кислоты
    органические и неорганические…………………………………………………………….100
  2. Основания
    органические и неорганические………………………………………………………….
    105
  3. Генетическая
    связь между классами соединений………………………………………………… 108
  4. Химия
    и экология…………………………………………………………………………………… 113

Химия
и повседневная жизнь
человека……………………………………………………………… 119

Литература……………………………………………………………………………………………. 130

1.Атом
– сложная частица. Состояние электронов
в
атоме.

1.1Атом – сложная
частица.

Атом

электронейтральная система взаимодействующих
элементарных частиц, состоящая из ядра
(образованного протонами и нейтронами)
и электронов.

Электроны,
протоны и нейтроны называют элементарными
частицами.
Каковы же свойства этих частиц?

Корпускулярно-волновые
свойства микромира
.

Элементарные частицы, а также построенные
из них атомные ядра, атомы и молекулы
имеют ничтожно малые массы и размеры и
поэтому обладают своими особыми
свойствами не похожими на те, которые
имеют объекты окружающего нас макромира.

Они образуют свой, специфический мир –
микромир,
который живет по особым законам, диктуемым
квантовой механикой – наукой о строении
и свойствах элементарных частиц, ядер,
атомов и молекул.

Квантовая
механика характеризует частицы микромира
как объекты с двойственной природой –
корпускулярно-волновым
дуализмом
:
они являются одновременно и частицами
(корпускулами), и волнами.

Конспект лекций по химии за 11 класс

Рисунок
1.

Электронограммы
газов (слева) и кристаллов (справа).
Центральное
пятно обусловлено нерассеянным пучком
электронов, а кольца – электронами,
рассеянными под разными углам

Дифракционная
картина включает в себя
как собственно дифракцию

огибание волной препятствия, так и
интерференцию,
то есть наложение волн друг на друга.

Эти явления доказывают наличие у
электрона волновых свойств, так как
только волны способны огибать препятствия
и налагаться друг на друга в местах их
встречи.

Однако, попадая на фотослой,
электрон дает почернение лишь в одном
месте, что свидетельствует о наличии у
него корпускулярных свойств. Будь он
только волной, он более или менее
равномерно засвечивал бы всю пластинку.

1.2
Состояние
электронов в атоме

Электрон в атоме не имеет траектории движения, то есть можно говорить лишь о вероятности нахождения его в пространстве вокруг ядра.

Он может находиться в любой части этого пространства, окружающего ядро, и совокупность различных положений его рассматривают как электронное облако с определенной плотностью отрицательного заряда. Конспект лекций по химии за 11 класс Рисунок 2. Электронное облако атома водорода

На
рисунке 2.показан
«разрез» такой электронной плотности
в атоме водорода, проходящий через ядро,
а штриховой линией ограничена сфера,
внутри нее вероятность обнаружения
электрона составляет 90 %. Ближайший
к ядру контур охватывает область
пространства, в которой вероятность
обнаружения электрона ~10 %, вероятность
же обнаружения электрона внутри второго
от ядра контура составляет ~ 20%, внутри
третьего – ~30 % и т. д.

Область вероятности
обнаружения электрона не имеет четких
границ. Однако можно выделить пространство,
где вероятность нахождения электрона
будет максимальной.

Пространство
вокруг атомного ядра, в котором наиболее
наиболее вероятно нахождение электрона,
называется орбиталью.

Рисунок
3 Форма s-,
p
и d-орбиталей

В
нем заключено приблизительно 90 %
электронного облака, и это означает,
что около 90 % времени электрон находится
в этой части пространства. По форме
различают 4 известных ныне типа орбиталей,
которые обозначают латинскими буквами
s,
p,
d
и f.
Графическое изображение некоторых форм
электронных орбиталей представлено на
рисунке 3.

Важнейшей
характеристикой движения электрона на
определенной орбитали является энергия
его связи с ядром.

Электроны,
обладающие близкими значениями энергии,
образуют единый электронный
слой
или
энергетический
уровень
.
Энергетические уровни нумеруют, начиная
от ядра: 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7.

Целое
число n,
обозначающее номер энергетического
уровня, называют главным
квантовым числом
.

Число энергетических
уровней (электронных слоев) в атоме
равно номеру периода в системе
Д. И. Менделеева, к которому
принадлежит химический элемент: у атомов
элементов первого периода – один
энергетический уровень, второго периода
– два, седьмого периода – семь.

  • Наибольшее число
    электронов на энергетическом уровне
    определяется по формуле
  • N
    = 2n2,
  • где N
    – максимальное число электронов; n
    – номер уровня или главное квантовое
    число. Следовательно, на первом, ближайшем
    к ядру энергетическом уровне может
    находиться не более двух
    электронов;
  • на втором – не более 8;
  • на третьем – не более 18;
  • на четвертом – не более 32.

А как,
в свою очередь, устроены энергетические
уровни (электронные слои)?Начиная со
второго энергетического уровня (n
= 2), каждый из уровней подразделяется
на подуровни (подслои), несколько
отличающиеся друг от друга энергией
связи с ядром.

Число
подуровней равно значению главного
квантового числа
:
первый энергетический уровень имеет
один подуровень; второй – два; третий
– три; четвертый – четыре подуровня.
Подуровни, в свою очередь, образованы
орбиталями.Подуровни принято обозначать
латинскими буквами, равно как и форму
орбиталей, из которых они состоят: s,
p,
d,
f.

  • s-Подуровень – первый, ближайший к ядру атома подуровень каждого энергетического уровня, состоит из одной s-орбитали;
  • р-подуровень – второй подуровень каждого, кроме первого, энергетического уровня, состоит из трех p-орбиталей;
  • d-подуровень – третий подуровень каждого, начиная с третьего, энергетического уровня, состоит из пяти d-орбиталей;

f-подуровень
каждого,
начиная с четвертого, энергетического
уровня, состоит из семи f-орбиталей.

2.
Электронные конфигурации атомов
химических элементов

Швейцарский
физик В. Паули в 1925 г. установил,
что в атоме на одной орбитали может
находиться не более двух электронов,
имеющих противоположные (антипараллельные)
спины (в переводе с английского
«веретено»), Этот принцип
носит название принципа
Паули
.

Если на орбитали
находится один электрон, то он называется
неспаренным,
если два, то это спаренные
электроны
,
то есть электроны с противоположными
спинами

Конспект лекций по химии за 11 класс

  1. Рисунок 1.
  2. Схема подразделения энергетических уровней на подуровни
  3. s–Орбиталь,
    как вы уже знаете, имеет сферическую
    форму.

На
рисунке 1
показана схема подразделения энергетических
уровней на подуровни.

Электрон
атома водорода (n
= 1) располагается на этой орбитали и
неспарен. Поэтому его электронная
формула или электронная конфигурация
будет записываться так: 1s1.

