Молярная масса брома (br), формула и примеры

Жидкость красно-бурого цвета, с резким специфическим запахом, плохо растворимая в воде, но растворяющаяся в бензоле, хлороформе, сероуглероде и других органических растворителях.

Такой ответ можно дать на вопрос: «Что такое бром?» Соединение относится к группе наиболее активных неметаллов, реагируя со многими простыми веществами. Оно является сильно токсичным: вдыхание его паров раздражает дыхательные пути, а попадание на кожу вызывает тяжелые, длительно не заживающие ожоги.

В нашей статье мы изучим его физические свойства, а также рассмотрим химические реакции, характерные для брома.

Что такое бром?

Главная подгруппа седьмой группы – место положения элемента в периодической системе химических элементов. На последнем энергетическом слое атома находится два s-электрона и пять p-электронов. Как и все галогены, бром имеет значительное сродство к электрону.

Это значит, что он легко притягивает в свою электронную оболочку отрицательные частицы других химических элементов, становясь анионом. Молекулярная формула брома – Br2. Атомы соединяются между собой с помощью совместной пары электронов, такой тип связи называется ковалентной.

Она также является неполярной, располагаясь на одинаковом расстоянии от ядер атомов. Ввиду достаточно большого радиуса атома – 1,14A°, окислительные свойства элемента, его электроотрицательность и неметаллические свойства становятся меньше, чем у фтора и хлора.

Температура кипения, наоборот, повышается и составляет 59,2 °C, относительная молекулярная масса брома равна 180. В свободном состоянии из-за высокой активности элемент как простое вещество не встречается.

В природе его можно обнаружить в связанном состоянии в виде солей натрия, магния, калия, особенно высоко их содержание в морской воде. Некоторые виды бурых и красных водорослей: саргассум, фукус, батрахоспермум, содержат большое количество брома и йода.

Реакции с простыми веществами

Для элемента характерно взаимодействие со многими неметаллами: серой, фосфором, водородом:

Br2 + H2 = 2HBr

Однако бром непосредственно не реагирует с азотом, углеродом и кислородом. Большинство металлов легко окисляются бромом. Пассивны к действию галогена лишь некоторые из них, например, свинец, серебро и платина. Реакции с бромом более активных галогенов, таких, как фтор и хлор, проходят быстро:

Br2 +3 F2 = 2 BrF3

В последней реакции степень окисления элемента равна +3, он выступает в роли восстановителя. В промышленности бром получают окислением бромоводорода более сильным галогеном, например, хлором. Основными источниками сырья для получения соединения служат подземные буровые воды, а также сильно концентрированный раствор соляных озер.

Галоген может взаимодействовать со сложными веществами из класса средних солей. Так, при действии бромной воды, имеющей красно-бурую окраску, на раствор сульфита натрия, мы наблюдаем обесцвечивание раствора. Это происходит по причине окисления бромом средней соли – сульфита до сульфата натрия.

Сам же галоген восстанавливается, переходя в вид бромоводорода, не имеющего цвета.

Взаимодействие с органическими соединениями

Молекулы Br2 способны к взаимодействию не только с простыми, но и со сложными веществами. Например, реакция замещения проходит между ароматическим углеводородом бензолом и бромом при нагревании, в присутствии катализатора – бромида трехвалентного железа. Она заканчивается образованием бесцветного соединения, не растворимого в воде – бромбензола:

C6H6 + Br2 = C6H5Br + HBr

Простое вещество бром, растворенное в воде, используется в качестве индикатора для определения наличия в молекуле органических веществ непредельных связей между атомами углерода. Такой качественной реакцией находят в молекулах алкенов или алкинов пи-связи, от которых зависят основные химические реакции указанных углеводородов.

Соединение вступает в реакции замещения с предельными углеводородами, при этом образуя производные метана, этана и других алканов. Известна реакция присоединения частиц брома, формула которых Br2, к непредельным веществам с одной или двумя двойными, или с тройной связью в молекулах, например, к таким, как этен, ацетилен или бутадиен.

