В течение всего периода обучения студентам приходится написать не один учебный труд, каждый из которых предполагает наличие определенной методологии.
Методы исследования в курсовой работе — важный элемент, который, как правило, прописывается во введении.
Он позволяет комиссии составить четкое представление об уровне изученности вопроса, имеющейся базе знаний и отношении учащегося к полученному заданию.
Что такое методы исследования
Данное понятие подразумевает под собой те пути и средства, которые помогают получить новейшие знания по имеющемуся вопросу, расширить теорию и обосновать тезисы, приведенные в тексте курсовой, реферата или диссертации. Благодаря такому инструменту существует возможность собирать и обрабатывать информацию, грамотно и исчерпывающе фиксировать ее.
В науке выделяется много способов исследования, поэтому они были объединены в две больших группы: общенаучные и частнонаучные. Отличие заключается в том, что последние применяются и характерны только для конкретной дисциплины. Например, в социологии это интервью и включенное наблюдение, а в экономике – агрегирование и графический метод.
Выбор подхода к рассмотрению проблемы должен учитывать в первую очередь цели и задачи работы, область изучения.
Применять все возможные методы написания в курсовой работе нет необходимости. В противном случае это ведет к некорректному изложению материала и ложным выводам по теме, что негативно скажется на итоговой оценке за курсовую.
Какие бывают методы исследования в курсовой работе
Помимо обще- и частнонаучных, с точки зрения области применения они подразделяются на теоретические (аналогия, обобщение, классификация и т. п.) и эмпирические (наблюдение, расчеты, опрос и др.). Также иногда выделяют экпериментально-теоретические. Каждый из них включает в себя ряд более конкретных подходов. Их использование позволяет достигнуть поставленных задач и целей.
Подробно описать методы, используемые в курсовой работе, необходимо в практической части проекта.
Также обязательно указать те результаты, которые были достигнуты после его использования. Главное требование – любой выбранный способ изучения должен быть обоснованным и незаменимым для данной работы.
Теоретические методы исследования
Целью теоретических методов является подробное и полное объяснение того, что послужило причиной возникновения прецедента, установление его сущности и связи с окружающим.
Они требуются для постановки задач, рождения гипотез и позволяют оценить итоги.
Поэтому теоретические методы исследования в курсовой работе тесно взаимосвязаны с разного рода литературой: монографиями и статьями ученых, документацией по истории, периодикой и др. Данные подходы не требуют практических действий.
Обобщение
Подразумевает объединение исследователем двух и более объектов или предметов в укрупненные группы. Это делается на основе похожих признаков и помогает определить общие особенности и отличительные черты.
Обобщение может быть нескольких видов:
- аналитическое – заключается в переходе от одной мысли к другой без обращения к эмпирической действительности;
- Купить курсовую индуктивное – подразумевает переход от конкретных характеристик к более широким суждениям.
Это одна из наиболее распространенных методик, применяемых студентами. В качестве примера можно привести переход от таких понятий, как «апельсин», к «цитрусовым», а далее к более общему «растения».
Абстрагирование от проблемы
Суть заключается в конкретном рассмотрении определенного свойства предметов и явлений, изучаемых в научной работе. То есть конкретное качество подвергается всестороннему анализу и при этом не затрагиваются другие характеристики.
Данный способ часто используется в гуманитарных дисциплинах.
Благодаря ему появляется возможность выявить незаметные на первый взгляд, но важные закономерности в таких науках, как психология, философия, педагогика, а также дать четкие определения и получить новейшие знания.
Например, при изучении такого понятия, как «книга», необходимо сделать акцент на общих моментах, характерных для всех книг, и отбросить такие нюансы, как цвет, издательство и т. д.
Проведение аналогий
Использование данного метода не дает четких результатов, но в целом является эффективным. Чаще всего применяется тогда, когда нет возможности изучить объект. В этом случае осуществляется перенос знаний с одного объекта на другой.
То есть подбирается схожий объект и исходя из имеющихся материалов о нем делаются выводы относительно того, что рассматривается в проекте. Так, например, это актуально для изучения планет земной группы и возможности их освоения человеком.
Возможно применение индукции (при переходе от частных случаев к общим) и дедукции (от общего к частному).
Сравнительный анализ
Сравнительный анализ предполагает сопоставление свойств и характеристик предметов с целью выявления различий и сходств. Он часто используется в различных научных сферах и позволяет сравнивать мнение ученых или результаты исследований.