В электронных формулах номер энергетического
уровня обозначается цифрой, стоящей
перед буквой (1 …

), латинской буквой
обозначают подуровень (тип орбитали),
а цифра, которая записывается справа
вверху от буквы (как показатель степени),
показывает число электронов на подуровне.

Для
атома гелия He, имеющего два спаренных
электрона на одной s-орбитали,
эта формула: 1s2.

Электронная
оболочка атома гелия завершена и очень
устойчива. Гелий – это благородный газ.

На
втором энергетическом уровне (n
= 2) имеется четыре орбитали: одна s
и три p.
Электроны s-орбитали
второго уровня (2s-opбитали)
обладают более высокой энергией, так
как находятся на большем расстоянии от
ядра, чем электроны 1s-орбитали
(n
= 2)

p-Орбиталь
имеет
форму гантели или объемной восьмерки.
Все три p-орбитали
расположены в атоме взаимно перпендикулярно
вдоль пространственных координат,
проведенных через ядро атома.

Следует
подчеркнуть еще раз, что каждый
энергетический уровень (электронный
слой), начиная с n
= 2, имеет три p-орбитали.

С увеличением значения n
электроны занимают p-орбитали,
расположенные на больших расстояниях
от ядра и направленные по осям х, у, z.

У
элементов второго периода (n
= 2) заполняется сначала одна s-орбиталь,
а затем три p-орбитали.
Электронная формула Li:
1s22s1.
Электрон 2s1
слабее связан с ядром атома, поэтому
атом лития может легко отдавать его
(как вы, очевидно, помните, этот процесс
называется окислением), превращаясь в
ион Li+.

В атоме
бериллия Be
четвертый электрон также размещается
на 2s-орбитали:
1s22s2.
Два внешних электрона атома бериллия
легко отрываются – Ве
при этом окисляется в катион Ве2+.

У атома
бора пятый электрон занимает 2p-орбиталь:
1s22s22p1.
Далее у атомов C,
N,
О,
F
идет заполнение 2p-орбиталей,
которое заканчивается у благородного
газа неона: 1s22s22p6.

У
элементов третьего периода заполняются
соответственно 3s
и 3р-орбитали. Пять d-орбиталей
третьего уровня при этом остаются
свободными:

  • 11Na 1s22s22p63s1;
  • 17Cl 1s22s22p63p5;
  • 18Ar 1s22s22p63s23p6.

Иногда
в схемах, изображающих распределение
электронов в атомах, указывают только
число электронов на каждом энергетическом
уровне, то есть записывают сокращенные
электронные формулы атомов химических
элементов, в отличие от приведенных
выше полных электронных формул, например:
11Na
2, 8, 1; 17Cl
2, 8, 7; 18Ar
2, 8, 8.

У
элементов больших периодов (четвертого
и пятого) первые два электрона занимают
соответственно 4s
и 5s-орбитали:
19K
2, 8, 8, 1; 38Sr
2, 8, 18, 8, 2.

Начиная с третьего элемента
каждого большого периода, последующие
десять электронов поступят на предыдущие
3d
и 4d-орбитали
соответственно (у элементов побочных
подгрупп): 23V
2, 8, 11, 2; 26Fe
2, 8, 14, 2; 40Zr
2, 8, 18, 10, 2; 43Tr
2, 8, 18, 13, 2.

Как правило, тогда, когда будет
заполнен предыдущий d-подуровень,
начнет заполняться внешний (соответственно
4р- и 5р-) p-подуровень:
33As
2, 8, 18, 5; 52Те
2, 8, 18, 18, 6.

У
элементов больших периодов – шестого
и незавершенного седьмого – электронные
уровни и подуровни заполняются
электронами, как правило, так: первые
два электрона поступят на внешний
s-подуровень:
56Ва
2, 8, 18, 18, 8, 2; 87Fr
2, 8, 18, 32, 18, 8, 1; следующий один электрон
La
и Ac)
на предыдущий d-подуровень:
57La
2, 8, 18, 18, 9, 2 и 89Ас
2,8,18, 32, 18, 9, 2.

Затем
последующие 14 электронов поступят на
третий снаружи энергетический уровень
на 4f
и 5f-орбитали
соответственно у лантаноидов и актиноидов:

  • 64Gd 2, 8, 18, 25, 9, 2 и
  • 92U 2, 8, 18, 32, 21, 9, 2.

Затем
снова начнет застраиваться второй
снаружи энергетический уровень
(d-подуровень):
у элементов побочных подгрупп: 73Та
2, 8, 18, 32, 11, 2; 104Rf
2, 8, 18, 32, 32, 10, 2, – и, наконец, только после
полного заполнения десятью электронами
d-подуровня
будет снова заполняться внешний
p-подуровень:

  • 86Rn 2, 8, 18, 32, 18, 8.

Очень
часто строение электронных оболочек
атомов изображают с помощью энергетических
или квантовых ячеек – записывают так
называемые графические
электронные формулы
.

Для этой записи используют следующие
обозначения: каждая квантовая ячейка
обозначается клеткой, которая соответствует
одной орбитали; каждый электрон
обозначается стрелкой, соответствующей
направлению спина.

При записи графической
электронной формулы следует помнить
два правила: принцип
Паули
,
согласно которому в ячейке (орбитали)
может быть не более двух электронов, но
с антипараллельными спинами, и правило
Ф.

Хунда,
согласно которому электроны занимают
свободные ячейки (орбитали), располагаются
в них сначала по одному и имеют при этом
одинаковое значение спина, а лишь затем
спариваются, но спины при этом по принципу
Паули будут уже противоположно
направленными.

Читайте также:  Получение металлов в химии

В
заключение еще раз рассмотрим отображение
электронных конфигураций атомов
элементов первого и второго периодов системы Д. И. Менделеева.

Элементы первого
периода

Источник: https://gigabaza.ru/doc/103779.html

Конспекты всех уроков по химии 10 класс

Урок на тему: Вводный инструктаж по Т/Б.Предмет органической химии. Формирование органической химии как науки.

Цели урока:

1.Сформировать представление о составе и строении органических соединений, их отличительных признаках. 2. Выявить причины многообразия органических веществ.3. Продолжить формирование умения составлять структурные формулы на примере органических веществ.

4. Сформировать представление об изомерии и изомерах.

  • Оборудование урока: образцы органических соединений, спички, фарфоровая чашка, щипцы, шаростержневые модели представителей алканов, алкенов, циклоалканов.
  • Ход урока.
  • Что же такое “органическая химия” и как произошел термин “органические вещества”?

Органическая химия – наука об органических соединениях и их превращениях. Первоначально органическим считались вещества, найденные в живых организмах и животных. Такие, встречающиеся в живой природе вещества, обязательно содержат углерод.

Долгое время считалось, что для получения сложных соединений углерода используется некая “движущая сила”, действующая только в живой материи. В лабораториях удавалось синтезировать лишь самые простые углеродосодержащие соединения, такие, как диоксид углерода CO2, карбид кальция CaC2, цианид калия KCN.