СН2=СН2 + Br2 = CH2Br — CH2Br

С указанными углеводородами может реагировать не только простое вещество, но и его водородное соединение – HBr.

Особенности взаимодействия галогена с фенолом

Органическое вещество, состоящее из бензольного ядра, связанного с гидроксильной группой, – это фенол. В его молекуле прослеживается взаимное влияние групп атомов друг на друга.

Поэтому реакции замещения с галогенами у него протекают значительно быстрее, чем у бензола. Причем для процесса не требуется нагревание и присутствие катализатора. Сразу три атома водорода в молекуле фенола замещаются радикалами брома.

В результате реакции образуется трибромфенол.

Кислородные соединения брома

Продолжим изучение вопроса, что такое бром. Взаимодействие галогена с холодной водой приводит к получению бромноватистой кислоты HBrO. Она является более слабой, чем соединение хлора, за счет снижения ее окислительных свойств.

Еще одно соединение – бромноватая кислота, может быть получено путем окисления бромной воды хлором. Ранее в химии считали, что у брома не может быть соединений, в которых он мог бы проявлять степень окисления +7.

Однако окислением бромноватого калия была получена соль – бромат калия, а из нее – и соответствующая кислота – HBrO4. Ионы галогенов имеют восстановительные свойства: при действии молекул HBr на металлы последние окисляются катионами водорода.

Поэтому с кислотой взаимодействуют только те металлические элементы, которые стоят в ряду активности до водорода. В результате реакции образуются средние соли – бромиды, и выделяется свободный водород.

Применение соединений брома

Высокая окислительная способность брома, масса которого достаточно велика, широко используется в аналитической химии, а также в химии органического синтеза. В сельском хозяйстве препараты, содержащие бром, применяют в борьбе с сорняками и насекомыми – вредителями.

Антипирены – вещества, предотвращающие самовозгорание, используют для пропитки строительных материалов, пластмассы, ткани. В медицине давно известно тормозящее действие солей: бромида калия и натрия — на прохождение биоэлектрических импульсов по нервным волокнам. Их применяют при лечении расстройств нервной системы: истерии, неврастении, эпилепсии.

Учитывая сильную токсичность соединений, дозировка препарата должна контролироваться врачом.

В нашей статье мы выяснили, что такое бром, и какие физические и химические свойства для него характерны.

Источник: https://www.syl.ru/article/374944/chto-takoe-brom-himicheskiy-element-brom-formula-svoystva

Бром: свойства и значение для здоровья, применение

Бром? Присутствие микроэлементов в человеческом организме исчисляется весьма малыми  величинами, ведь это такие вещества, которых в нашем теле менее 0,015 г. От массы органа или ткани их содержание составляет тысячные доли процента и меньше(10-2 до 10-7%), поэтому их называют также следовыми элементами. Но, несмотря на столь мизерное наличие, достаточное количество этих веществ является немаловажным условием полноценного функционирования всех систем и органов. Одним из таких минералов является микроэлемент бром. О его свойствах и значении для здоровья пойдёт речь в данной статье, также будут раскрыты основные направления его применения в лечебных и профилактических целях.

Бром: История открытия

Интересна история открытия брома, остававшегося последним белым пятном среди галогенов.  Параллельно его выделили из разных веществ сразу двое химиков: в 1825 году студент Гейдельбергского университета К. Левиг при воздействии хлора на минеральную воду и французский химик А.

Балар, изучавший растения болот, – при реакции хлорной воды с золой водорослей. Однако пока Левиг пытался получить большее количество нового вещества, Балар уже опубликовал отчёт о своём открытии в 1826 году, обретя благодаря этому мировую известность. Полученную субстанцию Балар хотел назвать латинским словом «мурид», что означает «рассол».

Однако соляная кислота именовалась муриевой, а соли, производные от неё – муриатами, и во избежание терминологической неразберихи в научном сообществе было решено назвать обнаруженный минерал бромом, что переводится с древнегреческого как «зловоние». Бром и впрямь обладает удушливым, малоприятным запахом.

