- — Почему эти металлы называются «щелочными»?
- — При растворении в воде они образуют щелочи.
- — А что такое щелочи?
- Пока вы не находитесь в лаборатории и не контактируете напрямую с разными веществами, то такие понятия очень абстрактны… Я сама осознала понятие «щелочь», когда на 1 курсе в лаборатории вытерла «мыльные» руки о синтетический халат и через 2 минуты обнаружила на этих местах дырки! ????
Щелочи – мылкие на ощупь, довольно едкие вещества. Они очень гигроскопичны (тянут на себя влагу). По воздействию на кожу они похожи на кислоты – так же разъедают и щипят (если концентрированные).
- Но вернемся к металлам.
- Для начала рассмотрим
- строение электронных оболочек
- Электронное строение внешнего слоя у всех этих элементов одинаково – на нем всего 1 неспаренный электрон на s-подуровне:
- n S1
-
Что это означает?
- Валентности элементов = 1, т.е. каждый атом может образовывать 1 связь.
- Степень окисления элементов =+1 – металлические свойства – это способность отдавать электроны
- Сверху вниз в подгруппе радиус атома увеличивается, следовательно, этот 1 электрон все слабее притягивается к ядру атома, следовательно, сверху вниз металлические свойства увеличиваются – Fr более сильный металл, чем Li.
- Как следствие этого сверху вниз в подгруппе усиливаются восстановительные свойства.
- Физические свойства щелочных металлов
- Общие характеристики:
-
- все серебристо-белого цвета (Сs – желтоватый),
- мягкие как пластелин,
- плотность Li, Na и K меньше 1 – они плавают по поверхности воды,
- т.к. все металлы очень активно реагируют с водой (гигроскопичны) – реагируют с большим выделением тепла – по сути, горят на воздухе, искрят, то их хранят под слоем вазелина.
- Все элементы окрашивают пламя в разный цвет:
- Li — в-красный
- Na – в жёлтый
- K – в фиолетовый
- Rb – в красно-коричневый
- Cs – в красно-фиолетовый
- Химические свойства щелочных металлов
- Имеет смысл рассмотреть химические свойства по таблице классификации неорганических соединений.
-
- 1. Идем по синим стрелочкам
- С кислородом образует оксиды, пероксиды и надпероксиды разных цветов:
-
- В реакциях с кислотами- окислителями водород не выделяется:
- 8Na + 5H2SO4 = 4Na2SO4 + H2S + 4H2O
- Обратите внимание на последнюю реакцию — взаимодействие металла с солью:
K + NaCl = Na + KCL- Не всякий металл может вступить в такую реакцию!
- В таблице растворимости (она есть на развороте в любом учебнике по химии) внизу есть такая строчка:
-
- Это электрохимический ряд активности металлов. Сейчас мы не будем подробно разбирать суть этого ряда, а просто примем за правило:
- в этом ряду каждый предыдущий элемент может вытеснять последующий из его солей
-
2. Идем по зеленым стрелочкам — реакции для оксидов
- 3. Идем по оранжевым стрелочкам
Обратите внимание на первые две реакции — они выделены в рамке. В первой реакции используется горячая щелочь — окисление идет до степени окисления хлора +5. При использовании холодной щелочи хлор окисляется только до +1.
Реакция щелочи с кислотой называется реакцией нейтрализации. Два сильных едких вещества нейтрализуют друг друга, образуя воду.
3. Отдельно надо выделить реакцию щелочных металлов с водородом.
Как мы уже говорили, сверху вниз в подгруппе металлические свойства элементов возрастают. Водород, хоть и находится в первой группе при реакции с щелочными металлами будет проявлять отрицательную степень окисления. Получаются при этом гидриды:
Все соединения щелочных металлов хорошо растворимы в воде.
Это значит, что единственный способ их качественного определения — это цвет пламени и цвет оксидов. Никаких осадков их соединения не образуют.