Классификация
Наиболее простой метод изучения, который может быть применен в процессе исследовательской работы. Подразумевает под собой деление объектов на группы с учетом определенных признаков. Например, классификация может быть проведена по таким признакам:
- физические данные, куда входят размер, объем и т. п.;
- материал — дерево, металл, пластик;
- Заявка на курсовую стиль — готика, неоклассицизм и др.;
- жанр — живопись, музыка, литература.
Возможно разделение и по хронологии, и по другим параметрам. Единственным условием является уместность приведения конкретной классификации для вашей работы.
Объединение (синтез)
Синтез предполагает объединение уже известных свойств в единое целое. Он тесно связан с анализом. Положения, которые были получены в качестве результата, включаются в теорию объекта, тем самым обогащая ее. Это дает толчок к новому научному поиску и определяет пути его развития.
Изучение и анализ литературы, документации, архивных источников
Этот метод позволяет сделать выводы о глубине изученности тех аспектов, которые хорошо освещены в научных трудах, и выделить те, по которым информации на данный момент недостаточно.
Для этого необходима плотная работа с монографиями и научными статьями, мемуарами, очерками.
Большое количество работ по теме и исчерпывающая информация в них говорит о полном исследовании явления или предмета.
Практические методы исследования
Данные способы основываются на получении информации с помощью органов чувств. Они позволяют доказать или опровергнуть выдвинутые гипотезы и являются продолжением тех тезисов, которые были выдвинуты на основе теоретических знаний.
В основе практических, а по-другому эмпирических, методов исследования в курсовой работе лежит наблюдение, измерение объекта, его сравнение с чем-либо и анализ параметров в ходе экспериментов.
Эксперимент, как ключевой метод практического исследования
Наиболее действенным и эффективным является именно выполнение эксперимента. Чаще всего он применяется, если нужно писать диссертацию и другую объемную научную работу. А вот в курсовой встречается крайне редко.
Данный метод строится на двух главных принципах: повторяемости и доказательности. Он не просто наглядно показывает конкретное свойство, но и должен быть повторен по мере необходимости. Сложность заключается как раз в проверке исследуемого явления в условиях, находящихся под полным контролем.
Наблюдение
Ключевой способ для любого исследования, поскольку именно с наблюдения и начинается познание. Цель заключается в том, чтобы смотреть за объектом и фиксировать все важные показатели.
Так, орнитологи наблюдают за птицами и устанавливают их место проживания, поведение, принципы питания.
Это позволяет собрать много ценной и полезной для дальнейшего изучения информации, в том числе и статистических данных.
Расчеты и измерения
Чтобы провести все важные расчеты, требуется фиксировать различные физические данные объекта: вес, длину, рост и др. При этом используются стандартные единицы измерения. Благодаря этому результат выражается в численных показателях.
Моделирование
Необходимо создание модели, то есть уменьшенной копии объекта. Как правило, используется при разработке новых сооружений и технологий. Моделирование может быть:
- знаковым – в этом случае используются чертежи и схемы;
- предметным – требуется воспроизвести конкретную часть объекта;
- мысленным – например, компьютерная 3D- и другие программы. Возможность трехмерного построения изображения является наиболее современным и продвинутым методом, позволяющим досконально изучить предмет со всех сторон и получить полное наглядное представление о нем.
Все это позволяет четко определять характеристики и таким образом улучшать их, рационально использовать способы построения и делать прогнозирование.
Интервью
Организация интервью предполагает разговор с человеком, который может поделиться полезной информацией по нужной вам теме либо же если он сам является объектом исследования.
Оно имеет регламентированный характер, то есть вопросы уже заранее сформулированы и необходимо получить ответы на них. К этому методу близка и беседа, которая также может применяться при изучении.
Однако она носит более свободный формат и позволяет собеседникам высказывать личное мнение.
Подходы легко реализуются, поэтому пользуются особой популярностью.
Социологический опрос
Метод предполагает наличие заранее подготовленных вопросов, зачастую с несколькими вариантами ответа. Может проводиться и в письменной, и в устной форме. Преимущество заключается в возможности охватить большое количество людей и получить максимально точные данные.
Описание
Во многом схоже с наблюдением. Однако обязательным является фиксация внешнего вида исследуемого объекта или его признаков. Для описания могут использоваться диаграммы, рисунки и таблицы. Сегодня метод широко востребован гуманитарными и естественными науками. Часто требуется для экономических, математических дисциплин, а также в психологи и педагогике.
Теперь у вас есть общее представление о том, какие методы используются при написании курсовой работы. Как правило, они работают в комплексе, что позволяет дать исчерпывающую информацию по теме.