Началом синтеза органических веществ по праву считается синтез мочевины из неорганической соли – цианата аммония NH4CNO, произведенный Вёлером в 1828 году. Это и повлекло за собой необходимость определения органических веществ. Сегодня к ним относятся более миллиона углеродосодержащих соединений.

Некоторые из них выделены из растительных и животных источников, однако гораздо большее их число синтезировано в лабораториях химиками-органиками.

На каком основании органические вещества выделяют в отдельную группу? Каковы их отличительные признаки?

Так как углерод непременно присутствует во всех органических веществах, органическую химию с середины XIX века часто называют химией соединений углерода.

Термин “органическая химия” был введен шведским ученым Й. Берцелиусом в начале XIX века. До этого вещества классифицировали по источнику их получения.

Поэтому в XVIII веке различали три химии: “растительную”, “животную” и “минеральную”. Еще в XVI веке ученые не делали различий между органическими и неорганическими соединениями.

Вот, например, классификация веществ на основании знаний того времени:

  1. Масла: купоросное (серная кислота), оливковое;

  2. Спирты: винный, нашатырный, соляный (соляная кислота), селитряной (азотная кислота);

  3. Соли: поваренная, сахар и т.д.

Несмотря на то, что эта классификация, мягко говоря, не соответствует нынешней, многие современные названия пришли к нам из того времени. Например, название “спирт” (от   латинского “спиритус” – дух) присваивалось всем легколетучим жидкостям.

Уже в XIX века химики не только вели интенсивный поиск новых веществ и способов их получения, но и уделяли особое внимание определению состава веществ.

Список важнейших открытий органической химии того времени можно было бы представить следующим образом:

1845 год. Кольбе синтезирует в несколько стадий уксусную кислоту, используя в качестве исходных неорганические вещества: древесный уголь, водород, кислород, серу и хлор.1854 год. Бертло синтезирует жироподобное вещество.1861 год.

Бутлеров, действуя известковой водой на параформальдегид (полимер муравьиного альдегида), осуществил синтез “метиленитана” — вещества, относящегося к классу сахаров.1862 год.

Бертло, пропуская водород между угольными электродами, получает  ацетилен.

  1. Эти эксперименты подтверждали, что органические вещества имеют ту же природу, что и все простые вещества, и никакой жизненной силы для их образования не требуется.
  2. Органические и неорганические вещества состоят из одних и тех же химических элементов и могут быть превращены друг в друга.
  3. Учитель приводит примеры органических веществ, называет их молекулярную формулу (формулы записаны заранее на доске и закрыты): уксусная кислота CH3-COOH, этиловый спирт CH3CH2OH, сахароза C12H22O11, глюкоза C6H12O6, ацетилен HC=CH, ацетон

Вопрос: Что общего вы заметили в составе этих веществ? Какое химическое свойство вы можете предположить для этих веществ?

Учащиеся отвечают, что во все перечисленные соединения входят углерод и водород. Предполагают, что они горят.

Учитель демонстрирует горение спиртовки ( C2H5OH ), обращает внимание на характер пламени, вносит последовательно в пламя спиртовки, уротропина и свечи фарфоровую чашку, показывает, что от пламени свечи образуется копоть.

Далее обсуждается вопрос о том, какие вещества образуются в ходе горения органических веществ. Учащиеся приходят к выводу, что образоваться может углекислый или угарный газ, чистый углерод ( сажа, копоть ).

Учитель сообщает, что не все органические вещества способны гореть, но все они разлагаются при нагревании без доступа кислорода, обугливаются. Учитель демонстрирует обугливание сахара при нагревании. Учитель просит определить вид химической связи в органических веществах, исходя из их состава.

Далее ученики в тетрадях записывают признаки органических веществ:

1. Содержат углерод.2. Горят и (или) разлагаются с образованием углеродсодержащих продуктов.

3. Связи в молекулах органических веществ ковалентные.

Вопрос: Как вы думаете, сколько органических соединений сейчас известно? (Учащиеся называют предполагаемое количество известных органических веществ. Обычно эти числа занижены по сравнению с фактической численностью органических веществ). В 1999 году зарегистрировано 18-миллионное органическое вещество.

Вопрос: В чем же причины многообразия органических веществ? Учащимся предлагается попытаться найти их в том, что уже известно о строении органических веществ.

Ученики называют такие причины, как: соединение углерода в цепи разной длины; соединение атомов углерода простыми, двойными и тройными связями с другими атомами и между собой; множество элементов, входящих в состав органических веществ.

Учитель приводит еще одну причину – разный характер углеродных цепей: линейные, разветвленные и циклические, демонстрирует модели бутана, изобутана и циклогексана.

Учащиеся в тетради записывают: Причины многообразия органических соединений.

1. Соединиение атомов углерода в цепи разной длины.2. Образование атомами углерода простых, двойных и тройных связей с другими атомами и между собой.3. Разный характер углеродных цепочек: линейные, разветвленные, циклические.4. Множество элементов, входящих в состав органических веществ.

5. Явление изомерии органических соединений.

Вопрос: Что же такое изомерия?

Это было известно с 1823 года. Берцелиус (1830 год) предложил назвать изомерами вещества, имеющие качественный и количественный состав, но обладающие различными свойствами. К примеру, было известно около 80 разнообразных веществ, отвечающих составу C6H12O2. В 1861 году загадка изомерии была разгадана.

На съезде немецких естествоиспытателей и врачей был прочитан доклад, называвшийся “Нечто в химическом строении тел”. Автором доклада был профессор Казанского университета Александр Михайлович Бутлеров.

Именно это самое “нечто” и составило теорию химического строения, которая легла в основу наших современных представлений о химических соединениях.

Теперь органическая химия получила прочную научную основу, обеспечившую ее стремительное развитие в последующее столетие вплоть до наших дней. Предпосылками для ее создания послужили успехи в разработке атомно-молекулярного учения, представлений о валентности и химической связи в 50-е годы XIX века. Эта теория позволила предсказывать существование новых соединений и их свойства.

  • Понятие о химическом строении или, в конечном итоге, о порядке связи атомов в молекуле позволило объяснить такое загадочное явление, как изомерия.
  • Определения понятий “химическое строение”, “изомеры” и “изомерия” записываются в тетрадь.
  • Умение строить структурные формулы изомеров отрабатываются на примерах:
  • C2H6O (этанол и диметиловый эфир), C4H10 (бутан и изобутан). Учитель показывает, как можно записать краткую структурную формулу

Конспект лекций по химии за 11 класс

На доске – плакат с изображением изомеров бутана и пентана.

Конспект лекций по химии за 11 класс

Учитель предлагает построить изомеры состава C6H14, если известно, что их существует пять. После вынесения всех изомеров на доску, учитель обращает внимание учащихся на методику построения изомеров: уменьшение с каждым разом главной цепи и увеличение числа радикалов.

Домашнее задание: выучить записи в тетради, построить все возможные изомеры состава C7H16.