- style=»text-align: center;»>Получение металлов
- NaCl (электролиз) → Na + Cl2
Обычно щелочные металлы получают электролизом расплавов их солей или щелочей:
Обсуждение: «Свойства щелочных металлов»
(Правила комментирования)
Источник: https://distant-lessons.ru/ximiya/shhelochnye-metally
Щелочные металлы
К щелочным металлам относятся литий, натрий, калий, рубидий, цезий и франций. В периодической системе они расположены в главной подгруппе I группы. Все щелочные металлы имеют один s-электрон на внешнем электронном слое, который при химических реакциях легко теряют, проявляя степень окисления +1.
Поэтому щелочные металлы являются сильными восстановителями. Радиусы их атомов возрастают от лития к францию. Электрон внешнего слоя с возрастанием радиуса атома находится все дальше от ядра, силы притяжения ослабевают и, следовательно, увеличивается способность к отдаче этого электрона, т. е. химическая активность.
В электрохимическом ряду напряжений металлов все щелочные металлы стоят левее водорода.
Это типичные металлы, в твердом состоянии хорошо проводят электрический ток. Они легкоплавки, быстро окисляются на воздухе, поэтому их хранят без доступа воздуха и влаги, чаще всего под керосином. Щелочные металлы образуют соединения с преимущественно ионной связью.
Оксиды щелочных металлов – твердые гигроскопичные вещества, легко взаимодействующие с водой. При этом образуются гидроксиды – твердые вещества, хорошо растворимые в воде. Соли щелочных металлов, как правило, тоже хорошо растворяются в воде.
Химические свойства щелочных металлов
2Na + 2H2O → 2NaOH + H2
2Li + 2H2O → 2LiOH + H2
2. Реакция щелочных металлов с кислородом:
- 4Li + O2 → 2Li2O (оксид лития)
- 2Na + O2 → Na2O2 ( пероксид натрия)
- K + O2 → KO2 (надпероксид калия)
На воздухе щелочные металлы мгновенно окисляются. Поэтому их хранят под слоем органических растворителей (керосин и др.).
3. В реакциях щелочных металлов с другими неметаллами образуются бинарные соединения:
- 2Li + Cl2 → 2LiCl (галогениды)
- 2Na + S → Na2S (сульфиды)
- 2Na + H2 → 2NaH (гидриды)
- 6Li + N2 → 2Li3N (нитриды)
- 2Li + 2C → Li2C2 (карбиды)
4. Реакция щелочных металлов с кислотами
(проводят редко, идет конкурирующая реакция с водой):
2Na + 2HCl → 2NaCl + H2
5. Взаимодействие щелочных металлов с аммиаком
(образуется амид натрия):
2Li + 2NH3 = 2LiNH2 + H2
6. Взаимодействие щелочных металлов со спиртами и фенолами, которые проявляют в данном случае кислотные свойства:
2Na + 2C2H5OH = 2C2H5ONa + H2;
2K + 2C6H5OH = 2C6H5OK + H2;
7. Качественная реакция на катионы щелочных металлов – окрашивание пламени в следующие цвета:
- Li+ – карминово-красный
- Na+ – желтый
- K+, Rb+ и Cs+ – фиолетовый
Источник: http://www.yoursystemeducation.com/shhelochnye-metally/
Щелочные металлы список и свойства
Химия изучает свойства металлов и неметаллов. А вы знали, что металлы бывают щелочные и не щелочные? А мы не только знаем, а и список вам дадим для успешной подготовки по предмету химии. Итак, щелочные металлы список уже приведен в периодической таблице Менделеева. Там все металлы главной подгруппы в первой группе являются щелочными.
Это литий, калий, натрий, цезий, рубидий и франций. Только эти металлы называются щелочными. А называются они так потому, что если они будут взаимодействовать с водой, то в результате образуются щелочи.