В русской химической науке на протяжении ХIХ столетия этот микроэлемент обозначался как вром, вромид и мурид.

Бром в оптимальной природной форме и дозировке содержится в продуктах пчеловодства — таких как цветочная пыльца, маточное молочко и трутневый расплод, которые входят в состав многих натуральных витаминно-минеральных комплексов компании «Парафарм»: «Леветон П», «Элтон П», «Леветон Форте», «Элтон Форте», «Апитонус П», «Остеомед», «Остео-Вит», «Остеомед Форте», «Эромакс», «Мемо-Вит» и «Кардиотон». Именно поэтому мы уделяем столько внимания каждому природному веществу, рассказывая о его важности и пользе для здоровья организма.

Химические и физические свойства брома

Рассказ о химических и физических свойствах брома предварим описанием его места в периодической таблице химических элементов Менделеева. В ней он располагается под символом Br (от лат. Bromum) под 35-м номером в 17-й группе, где находятся галогены (фтор, хлор, бром, йод и астат).

Это неметаллы и активные окислители, не представленные в природе самостоятельно, а только в составе соединений, так как они отличаются высокой химической реактивностью, соединяясь практически со всеми простыми веществами.

Есть всего 2 элемента, чьи простые вещества пребывают в жидком виде в нормальных условиях – это ртуть и бром, и всего один жидкий неметалл – бром, представляющий собой красно-бурую, дымящуюся коричневатым паром, ядовитую жидкость.

Кристаллизуется бром только при температуре -7,25 °С, а закипает при +59 °С. Растворяется в H2O (получается так называемая бромная вода), но лучше – в органических растворителях.

В чистом виде бром представлен 2-атомной молекулой – Br2, но высокая химическая активность не позволяет ему находиться в природе в свободном состоянии, поэтому он встречается в составе бромидов (соединений с металлами).

По содержанию в земных недрах и горных породах он занимает 50-е место, так что его природным источником в большей степени выступают солёные озёра и моря; подземные воды, сопровождающие нефть. Присутствует он и в воздухе, больше – в приморских местностях.

Однако при производственной утечке пары брома оказывают отравляющее и удушающее действие на людей.

Свойства брома позволяют широко применять его для производства добавок к топливу, ядохимикатов в сельском хозяйстве, веществ, замедляющих горение, светочувствительного агента бромида серебра в фотоделе, лекарственных препаратов. Работа с этим микроэлементом требует предельной осторожности и соблюдения техники безопасности. Перчатки, спецодежда и противогаз – ваши лучшие союзники при общении с данным веществом.

Значение брома для организма человека

Чистый бром – высокотоксичное вещество! Только 3 грамма элементарного брома при попадании внутрь вызывают отравление, а 35 граммов смертельны. Соприкосновение с жидким бромом чревато болезненным, плохозаживляемым ожогом.

0,001 % брома в воздухе вызывают кашель, удушье, головокружение, кровотечение из носа, а превышение этой цифры грозит дыхательными спазмами и летальным исходом. Однако, несмотря на ядовитость, значение брома для организма человека трудно приуменьшить.

Он является микроэлементом, содержащимся в наших органах и тканях: мозге, крови, печени и почках, в щитовидной железе, мышечных тканях и костях… В малых количествах он необходим нам!

Бром оказывает влияние на центральную нервную систему. Аккумулируясь в коре головного мозга, он регулирует деятельность нейронов, отвечая за баланс между реакциями возбуждения и торможения. При необходимости он посредством мембранных ферментов усиливает торможение, чем и обусловлено его успокаивающее действие.

Читайте также:  Строение атома фтора (f), схема и примеры

Важен этот микроэлемент и для эндокринной системы, так как он выступает своеобразной альтернативой йода и уменьшает потребность щитовидной железы в йоде, предупреждая её разрастание – возникновение эндемического зоба.