Источник: https://multiurok.ru/files/konspiekty-vsiekh-urokov-po-khimii-10-klass.html

11 класс — четвёртый год обучения — ХиМуЛя.com

№ п. п. Наименование темы                    Домашнее задание
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
1. Важнейшие химические понятия и законы
1 Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества § 1, учить, решить 1 – 3 стр. 7
2 -3 Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях. Закон постоянства состава веществ. Вещества молекулярного
и немолекулярного строения.
§ 2, решить 4 – 7 , стр.7 и зад 1 — 2
2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева на основе учения о строении атомов.
4 — 5 Строение электронных оболочек атомов химических элементов. Короткий и длинный вариант таблицы химических элементов § 3, отв. 1 – 7 стр. 23
6 Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов § 4, отв. 8 – 10 стр. 22, решить 1,2 стр.23
7 Валентность. Валентные возможности и размеры атомов химических элементов. Решение расчётных задач § 5, отв. 11 – 17 и решить 3 – 4 стр. 22 — 23
3. Строение вещества
8 — 9 Виды и механизмы образования химической связи. Характеристики химической связи § 6, учить
10 Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ § 7, отв. 5 – 6 стр.41
11 — 12 Типы кристаллических решёток и свойства веществ.Причины многообразия веществ.  § 8, отв. 7 – 8 стр.41§ 9, решить 9 и зад. 1,2 стр.41
13 Дисперсные системыКомплексные соединения § 10, учить Подг. к  ПР №1, с.42
14 Практическая работа №1 Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией § 10, отв.10 – 13 и зад. 3 – 4 стр. 42.
Повторить § 1 — 10
15 Контрольная работа №1 по темам: Периодический закон. Строение вещества.
4. Химические реакции
16 Сущность и классификация химических реакций §11, отв. 1 – 3, 5 — 8 стр. 48
17 Окислительно – восстановительные реакции §11, отв. 4 стр. 48, решить зад. 1 -2 стр. 48
18 — 19 Скорость химических реакций. Закон действующих масс. Катализ и катализаторы § 12, учить; подг. К ПР №2 стр. 76
20 Практическая работа №2 Влияние различных факторов на скорость химической реакции § 12, отв. 1 – 6 и зад. 1 – 2 стр. 62 — 63
21 Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье §13, отв. 7 – 8 с. 63, решить зад 3 с. 63
22 Производство серной кислоты контактным способом §14, учить
23 Электролитическая диссоциация. §15, решить 1 -4  и зад. 1,2 с. 68
24 Сильные и слабые электролиты. Среда водных растворов. Водородный показатель §16, решить 5 — 9 и зад. 3 с. 68
25 Реакции ионного обмена §17, решить 1 – 3 и зад. 1 – 2 с.74
26 — 27 Гидролиз органических и неорганических соединений §18, решить 4 – 12 и зад. 3 – 4 с. 74
28 Повторение и обобщение изученного материала по теме «Химические реакции». Решение задач §11 — 18, повторять, подг. к КР №2
29  Контрольная работа №2 «Химические реакции»
49 Кислородсодержащие кислоты §31, учить
Решить 1 – 13 стр. 138
50 — 51 Окислительные свойства азотной и серной кислот Стр. 132 — 135, учить
52 — 53 Решение качественных и расчётных задач по теме «Неметаллы» Решить задачи в тетради
Повторить §30 — 32
54 Контрольная работа №4 по теме «Неметаллы»
7. Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум
55 – 56 Генетическая связь неорганических и органических соединений §33, решить задания в тетради подг. К ПР №3, с. 144
57 — 58 Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по неорганической химии подг. К ПР №4, с. 144
59 — 60 Практическая работа №4 Решение экспериментальных задач по органической химии подг. К ПР №5, с. 145
61 — 62 Практическая работа №5 Решение практических расчетных задач подг. К ПР №6, с. 145
63 — 64 Практическая работа № 6. Получение, собирание и распознавание газов. §33, решить задания в тетради
65 Бытовая химическая грамотность §34, подг. прзентации
66 Обобщение и повторение изученного материала за курс химии средней школы. Решение тестовых заданий
Читайте также:  Уравнение фурье в физике

Источник: https://www.sites.google.com/site/himulacom/zvonok-na-urok/11-klass—cetveertyj-god-obucenia

Все уроки химии

  • КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
  • И СЕМЕСТР
  • ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ КУРСА ХИМИИ 10 КЛАССА

  Урок 1. Тема урока. Состав, свойства, применение важнейших органических соединений

  Урок 2. Тема урока. Генетическая связь между классами органических соединений

Тема 1. ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

  Урок 3. Тема урока. Теория как высшая форма научных знаний. Теория химического строения органических соединений А. М. Бутлерова

  Урок 4. Тема урока. Зависимость свойств веществ от состава и химического строения молекул. Изомерия

  Урок 5. Тема урока. Развитие и значение теории строения органических веществ. Жизнь и деятельность А. М. Бутлерова

Тема 2. УГЛЕВОДОРОДЫ

  Урок 6. Тема урока. Классификация углеводородов. Образование ковалентных карбон-карбоновых связей в органических соединениях. Виды гибридизации электронных орбиталей атома Углерода

  Урок 7. Тема урока. Основные характеристики ковалентной связи. Одинарные, двойные, тройные связи

  Урок 8. Тема урока. Алканы (парафины). Общая формула алканов. Структурная изомерия. Понятие о конформацию. Систематическая номенклатура. Физические свойства алканов

  Урок 9. Тема урока. Химические свойства алканов: полное и частичное окисление, хлорирование, термическое разложение, изомеризация. механизм реакций замещения. Получение, использование алканов

  Урок 10. Тема урока. Понятие о циклоалкани (циклопарафіни)

  Урок 11. Тема урока. Практическая работа 1. Обнаружение Углерода, Водорода, Хлора в органических соединениях

  Урок 12. Тема урока. Алкены. Гомологический ряд етену, общая формула алкенов. Структурная и пространственная изомерия алкенов, номенклатура

  Урок 13. Тема урока. Химические свойства алкенов: полное и частичное окисление, присоединение водорода, галогенов, гідрогенгалогенідів, воды, полимеризация. Правило В. В. Марковникова, механизм реакции присоединения по двойной связью. Получение и применение алкенов

  Урок 14. Тема урока. Алкіни. Гомологический ряд етину, общая формула алкінів. Структурная изомерия, номенклатура алкінів

  Урок 15. Тема урока. Химические свойства: полное и частичное окисление, замещение, присоединение водорода, галогенов, галогеноводородов. Получение и использование алкінів

  Урок 16. тема урока. Бензен как представитель ароматических углеводородов, его состав, химическая, электронная, пространственное строение молекулы, физические свойства

  Урок 17. Тема урока. Химические свойства бензену: полное и частичное окисление, присоединение, замещение. Получение и использование бензену