Есть еще один вид металлов — это щелочно-земельные. Если вам нужен список только щелочных металлов, то в нем всего 6 металлов. Если всех металлов, гидроксиды которых обладают щелочными свойствами, то тут войдут еще четыре элемента — кальций, стронций, барий и радий.
Все щелочные металлы в чистом виде в природе встретить сложно — ведь они легко вступают в соединения. В частности, в виде этих соединений эти металлы и находят.
Свойства щелочных металлов
- Щелочные металлы отличные проводники тепла, а также они хорошо проводят электрический ток.
- Щелочные металлы имеют низкую температуру плавления
- Плотность металлов с увеличением номера увеличивается, а вот плавить их становится все проще, если металлы находятся внизу группы.
Получение щелочных металлов
Обычно щелочные металлы получают с помощью электролиза, однако два металла щелочно-земельных — стронций и барий, получают, используя алюмотермический метод.
Химические свойства
Как мы уже сказали, эти металлы являются очень активными, они также отличные восстановители. Встречаются в виде соединений, в которых главной будет ионная связь.
Как правило, всегда они образуют устойчивые соединения. Основные реакции и дополнительные свойства щелочных металлов приведены в таблице:
Итак, вы теперь, пользуясь списком и таблицей, а также периодической системой Менделеева, сможете многое рассказать про щелочные металлы.
Посмотреть как выглядят щелочные металлы можно здесь. Там также есть список и приведены реакции связи с водой, серой, с кислотами, солями и галогенами.
Источник: https://novstudent.ru/shchelochnye-metally-spisok/
2.2.1. Характерные химические свойства щелочных металлов
Щелочными металлами (ЩМ) называют все элементы IA группы таблицы Менделеева, т.е. литий Li, натрий Na, калий K, рубидий Rb, цезий Cs, франций Fr.
У атомов ЩМ на внешнем электронном уровне находится только один электрон на s-подуровне, легко отрывающийся при протекании химических реакций. При этом из нейтрального атома ЩМ образуется положительно заряженная частица – катион с зарядом +1:
М0 – 1 e → М+1
Семейство ЩМ является наиболее активным среди прочих групп металлов в связи с чем в природе обнаружить их в свободной форме, т.е. в виде простых веществ невозможно.
Простые вещества щелочные металлы являются крайне сильными восстановителями.
Взаимодействие щелочных металлов с неметаллами
с кислородом
- Щелочные металлы реагируют с кислородом уже при комнатной температуре, в связи с чем их требуется хранить под слоем какого-либо углеводородного растворителя, такого как, например, керосина.
- Взаимодействие ЩМ с кислородом приводит к разным продуктам. С образованием оксида, с киcлородом реагирует только литий:
- 4Li + O2 = 2Li2O
- Натрий в аналогичной ситуации образует с кислородом пероксид натрия Na2O2:
- 2Na + O2 = Na2O2,
- а калий, рубидий и цезий – преимущественно надпероксиды (супероксиды), общей формулы MeO2:
- K + O2 = KO2
- Rb + O2 = RbO2
с галогенами
- Щелочные металлы активно реагируют с галогенами, образуя галогениды щелочных металлов, имеющих ионное строение:
- 2Li + Br2 = 2LiBr бромид лития
- 2Na + I2 = 2NaI иодид натрия
- 2K + Cl2 = 2KCl хлорид калия
с азотом
- Литий реагирует с азотом уже при обычной температуре, с остальными же ЩМ азот реагирует при нагревании. Во всех случаях образуются нитриды щелочных металлов:
- 6Li + N2 = 2Li3N нитрид лития
- 6K + N2 = 2K3N нитрид калия
с фосфором
- Щелочные металлы реагируют с фосфором при нагревании, образуя фосфиды:
- 3Na + P = Na3Р фосфид натрия
- 3K + P = K3Р фосфид калия
с водородом
- Нагревание щелочных металлов в атмосфере водорода приводит к образованию гидридов щелочных металлов, содержащих водород в редкой степени окисления – минус 1:
- Н2 + 2K = 2KН-1 гидрид калия
- Н2 + 2Rb = 2RbН гидрид рубидия
с серой
- Взаимодействие ЩМ с серой протекает при нагревании с образованием сульфидов:
- S + 2K = K2S сульфид калия
- S + 2Na = Na2S сульфид натрия
- Взаимодействие щелочных металлов со сложными веществами
с водой
- Все ЩМ активно реагируют с водой с образованием газообразного водорода и щелочи, из-за чего данные металлы и получили соответствующее название:
- 2HOH + 2Na = 2NaOH + H2↑
- 2K + 2HOH = 2KOH + H2↑
- Литий реагирует с водой довольно спокойно, натрий и калий самовоспламеняются в процессе реакции, а рубидий, цезий и франций реагируют с водой с мощным взрывом.