Роль брома в работе желудочно-кишечного тракта обусловлена его активирующим действием на пищеварительные ферменты:

• пепсин (необходим для расщепления белков);
  • амилазу (расщепляет углеводы);
  • липазу (растворяет и сортирует жиры при переваривании).

Вопрос о влиянии брома на половую активность мужчин окутан мифами. В частности, о том, что раньше заключённым в тюрьмах, пациентам психиатрических отделений больниц  и солдатам в армии в пищу добавлялся данный минерал в целях ослабления эректильной функции.

Долгое время полагалось, что бром, оказывая общее успокоительное действие на организм, угнетает и сексуальную сферу.

Однако позднейшие исследования доказали совсем противоположный эффект от приёма бромистых препаратов, способствующих стабилизации половой системы у мужчин, увеличению семенной жидкости и количества  сперматозоидов в ней.

Бром выводится из организма с мочой и при потоотделении. Так что его поступление извне через продукты питания (а при необходимости – в фармакологических препаратах) необходимо. Однако выведение его – процесс длительный, поэтому возможно повышение его концентрации в органах и тканях, что весьма опасно для здоровья.

Как сказывается недостаток брома на здоровье человека?

Недостаток брома может вызвать ряд серьёзных функциональных нарушений. В детском и подростковом возрасте его дефицит может привести к замедлению роста, а для взрослых людей чреват уменьшением продолжительности жизни.

Проблемы с засыпанием, неврастенические и истерические проявления, анемия, вызванная падением уровня гемоглобина, увеличение риска самопроизвольного выкидыша у беременных женщин, ослабление половых функций, проблемы с пищеварением, обусловленные снижением кислотности, – всё это может быть следствием недостатка данного минерала. Причинами этого состояния являются метаболические отклонения или злоупотребление мочегонными средствами, способствующими выведению брома из организма. Диагностировать нехватку брома и назначить лечение должен обязательно специалист, а заниматься самолечением без консультаций с врачом в данном случае категорически не рекомендуется.

Передозировка бромом

Не менее опасна и передозировка бромом, возникающая исключительно в связи с употреблением фармакологических препаратов.

Её характерными симптомами будут аллергические кожные высыпания, воспалительные проявления на кожных покровах, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, депрессия и упадок сил, проблемы со сном, заторможенность, бронхит и ринит как реакция на отравляющее действие брома. Страдает нервная система, органы восприятия (зрение и слух), ухудшаются психические процессы, когнитивные (связанные с восприятием) функции.

Переизбыток брома может привести к летальному исходу, поэтому при подозрении на передозировку следует срочно перестать употреблять бромсодержащие лекарства и обратиться к врачу для их отмены или коррекции дозы.

Приём препаратов брома в лечебных и профилактических целях

Изучение воздействия бромидов на здоровье человека и введение их во врачебную практику началось практически сразу после открытия брома – в 19 веке, так что приём препаратов брома – испытанное средство в клинической медицине.

Русский физиолог И. П. Павлов внёс значительный вклад в исследование влияния бромсодержащих соединений на нервную деятельность. Его эксперименты над собаками доказали эффективность брома при неврозах, причём назначаемые дозы бромидов должны соотноситься с типом высшей нервной деятельности (при сильном типе требуются более высокие дозы).

Бромиды как седативные препараты применяются при нервно-психических расстройствах, бессоннице, повышенной возбудимости, истерии и неврастении, судорогах, а вот для лечения эпилепсии почти перестали использоваться.

Сегодня врачи в целом с осторожностью назначают бромиды в связи с медленным выведением из организма и опасностью развития бромизма – хронической интоксикации бромом.

В силе остаётся такое показание к назначению бромсодержащих лекарств, как нарушение согласованности между корой головного мозга и органами, системами, что часто имеет место при язве желудка и двенадцатиперстной кишки, на раннем этапе развития гипертонии.

В числе распространённых препаратов, содержащих бром, – калия бромид, натрия бромид, «Адонис-бром», «Бромкамфора» и другие, как пероральные в форме порошков и растворов, так и внутривенные. Бромид натрия применим для электрофореза – при болезненных воспалительных процессах, при опоясывающем лишае. Дозировка бромидов предполагает приём по 0,1–1 грамму трижды в сутки.