  Урок 18. Тема урока. Понятие о химические средства защиты растений, их влияние на окружающую среду. Взаимосвязь между углеводородами

  Урок 19. Тема урока. Решение расчетных задач. Выведение молекулярной формулы газообразного вещества

  Урок 20. Тема урока. Обобщение и систематизация знаний о углеводороды, взаимосвязь между углеводородами

  Урок 21. Тема урока. Обобщение и систематизация знаний о углеводороды, взаимосвязь между углеводородами

  Урок 22. Тема урока. Контроль уровня учебных достижений по теме «Углеводороды»

Тема 3. ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ УГЛЕВОДОРОДОВ И ИХ ПЕРЕРАБОТКА

  Урок 23. Тема урока. Природный и сопутствующий нефтяной газы, их состав, использование

  Урок 24. Тема урока. Нефть. Состав, свойства нефти. Главные процессы переработки: перегонка, крекинг. Использование нефтепродуктов. Использование нефтепродуктов. Детонационная стойкость бензина

  Урок 25. Тема урока. Каменный уголь, продукты коксования каменных углей, их использование

  Урок 26. Тема урока. Охрана окружающей среды от загрязнения в процессе переработки углеводородного сырья и использования продуктов ее переработки. Понятие о спектральные методы определения структуры органических соединений

  Урок 27. Тема урока. Обобщение и систематизация знаний о природных источниках углеводородов

  Урок 28. Тема урока. Контроль уровня учебных достижений по темам «Углеводороды» и «Природные источники углеводородов и их переработка»

II СЕМЕСТР

Тема 4. КИСЛОРОДОСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ

  Урок 29. Тема урока. Спирты. Насыщенные одноатомные спирты. Изомерия, номенклатура насыщенных одноатомных спиртов. Водородная связь, его влияние на физические свойства спиртов

  Урок 30. Тема урока. Химические свойства спиртов: полное и частичное окисление, дегидратация, взаимодействие со щелочными металлами, гідрогенгалогенідами

  Урок 31. Тема урока. Этиленгликоль, глицерин. Получение и использование спиртов

  Урок 32. Тема урока. Ядовитость спиртов, их вредное влияние на организм человека

  Урок 33. Тема урока. Фенол, его состав, строение. Физические свойства фенола. Химические свойства: взаимодействие с натрием, раствором щелочи, бромной водой, феррум(III) хлоридом. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола

  Урок 34. Тема урока. Использование фенола. Охрана окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол

  Урок 35. Тема урока. Альдегиды. Состав, строение альдегидов. Функциональная альдегидная группа. Изомерия, номенклатура альдегидов. Физические свойства

  Урок 36. Тема урока. Химические свойства альдегидов. Реакция окисления и восстановления. Получение етаналю. Использование метаналю и етаналю

  Урок 37. Тема урока. Карбоновые кислоты. Насыщенные карбоновые кислоты. Физические свойства. Номенклатура

  Урок 38. Тема урока. Химические свойства карбоновых кислот: электролитическая диссоциация, взаимодействие с металлами, щелочами, солями, спиртами. Кислотность карбоновых кислот, ее зависимость от состава и строения. Взаимное влияние карбоксильных групп и углеводородного

  Урок 39. Тема урока. Многообразие карбоновых кислот. Получение и применение карбоновых кислот

  Урок 40. Тема урока. Практическая работа 2. Свойства етанової кислоты

  Урок 41. Тема урока. Эстеры. Жиры. Мыло. Реакция эстерификации. Состав, химическое строение эфиров. Гидролиз эфиров

  Урок 42. Тема урока. Жиры, их состав, химическое строение. Гидролиз, гидрирование жиров. Биологическая роль жиров

  Урок 43. Тема урока. Мыло, моечная его действие. Сведения о синтетические моющие средства, их значение. Защита природы от загрязнения синтетическими моющими средствами

  Урок 44. Тема урока. Углеводы. Глюкоза. Строение глюкозы как альдегідоспирту. Циклическая форма глюкозы. Химические свойства глюкозы: полное и частичное окисление, восстановление, гидролиз, взаимодействие с гидроксидами металлических элементов, брожение, естерифікація

  Урок 45. Тема урока. Некоторые сведения о фруктозу, рибозу и дезоксирибозу. Сахароза, ее состав, строение. Химические свойства: гидролиз, образование сахаратів

  Урок 46. Тема урока. Крахмал. Строение крахмала. Химические свойства: гидролиз, реакция с йодом

  Урок 47. Тема урока. Целлюлоза. Строение целлюлозы. Химические свойства: окисление, гидролиз, естерифікація, термическое разложение

  Урок 48. Тема урока. Понятие о искусственные волокна на примере ацетатного волокна. Биологическое значение углеводов

  Урок 49. Тема урока. Практическая работа 3. Решение экспериментальных задач

Тема 5. НИТРОГЕНОСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ

  Урок 50. Тема урока. Амины, их состав, химическое, электронное строение, классификация. Амины как органические основания. Взаимодействие аминов с водой и кислотами, горение

  Урок 51. Тема урока. Анилин, его состав, строение молекулы, физические свойства. Химические свойства анилина: взаимодействие с неорганическими кислотами, бромной водой. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина. Получение анилина

  Урок 52. Тема урока. Аминокислоты. Изомерия аминокислот. Особенности химических свойств аминокислот, обусловленные наличием амино — и карбоксильной групп. Биполярный ион

  Урок 53. Тема урока. Пептиды. Пептидная связь

  Урок 54. Тема урока. Белки как высокомолекулярные соединения. Главные аминокислоты, участвующие в образовании белков. Уровни структурной организации белков. Свойства белков: гидролиз, денатурация, цветные реакции

  Урок 55. Тема урока. Успехи в изучении и синтезе белков. Понятие о биотехнологии. Биологическое значение аминокислот и белков

  Урок 56. Тема урока. Нуклеиновые кислоты. Состав нуклеиновых кислот. Строение двойной спирали ДНК. Биологическая роль нуклеиновых кислот

  Урок 57. Тема урока. Обобщение и систематизация знаний о нитрогеносодержащие органические соединения

Тема 6. СИНТЕТИЧЕСКИЕ ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ ВЕЩЕСТВА И ПОЛИМЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ НА ИХ ОСНОВЕ

  Урок 58. Тема урока. Зависимость свойств полимеров от их строения. Термопластичные и термореактивные полимеры

  Урок 59. Тема урока. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид, полистирол, полиметилметакрилат, феноло-формальдегидные смолы. Состав, свойства, применение пластмасс на их основе

  Урок 60. Тема урока. Синтетические каучуки. Состав, свойства, использование

  Урок 61. Тема урока. Синтетические волокна. Полиэфирные и полиамидные волокна, их состав, свойства, использование

  Урок 62. Тема урока. Многообразие и взаимосвязь между органическими веществами

  Урок 63. Тема урока. Контроль уровня учебных достижений по темам «Кислородосодержащие соединения», «Нитрогеносодержащие соединения»