с галогенпроизводными углеводородов (реакция Вюрца):
2Na + 2C2H5Cl → 2NaCl + C4H10
2Na + 2C6H5Br → 2NaBr + C6H5–C6H5
со спиртами и фенолами
- ЩМ реагируют со спиртами и фенолами, замещая водород в гидроксильной группе органического вещества:
- 2CH3OH + 2К = 2CH3OК + H2↑
- метилат калия
- 2C6H5OH + 2Na = 2C6H5ONa + H2
- фенолят натрия
Источник: https://scienceforyou.ru/teorija-dlja-podgotovki-k-egje/himicheskie-svojstva-shhelochnyh-metallov
Щелочные металлы. Химия. 9 класс. Разработка урока
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала с мультимедийной поддержкой. На уроке сочетаются фронтальный, групповой и индивидуальный виды работы учащихся.
- Методы урока: проблемные, поисково-исследовательские, самостоятельная работа учащихся.
- Оборудование:персональный компьютер с Windows Media Player, мультимедийный проектор, интерактивная доска, программы для запуска презентации на компьютере: MS Office Power Point, фрагменты из коллекции образовательных интернет ресурсов.
- Цели урока
- Образовательные:
- на основе атомного строения металлов, физических и химических свойств, показать черты сходства и различия щелочных металлов;
- проследить межпредметные связи химии с биологией, физикой, медициной, используя области применения основных соединений щелочных металлов;
- раскрыть значение и роль щелочных металлов в жизни человека.
Развивающие:
- способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся: наблюдать, сравнивать химические элементы, высказывать суждения об их свойствах, обобщать, делать выводы;
- продолжить формирование навыков самообразования: умение работать с книгой, инструкцией, тестом.
Воспитательные:
- воспитание интереса к предмету и таких нравственных качеств как аккуратность, дисциплина, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.
План урока и распределение времени урока
- Организационный момент (1 мин)
- Вводное слово (2 мин)
- Актуализация знаний (5мин)
- Сообщение темы и плана урока (4 мин)
- Работа по плану объясняемой темы (23 мин)
- Закрепление: тестирование (8 мин)
- Домашнее задание (2 мин)
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку учащихся (наличие тетрадей, учебников).
II. Вводное слово
Мы изучаем раздел, металлы, и вы знаете, что металлы имеют большое значение в жизни современного человека.
На прошлых уроках мы рассмотрели общие сведения о металлах: положение в периодической таблице, особенности строения атомов, изучили общие физические и химические свойства, а также общие способы получения металлов.
Сегодня приступаем к изучению наиболее ярких представителей в химическом отношении, самых активных щелочных металлов. Для того чтобы усвоить материал урока, нам необходимо вспомнить наиболее важные вопросы, которые рассматривали на предыдущих уроках.
III. Актуализация знаний учащихся в виде беседы по вопросам:
- На какие две большие группы происходит деление химических элементов?
- Где находятся металлы в ПСХЭ Д.И. Менделеева? (слайд №1)
- Каковы особенности строения атомов металлов?
- Как особенности строения атома влияют на физические свойства?
- Как особенности строения металлов влияют на их химические свойства?