Суточная потребность в броме

Для усиления кислотности желудочного сока и активации половой функции у мужчин, профилактики нервных расстройств врачи рекомендуют принимать 3–8 мг. Это суточная потребность в броме для здорового человека. Многие биологически активные добавки включают этот микроэлемент вместе с другими минералами. В среднем 1 мг поступает в наш организм вместе с пищей.

Содержание брома в продуктах питания

Зная, каково содержание брома в продуктах питания, можно увеличить его поступление внутрь без употребления фармакологических препаратов. Этот микроэлемент накапливается во многих растениях, забирающих его из недр и связывающих в органические нетоксичные соединения и соли.

Особенно богаты им:

• горох,
  • фасоль,
  • чечевица,
  • различные орехи и
  • зерновые культуры (ячмень, пшеница и др.).

Из морской воды вбирают его в свой состав

• ламинарии и иные водоросли,
  • морская рыба.

Из каменной соли мы можем также получить некоторое количество брома. Содержится он и в молокопродуктах, макаронных и хлебных продуктах из твёрдых сортов пшеницы.

О ПРИРОДНЫХ ПРОДУКТАХ ДЛЯ ВЫНОСЛИВОСТИО СПОРТИВНОМ ПИТАНИИ ДЛЯ ВЫНОСЛИВОСТИО ВЕЩЕСТВАХ ДЛЯ ВЫНОСЛИВОСТИ Молярная масса брома (br), формула и примеры

Дела на работе, домашние заботы, соцсети – все это нещадно пожирает наше свободное время. Даже поход в фитнес-зал после 30 лет дается непросто. При этом банальная зарядка с гантелями уже вас не устраивает и хочется чего-то большего. Какие главные причины заниматься спортом? Где взять мотивацию записаться в секцию плавания, боевых искусств или просто поиграть в…

Читать далее Молярная масса брома (br), формула и примеры

Спортсмены-вегетарианцы сегодня мало кого удивляют. Многие звезды спорта осознанно выбирают такой путь и остаются только в выигрыше. Куда более удивителен тот факт, что подобная практика существовала задолго до того, как вегетарианство стало мейнстримом. Великие атлеты прошлого принципиально отказывались от мяса, но при этом продолжали бить рекорд за рекордом. Кто же эти герои, и в чем…

Читать далее Молярная масса брома (br), формула и примеры

Всего одна-две таблетки – и на весах килограммов на три меньше! Мочегонные средства для похудения творят поистине чудеса, да и стоят недорого. И спортсмены их принимают, когда входят в весовую категорию. Только перенимая в обычную жизнь методы из спорта, мы не думаем, что там на алтарь победы кладется здоровье. Мы-то хотим быть красивыми и стройными,…

Читать далее Молярная масса брома (br), формула и примеры

Неправильная работа нашего «мотора» может указывать на такую болезнь, как мерцательная аритмия сердца.

Обычно патология характеризуется нарушением ритма, чувством замирания в области груди и частым сердцебиением.

Осложнения аритмии чреваты образованием тромбов, а это значит, что запущенная болезнь, если её не лечить, может перерасти в инфаркт или инсульт. Как предупредить сердечный недуг? Что делать, если заболевание…

Источник: https://leveton.su/brom/

Бром

Главная → Продукция → Химическое сырье и реактивы → Химреактивы полный перечень → Бром

Описание
Цена

Молярная масса брома (br), формула и примерыБром — элемент 17-й группы периодической таблицы химических элементов (по устаревшей классификации — элемент главной подгруппы VII группы), четвёртого периода, с атомным номером 35. Обозначается символом Br (лат. Bromum). Химически активный неметалл, относится к группе галогенов. Простое вещество бром (CAS-номер: 7726-95-6) при нормальных условиях — тяжёлая едкая жидкость красно-бурого цвета с сильным неприятным запахом. Молекула брома двухатомна (формула Br2).