Тема 7. РОЛЬ ХИМИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

  Урок 64. Тема урока. Роль химии в современном материальном производстве. Био-, нанотехнологии. Роль химии в решении сырьевой, энергетической, продовольственной проблем, создании новых материалов. Важнейшие химические производства Украины

  Урок 65. Тема урока. Химия и здоровье человека. Вредное влияние употребления алкоголя, наркотических препаратов, табакокурение на здоровье человека. Роль химии в решении проблем ВИЧ/Спида и других заболеваний

  Урок 66. Тема урока. Химия в быту. Общие правила обращения с бытовыми химикатами

  Урок 67. Тема урока. Место химии среди наук о природе, ее значение для понимания научной картины мира

  Урок 68. Тема урока. Итоговый урок по теме «Роль химии в жизни общества»

Источник: http://schooled.ru/lesson/chemistry/11klas/index.html

Теория ЕГЭ по химии

Задания 1. Электронная конфигурация атома

Задания 2. Закономерности изменения химических свойств элементов. Общая характеристика металлов, переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа) и неметаллов

Задания 3. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов

Задания 4. Характеристики ковалентной, ионной, металлической и водородной связей.  Зависимость свойств веществ от их состава и строения

Задания 5. Классификация и номенклатура органических и неорганических веществ

Задания 6. Характерные химические свойства простых веществ — металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных металлов: меди, цинка, хрома, железа. Характерные химические свойства простых веществ — неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния

Задания 7. Характерные химические свойства оксидов: оснoвных, амфотерных, кислотных.

Задания 8. Характерные химические свойства оснований, амфотерных гидроксидов и кислот. Характерные химические свойства солей. Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах и Реакции ионного обмена

  • Задания 9. Взаимосвязь неорганических веществ
  • Задания 10. Реакции окислительно-восстановительные
  • Задания 11.  Характерные химические свойства  неорганических веществ:
    –  простых  веществ  – металлов:  щелочных, щелочноземельных, алюминия,  переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа);
    – простых  веществ  –  неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния;
    – оксидов:  оснóвных,  амфотерных, кислотных;
    – оснований, амфотерных гидроксидов и кислот;
    – солей:  средних,  кислых, оснóвных;  комплексных  (на примере  соединений алюминия и цинка)

Задания 12. Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ(тривиальная и международная).

Задания 13. Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа

Задания 14. Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола).  Основные способы получения углеводородов (в лаборатории).

Задания 15. Характерные  химические свойства  предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола.  Характерные  химические свойства  альдегидов, предельных  карбоновых кислот, сложных эфиров. Основные способы получения кислородсодержащих соединений (в лаборатории). 

Задания 16. Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот.
Биологически  важные вещества:  жиры,  белки, углеводы  (моносахариды, дисахариды, полисахариды)

Задания 17. Взаимосвязь углеводородов и кислородосодержащих органических соединений

Задания 18. Характерные  химические свойства  углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола).  Ионный (правило  В.В. Марковникова) и  радикальный  механизмы реакций в органической химии

Задания 19. Характерные  химические свойства  предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола.  Характерные  химические свойства  альдегидов, предельных  карбоновых кислот, сложных эфиров.

  1. Задания 20. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии
  2. Задания 21. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов
  3. Задания 22. Электролиз расплавов и растворов

Задания 23. Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная

Задания 24. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие.Смещение равновесия под действием различных факторов

Задания 25.  Качественные  реакции  на неорганические  вещества  и ионы.  Качественные  реакции  органических соединений

Задания 26. Правила  работы  в лаборатории. Методы  разделения  смесей  и очистки  веществ.
Понятие  о  металлургии: общие  способы  получения металлов.

  Общие  научные принципы  химического производства  (на  примере промышленного  получения аммиака,  серной  кислоты, метанола). Химическое  загрязнение окружающей  среды  и  его последствия.  Природные источники  углеводородов,  их переработка.

Высокомолекулярные соединения.  Реакции полимеризации  и поликонденсации.  Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки

Задания 27. Вычисление  массы/ массовой доли  вещества в растворе

Задания 28. Расчеты объемных отношений газов  при  химических реакциях.  Тепловой  эффект химической  реакции

Задания 29. Расчеты  массы  вещества  или объема  газов  по  известному количеству  вещества,  массе или  объему  одного  из участвующих  в  реакции веществ

Задания 27. Классификация органических и неорганических соединений

Задания 30. Реакции окислительно-восстановительные.

  • Задания 31. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ
  • Задания 32. Взаимосвязь органических соединений
  • Задания 33. Расчетные задачи на примеси, избыток-недостаток, выход от теоретически возможного,  массовую долю растворенного вещества,  массовую долю химического соединения в смеси
  • Задания 34. Нахождение молекулярной формулы вещества
Читайте также:  Гидролиз по катиону в химии

Источник: http://himege.ru/teoriya-ege-himiya/

Краткий курс лекций по дисциплине «химия» — pdf скачать бесплатно

1 1 Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» Библиотека студента УГНТУ КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЯ» для студентов нехимических специальностей Под общей редакцией профессора С.С. Злотского и профессора А.К.Мазитовой Уфа 2010

2 2 УДК 541 ББК 24.1 К78 Утверждено Редакционно-издательским советом УГНТУ в качестве учебного пособия Авторы: О.Ф.Булатова, С.Б.Денисова, Л.Н.Зорина, О.И.Михайленко, М.А.Молявко, М.Н.Назаров, Л.З.Рольник, Л.Е.Салова, Л.Г.Сергеева, О.Б.Чалова, А.Т.Чанышева, Ф.Б.Шевляков (кафедра «Общая и аналитическая химия»); Ю.Н.Биглова, Е.А.Буйлова, Д.Р.Галиева, Н.М.

Шаймарданов (кафедра «Прикладная химия и физика») Рецензенты: Заведующий кафедрой «Химия» Уфимского государственного авиационного технического университета доктор химических наук профессор В.А. Докичев Заведующий кафедрой «Общая химия» Уфимской государственной академии экономики и сервиса кандидат химических наук доцент И.П.

Журкина К78 Краткий курс лекций по дисциплине «Химия» /Ю.Н.Биглова и др.; под общ. ред. С.С. Злотского и А.К. Мазитовой. Уфа: УГНТУ, с. ISBN Кратко приведены лекции по дисциплине «Химия». Содержание лекций соответствует государственным образовательным стандартам.

Отражен модульный принцип обучения, дано содержание практических и лабораторных занятий, приводится список основной литературы для дополнительного изучения материала.