IV. Сообщение темы и плана урока:
- Оформление даты и темы урока в тетрадях (слайд №2)
- Знакомство с планом урока (слайд №3):
- Положение щелочных металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева
- История открытия щелочных металлов
- Строение атомов химических элементов I группы главной подгруппы
- Физические свойства щелочных металлов
- Химические свойства щелочных металлов
- Биологическое значение щелочных металлов
- Подведение итогов: тестирование
- Домашнее задание
V. Работа по плану объясняемой темы
1. Положение щелочных металлов в ПСХЭ – беседа по вопросам: (слайд №4)
- Где располагаются щелочные металлы в ПСХЭ Д.И. Менделеева?
- Перечислите щелочные металлы.
- Почему данные металлы назвали щелочными?
2. История открытия щелочных металлов
Заранее подготовленный ученик рассказывает о хронологии открытия щелочных металлов и представляет свою презентацию темы (слайд №5):
- 1807 г. в Англии Гемфри Дэви открыл калий и натрий
- 1817 г. в Швеции Август Арфедсон открыл литий
- 1860 – 1861 г.г. в Германии Роберт Бунзен и Густав Кирхгоф открыли рубидий
- 1939 г. во Франции Маргарита Перей открыла радиоактивный элемент франций, который назвала в честь своей страны — Франции
3. Строение атомов химических элементов I группы главной подгруппы
(Слайд №6): учащиеся заполняют таблицу: «Общая характеристика химических элементов I группы главной подгруппы» и делают выводы по заполненной таблице.
Название и символ элемента | Состав атомного ядра | Число валентных электронов | Число энергетических уровней | Характерные степени окисления |
Li – литий | p = 3, n = 4 | 1 | 2 | +1 |
Na – натрий | p = 19, n = 20 | 1 | 3 | +1 |
Rb – рубидий | p = 37, n = 48 | 1 | 4 | +1 |
Cs – цезий | p = 55, n = 78 | 1 | 5 | +1 |
Fr – франций | p = 87, n = 136 | 1 | 6 | +1 |
- Выводы:
- 1) На внешнем энергетическом уровне атомы этих элементов содержат по одному электрону (слайд №7)
- 2) В подгруппе от лития к цезию радиусы атомов увеличиваются, так как возрастает число электронных слоев, следовательно, усиливаются и восстановительные свойства
- 3) Во всех своих соединениях щелочные металлы проявляют степень окисления +1
- Упражнение (слайд №8): сравните атомы элементов, поставив знаки >, < или = вместо *
- I вариант
- А) заряд ядра
- Li * Rb ; Na * Al
- Б) число электронных слоев
- Li * Rb ; Na * Al
- В) число электронов на внешнем уровне
- Li * Rb ; Na * Al
- Г) радиус атома
- Li * Rb ; Na * Al
- Д) восстановительные свойства
- Li * Rb ; Na * Al
- IIвариант
- А) заряд ядра
- K * Ca ; Na * Rb
- Б) число электронных слоев
- K * Ca ; Na * Rb
- В) число электронов на внешнем уровне
- K * Ca ; Na * Rb
- Г) радиус атома
- K * Ca ; Na * Rb
- Д) восстановительные свойства
- K * Ca ; Na * Rb
4. Физические свойства щелочных металлов (слайд №9–12)
Щелочные металлы – это простые вещества, для которых также, как и для всех металлов, характерна металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Металлическая связь возникает за счет отдачи одного электрона атомом металла и образованием иона металла с положительным зарядом: М0 – 1е → М+1.
Наличие металлической связи и металлической кристаллической решетки обуславливает следующие физические свойства щелочных металлов: серебристо – белые, мягкие, обладают блеском, легкие, их плотность меньше 5 г/см3 и возрастает от лития к цезию, легкоплавкие, их температура, наоборот, от лития к цезию уменьшается.