• Бром получают химическим путём из рассола Br−:

Молярная масса брома (br), формула и примеры

• При обычных условиях бром — красно-бурая жидкость с резким неприятным запахом, ядовит, при соприкосновении с кожей образуются ожоги. Бром — одно из двух простых веществ (и единственное из неметаллов), наряду со ртутью, которое при комнатной температуре является жидким. Плотность при 0 °C — 3,19 г/см³. Температура плавления брома −7,2 °C, кипения 58,8 °C, при кипении бром превращается из жидкости в буро-коричневые пары, при вдыхании раздражающие дыхательные пути. Стандартный электродный потенциал Br2/Br− в водном растворе равен +1,065 В.
  • Природный бром состоит из двух стабильных изотопов 79Br (50,56 %) и 81Br (49,44 %). Искусственно получены многочисленные радиоактивные изотопы брома.

• В свободном виде существует в виде двухатомных молекул Br2. Заметная диссоциация молекул на атомы наблюдается при температуре 800 °C и быстро возрастает при дальнейшем росте температуры. Диаметр молекулы Br2 равен 0,323 нм, межъядерное расстояние в этой молекуле — 0,228 нм.
  • Бром немного, но лучше других галогенов растворим в воде (3,58 г в 100 г воды при 20 °C), раствор называют бромной водой.
  • С большинством органических растворителей бром смешивается во всех отношениях, при этом часто происходит бромирование молекул органических растворителей.
  • По химической активности бром занимает промежуточное положение между хлором и иодом. При реакции брома с растворами иодидов выделяется свободный иод.Напротив, при действии хлора на бромиды, находящиеся в водных растворах, выделяется свободный бром.
  • При реакции брома с серой образуется S2Br2, при реакции брома с фосфором — PBr3 и PBr5. Бром реагирует также с неметаллами селеном и теллуром.
  • Реакция брома с водородом протекает при нагревании и приводит к образованию бромоводорода HBr. Раствор HBr в воде — это бромоводородная кислота, по силе близкая к соляной кислоте HCl.
  • С кислородом и азотом бром непосредственно не реагирует. Бром образует большое число различных соединений с остальными галогенами. Например, со фтором бром образует неустойчивые BrF3 и BrF5, с иодом — IBr. При взаимодействии со многими металлами бром образует бромиды, например, AlBr3, CuBr2, MgBr2 и др. Устойчивы к действию брома тантал и платина, в меньшей степени — серебро, титан и свинец.
  • Жидкий бром легко взаимодействует с золотом, образуя трибромид золота AuBr3.
  • Бромсодержащие кислоты
  • Помимо бескислородной бромоводородной кислоты HBr, бром образует ряд кислородных кислот: бромную HBrO4, бромноватую HBrO3, бромистую HBrO2, бромноватистую HBrO.
  • Применение
  • В химии. Вещества на основе брома широко применяются в основном органическом синтезе.
  • «Бромная вода» (водный раствор брома) применяется как реагент для качественного определения непредельных органических соединений.
  • В технике. Бромид серебра AgBr применяется в фотографии как светочувствительное вещество.
  • Используется для создания антипиренов — добавок, придающих пожароустойчивость пластикам, древесине, текстильным материалам.
  • Пентафторид брома иногда используется как очень мощный окислитель ракетного топлива.
  • 1,2-дибромэтан в настоящее время применяют как антидетонирующую добавку в моторном топливе, взамен тетраэтилсвинца.
  • Растворы бромидов используются в нефтедобыче.
  • Растворы бромидов тяжёлых металлов используются как «тяжёлые жидкости» при обогащении полезных ископаемых методом флотации.
  • Многие броморганические соединения применяются как инсектициды и пестициды.
  • В медицине. В медицине бромид натрия и бромид калия применяют как успокаивающие средства.
  • В производстве оружия. Со времен Первой мировой войны бром используется для производства боевых отравляющих веществ.