Предназначен для студентов нехимических специальностей: АГ, АТ, АЭ, БАГ, БАТ, БАЭ, БМЗ, БМП, БПГ, БПС, БТЭ, ВВ, ГФ, ДС, МЗ, МП, МС, ПГ, ПС, ТЭ, ЭГ, ЭС, ЭТ, а также АК, БОС, МХ, ОС, ТС, ТН очной и заочной форм обучения. УДК 541 ББК 24.1 ISBN Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2010 Коллектив авторов, 2010

3 3 Предисловие В учебной программе студентов нехимических специальностей технического вуза, в частности УГНТУ, присутствует дисциплина «Химия». Для подавляющего большинства специальностей по данному предмету предусмотрено лекций (24-40 часов), 3-5 практических занятий (6-10 часов) и лабораторных занятий (20-30 часов).

Содержание лекционного материала включает два основных раздела: строение, общие (интегральные) свойства веществ и свойства важнейших элементов. На практических занятиях в интерактивном режиме подробно рассматриваются узловые, принципиальные вопросы программы, фокусируется внимание на разделах, имеющих наибольшее значение для всего курса.

Лабораторные работы посвящены изучению широкого круга проблем термодинамики, кинетики, растворов, электрохимии и превращениям важнейших неорганических соединений. Студенты в ходе выполнения экспериментов получают необходимые навыки и опыт работы с химическими реактивами и реагентами.

В совокупности аудиторные занятия, консультации, домашние и самостоятельные работы позволяют учащимся успешно освоить материал программы и в дальнейшем использовать полученные знания по химии при изучении специальных дисциплин. В настоящее время по курсу «Химия» имеется большое количество учебников, учебных пособий, практикумов, сборников задач и др.

, как в печатной форме, так и на электронных носителях. Преподавателями кафедр ОАХ и ПХиФ в годах издана обширная учебная литература для студентов нехимических специальностей (см.список рекомендуемой литературы).

В то же время из опыта преподавания следует, что отсутствие пособия, содержащего базовые сведения по дисциплине в краткой доступной форме, сдерживает рост успеваемости студентов по курсу «Химия».

В этой связи коллективы преподавателей кафедр ОАХ и ПХиФ УГНТУ совместно подготовили настоящее пособие*, цель которого систематизировать, упростить и облегчить студентам I курса нехимических специальностей изучение и ознакомление с основным содержанием дисциплины «Химия».

Краткий конспект каждой из 23-х лекций содержит описание базовых положений, терминов, формул и определений. Даны вопросы для самопроверки и контроля, а также приведены ссылки на 2-4 учебника, где данный раздел изложен более детально и подробно. В конце книги имеется расширенный список рекомендуемой учебной литературы и перечислены основные вопросы, выносимые на зачеты и экзамены. *Также настоящее пособие рекомендовано кафедрой ОХТ СФ УГНТУ (зав. кафедрой профессор Р.Р. Даминев) для студентов специальностей АК, БОС, МХ, ОС, ТН, ТС очной и заочной форм обучения Стерлитамакского филиала УГНТУ.

4 4 Настоящее пособие не заменяет существующие учебники и практикумы, а, наоборот, предусматривает более подробное и детальное ознакомление и изучение разделов программы по основным учебникам.

В то же время простота и доступность учебного пособия, на наш взгляд, позволяет студентам предварительно познакомиться с тематикой и содержанием лекций, лучше представить схему курса, связать между собой отдельные разделы программы.

Авторы ведущие преподаватели кафедр ОАХ и ПХиФ — в краткой, тезисной форме обобщили и систематизировали основные параметры, цели и задачи каждой лекции. Это позволяет студентам свести к минимуму непроизводительный расход времени, концентрироваться на ключевых вопросах и положениях дисциплины.

Мы полагаем, что пособие окажется полезным и интересным всем без исключения студентам, изучающим на I курсе дисциплину «Химия», а также будет востребовано молодыми начинающими преподавателями и научными сотрудникам для подготовки к лекциям, лабораторным и практическим занятиям.

Рекомендуем данное пособие учителям, преподавателям средних школ, техникумов, колледжей, а также школьникам — старшеклассникам, заинтересованным в углубленном изучении химии. Выражаем глубокую благодарность доценту Буйловой Е.А. и доценту Чаловой О.Б. за подготовку рукописи к изданию. Профессор Злотский С.С., заведующий кафедрой ОАХ; профессор Мазитова А.К., заведующий кафедрой ПХиФ.

5 5 СОДЕРЖАНИЕ Содержание дисциплины «Химия» для студентов нехимических специальностей АГ, АТ, АЭ, БАГ, БАТ, БАЭ, БМЗ, БМП, БТЭ, МЗ, МП, 6 МС, ТЭ, ЭГ, ЭТ. Содержание дисциплины «Химия» для студентов нехимических специальностей БПГ, БПС, ВВ, ГФ, ДС, ПГ, ПС, ЭС 11 Лекция 1. Квантово-механическая модель строения атома Лекция 2.

Электронные конфигурации атомов. Периодический Закон. Периодическая система Д.И. Менделеева.. 17 Лекция 3. Основные типы химической связи. Ковалентная связь Лекция 4. Теория гибридизации и геометрия молекул. Полярность и поляризуемость ковалентной связи и молекул Лекция 5. Межмолекулярные взаимодействия. Водородная связь.. 23 Лекция 6.

Химическая термодинамика Лекция 7. Химическая кинетика.. 27 Лекция 8. Химическое равновесие.. 29 Лекция 9. Растворы. Способы выражения концентрации растворов. Свойства растворов Лекция 10. Дисперсные системы. Поверхностные явления.. 33 Лекция 11. Растворы электролитов. Электролитическая диссоциация 35 Лекция 12. Диссоциация воды.

Диссоциация кислот и оснований. Водородный показатель 37 Лекция 13. Произведение растворимости. Ионно-обменные реакции. 39 Лекция 14. Гидролиз солей. Буферные растворы.. 41 Лекция 15. Окислительно-восстановительные реакции 43 Лекция 16. Понятие «Электродный потенциал». Электрохимические процессы. 45 Лекция 17.

Электролиз расплавов и растворов.. 47 Лекция 18. Общие свойства металлов. 49 Лекция 19. Коррозия металлов. Методы защиты от коррозии Лекция 20. Металлы главной подгруппы II группы. Жесткость воды Лекция 21. Конструкционные металлы. Алюминий. Хром. Железо 55 Лекция 22. Полимеры 57 Лекция 23.