5. Химические свойства щелочных металлов (слайды №13)
Щелочные металлы быстро окисляются на воздухе, поэтому их хранят под слоем керосина, а литий в вазелине, так как из-за своей легкости он в керосине всплывает.
Щелочные металлы активно взаимодействуют почти со всеми неметаллами (хлором, водородом, серой, кислородом). При взаимодействии с кислородом лития образуется оксид, а натрий и калий в данном случае образуют пероксиды. Все щелочные металлы активно реагируют с водой.
Скорость химических реакций зависит от природы реагирующих веществ: так, скорость реакции взаимодействия лития с водой меньше, чем натрия, и еще меньше, чем калия. Взаимодействие рубидия и цезия с водой протекает так быстро, что происходит.
Уравнения же реакций щелочных металлов с растворами кислот и солей записывать не принято (так как они взаимодействуют с водой).
- Упражнение (слайды №14): составить уравнения реакций взаимодействия с кислородом (приложение) (работа у доски)
- I вариант:
- А) лития
- Б) натрия
- II вариант:
- А) калия
- Б) лития
- Реакцию Б) рассмотреть как ОВР: определить степени окисления, составить электронный баланс, расставить коэффициенты.
- Упражнение (слайд №15): дать характеристику реакции Б) по плану (приложение) (самостоятельно)
- План:
- По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (р.с., р.р., р.з., р.о.
- По изменению степеней окисления атомов (ОВР и не ОВР)
- По направлению (обратимые и необратимые)
- По тепловому эффекту (экзотермические и эндотермические)
- По агрегатному состоянию (гомогенные и гетерогенные)
- По использованию катализатора (каталитические и некаталитические)
6. Биологическое значение щелочных металлов (видео)
VI. Подведение итогов: тестирование по вариантам
I вариант
- 1) Число электронов на внешнем уровне у атомов щелочных металлов:
- А) 1
- Б) 2
- В) 3
- Г) 4
- 2) Тип химической связи в простом веществе литии:
- А) ионная
- Б) ковалентная полярная
- В) ковалентная неполярная
- Г) металлическая
- 3) Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме лития:
- А) 2е, 3е
- Б) 2е, 4е
- В) 2е, 8е, 1е
- Г) 2е, 8е, 3е
- 4) Наименее энергично взаимодействует с водой:
- А) калий
- Б) литий
- В) натрий
- Г) рубидий
- 5) Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:
- А) калий
- Б) литий
- В) натрий
- Г) рубидий
II вариант
- 1) Вид химической связи в простом веществе натрии:
- А) ионная
- Б) ковалентная полярная
- В) ковалентная неполярная
- Г) металлическая
- 2) Радиус атомов элементов I группы главной подгруппы с увеличением заряда ядра:
- А) изменяется периодически
- Б) не изменяется
- В) увеличивается
- Г) уменьшается
- 3) Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме лития:
- А) 2е, 3е
- Б) 2е, 1е
- В) 2е, 4е
- Г) 2е, 8е, 1е
- 4) Наиболее энергично взаимодействует с водой:
- А) калий
- Б) литий
- В) натрий
- Г) цезий
- 5) Простое вещество с наименее выраженными металлическими свойствами:
- А) калий
- Б) литий
- В) натрий
- Г) рубидий
VII. Домашнее задание (слайд №16)
Учебник: § 11 (стр. 52 – 54) вопрос №1 а (стр. 58)
Источники информации:
- Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян – М.: Дрофа, 2010
- Настольная книга учителя. Химия, 9 класс /О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М.: Дрофа, 2002
- Химия. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриелян «Химия. 9 класс»/ О.С. Габриелян, А.В. Яшукова — М.: Дрофа, 2008
- Коллекция образовательных интернет ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/
- Химия. 9 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриелян «Химия. 9 класс»/ О.С. Габриелян, П.Н. Березкин и др. — М.: Дрофа, 2007
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/schelochnye-metally-himiya-9-klass-razrabotka-uroka/