Химическая идентификация, анализ вещества Контрольные вопросы 61 Список рекомендуемой литературы 66

6 6 Содержание дисциплины «Химия» для студентов нехимических специальностей: АЭ, БАЭ, БМЗ, БМП, МЗ, МП, МС, ТЭ, БТЭ, ЭГ, ЭТ (АГ, АТ, БАГ, БАТ) Аудиторные занятия: лекции 34 ч (20ч), практические занятия — 8 ч (4 ч), лабораторные занятия — 28 ч (16 ч), РГР (домашние задания или контрольные работы), зачёт — 0, экзамен Модуль 1 «Строение вещества» Лекции 10 ч, практические занятия -6 ч, лабораторные занятия-0 ч, РГР-1 Тема Наименование вопросов, изучаемых на лекции 1.1 Квантово-механическая модель строения атома. Составные части атома. Строение многоэлектронных атомов. Принцип Паули. Правило Гунда. Правила Клечковского 1.2 Электронные конфигурации атомов. Периодический закон. Периодическая система Д.И.Менделеева. Типы элементов (s, р, d, f) и их расположение в периодической системе. Периодическое изменение свойств элементов в соответствии с электронной структурой их атомов. Атомные и ионные радиусы. Энергия ионизации. Сродство к электрону. Электроотрицательность 1.3 Основные типы химической связи. Ковалентная связь. Энергетическая диаграмма образования молекулы водорода. Механизмы образования и характеристики ковалентной химической связи (насыщенность, направленность) лекции по пособию Лекция 1 Лекция 2 Лекция 2 Лекция 3 Содержание практических занятий 1.Строение атома. Электронные формулы атомов и ионов. Периодический закон и периодическая система элементов Д.И. Менделеева. Периодическое изменение свойств элементов в соответствии с электронной структурой их атомов по периодам и группам Содержание лабораторных занятий РГР контрольные точки

7 7 1.4 Теория гибридизации и геометрия молекул. Полярность и поляризуемость ковалентной связи и молекул 1.5 Межмолекулярные взаимодействия. Водородная связь. Влияние на физические свойства веществ. Металлическая связь и металлические структуры. Ионная связь и её свойства.

Ионные кристаллы 2 Модуль 2 «Закономерности протекания химических процессов» Тема Наименование вопросов, изучаемых на лекции 2.1 Химическая термодинамика. Закон Гесса и следствия из него. Теплота образования вещества. Энтальпия. Энтропия. Энергия Гиббса. Направление химических процессов 2.2 Химическая кинетика. Понятие о скорости химических реакций.

Факторы, влияющие на скорость (концентрация, температура, катализатор). Энергия активации. Гомогенный и гетерогенный катализ 2.3 Химическое равновесие. Константа химического равновесия. Принцип Ле- Шателье. Колебательные реакции Лекция 4 Лекция 5 2.Ковалентная химическая связь. Механизм образования. Свойства ковалентной химической связи.

Теория гибридизации, геометрия молекул. Полярность молекул 3.Типы межмолекулярных взаимодействий. Водородная связь и её влияние на физические свойства. Металлическая связь и металлические структуры. Ионная связь и её свойства.

Ионные кристаллы Контрольная работа 1 «Строение вещества» Лекции 6 ч, практические занятия — 2 ч, лабораторные занятия — 6 ч, РГР-1 Лекция 6 Лекция 7 Лекция 8 Содержание практических занятий 4.Химическая термодинамика. Химическая кинетика и равновесие. Решение задач Содержание лабораторных занятий 1. ЛР-1.

Тепловые эффекты и направление протекания химических реакций 2. ЛР-2. Химическая кинетика и химическое равновесие 3.ЛР-3. Химическая кинетика и химическое равновесие РГР контрольные точки Контрольная работа 2 «Закономерности протекания химических процессов»

8 8 3 Модуль 3 «Дисперсные системы и растворы» Тема Наименование вопросов, изучаемых на лекции 3.1 Растворы. Способы выражения концентраций растворов. Свойства растворов. Дисперсные системы. Поверхностные явления. Растворы электролитов. Электролитическая диссоциация. Понятие об электролитах.

Степень диссоциация, константа диссоциации слабых электролитов. Закон разбавления Оствальда. Растворы сильных электролитов. Ионная сила растворов. Активность ионов 3.2 Диссоциация воды. Диссоциация кислот и оснований. Водородный показатель. Ионное произведение воды.

Расчет рн растворов сильных и слабых кислот; сильных и слабых оснований 3.3 Произведение растворимости. Ионнообменные реакции. Равновесие в растворах плохо растворимых сильных электролитов. Условия образования и растворения осадков. Направление протекания ионно-обменных реакций. Реакция нейтрализации 3.4 Гидролиз солей.

Буферные растворы. Гидролиз по катиону, гидролиз по аниону, полный гидролиз. Степень гидролиза и факторы, влияющие на неё. Константа гидролиза. Расчет рн растворов солей.

Буферные растворы Лекции 8 ч, практические занятия — 0 ч, лабораторные занятия — 8 ч, РГР-1 Лекция 9* Лекция 10* Лекция 11 Лекция 12 Лекция 13 Лекция 14 Содержание практических занятий Содержание лабораторных занятий 4.ЛР-4. Приготовление раствора NaCl заданной концентрации 5.ЛР-5. Ионнообменные реакции. Условие их протекания.

Диссоциация кислот и оснований 6.ЛР-6. Условия выпадения и растворения осадков. Произведение растворимости 7.ЛР-7. Гидролиз солей. Обратимость гидролиза. Факторы, влияющие на гидролиз РГР контрольные точки Контрольная работа 3 «Дисперсные системы и растворы»

9 4 Модуль 4 «ОВР. Электрохимические процессы» Тема Наименование вопросов, изучаемых на лекции 4.1 Окислительно-восстановительные реакции. Основные понятия. Составление уравнений ОВР. Метод ионно-электронного баланса. Направление протекания ОВР 4.2 Понятие «Электродный потенциал». Электрохимические процессы.

Стандартный водородный электрод. Ряд стандартных окислительновосстановительных потенциалов металлов (ОВП). Гальванический элемент. Электрохимические цепи 4.3 Электролиз расплавов и растворов солей. Потенциал разложения. Ряд разряжаемости катионов и анионов.

Электролиз с активным анодом 9 Лекции 6 ч, практические занятия — 0 ч, лабораторные занятия — 8 ч, РГР-1 Лекция 15 Лекция 16 Лекция 17 Содержание практических занятий Содержание лабораторных занятий 8.ЛР-8. Окислительновосстановительные реакции. Направление протекания 9.ЛР-9. Гальванический элемент.

Ряд стандартных окислительновосстановительных потенциалов металлов 10.ЛР-10. Электрохимическая коррозия металлов ЛР-11. Электролиз растворов солей Тема Модуль 5 «Химические свойства металлов» Наименование вопросов, изучаемых на лекции 5.1 Общие свойства металлов. Химические свойства металлов.

Взаимодействие металлов с неметаллами, с водой, основаниями. Взаимодействие металлов с кислотами, растворами солей РГР контрольные точки Контрольная работа 4 «ОВР.

Электрохимичес кие процессы» Лекции 4 ч, практические занятия — 0 ч, лабораторные занятия — 4 ч, РГР-1 Лекция 18 Содержание практических занятий Содержание лабораторных занятий 12.ЛР-12. Химические свойства металлов. Взаимодействие металлов с неметаллами, с водой, основаниями РГР контрольные точки

Источник: https://docplayer.ru/26174253-Kratkiy-kurs-lekciy-po-discipline-himiya.html

Учебник
Добавить комментарий