Пример оформления методологической основы исследования по педагогике
Рассмотреть особенности различных методов и правил их оформления можно на примере курсовой по педагогике на тему «Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности».
Так, в курсовой работе были использованы следующие методы научного исследования: «анализ теоретической литературы по теме, разработка исследования повышения эффективности проектной деятельности младших школьников, эмпирическое исследования путей повышения эффективности проектной деятельности младших школьников». Вкратце они перечисляются во введении и не требуют полной расшифровки, поскольку для этого отведена вторая, практическая, глава. По объему занимают не более 1 абзаца.
Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности
Источник: https://tebestudent.ru/polezno-znat/kursovye-raboty/metody-issledovaniya-v-kursovoy-rabote/
Методы исследования в курсовой работе + пример
При написании курсовой необходимо придерживаться определенных правил и структуры. Так, во введении, которое мы тщательно разбирали на нашем телеграм-канале, очень важно правильно отразить методы исследования, используемые студентом при написании работы.
Однако практика показывает, что не все студенты одинаково хорошо понимают, что же представляют собой эти методы исследования и как их описывать.
В этой статье мы расскажем, что такое методы исследования, как их описывать в работе и какие применять.
Что такое методы исследования в курсовой
Методы исследования – это способ получения знаний и навыков, расширения теоретической базы. Именно они помогут студенту получить или доказать тезисы, полученные в курсовой.
Однако в науке существует очень много методов. Не все из них стоит применять при написании курсовой. Выбор методологии научного исследования в курсовой работе будет напрямую зависеть от формулировки целей и задач.
Например, для работ по физике есть метод физического моделирования. В работах, связанных с биологией, может встречаться метод биоиндикации.
Виды методов исследования
В науке различают общенаучные и частнонаучные методы исследования. Если первые используют в любой науке, то вторые подходят только для конкретных сфер, где можно применят лишь узкие исследовательские приемы, принципы познания.
Также методы могут быть общими (те, которые используют во всем процессе исследования совершенно любых наук) и специальными.
Но самая основная классификация методов заключается в их разделении на:
- Практические (эмпирические) методы исследования. С их помощью автор фиксирует и описывает факты явления, находит связь между ними.
- Теоретические методы исследования. С ними автор осуществляет подробный анализ фактов, раскрывает закономерности, создает мысленные модели, использует гипотезы.
Любой метод призван помогать автору искать истину, правильно понимать и объяснять нынешнюю ситуацию и даже способствовать ее изменению.
Выбор используемого метода будет напрямую зависеть от определения объекта и предмета исследования.
Классификация методов исследования
Как мы уже говорили, по основной классификации методы исследования разделены на два больших блока: теоретические и практические методы исследования. В каждом из них есть целый ряд специфических методов.
Теоретические методы:
- абстрагирование;
- аналогия;
- классификация;
- обобщение;
- сравнительный анализ;
- синтез (объединение);
- изучение и анализ литературы;
- изучение и анализ документации, архивных источников и т. д.
Практические методы:
- эксперименты;
- наблюдение;
- расчеты, измерения;
- моделирование;
- беседа или интервью;
- опрос;
- описание и т. д.
Выбирать метод наугад нельзя, так как он будет подробно раскрыт в основной части курсовой. Тут же будут подробно описаны результаты и анализ применения выбранного метода. Вот почему его нужно подбирать тщательно и обоснованно для каждой конкретной работы.
Чтобы сделать это, давайте подробно изучим каждый метод.
Теоретические методы
Метод абстрагирования
В его основе лежит конкретизация отдельных свойств явления или предмета, которое призвана изучить курсовая.
Этот метод довольно часто встречается в гуманитарных науках. С его помощью удается уловить серьезные закономерности в таких науках, как педагогика, философия, психология.
Хороший пример абстрагирования – изучение литературы, которая разделяется на большое количество стилей, жанров и пр. Например, мы можем изучить жанры литературы, отбросив ненужные характеристики языка, издания печати, стиля и т.д.
Метод аналогии
Принцип заключается в следующем: мы можем сделать выводы об объекте и предмете исследования на основе знаний о свойствах и характеристиках предмета и объекта, схожего с теми, которые изучаем мы в данный момент.
У этого метода нет стопроцентных результатов, но ученые отмечают его высокую эффективность в целом.
Метод аналогии хорошо применять тогда, когда у нас нет возможности изучить непосредственно исследуемый объект.
Например, так часто изучают планеты земной группы, их условия и свойства для возможного будущего освоения человеком.
Метод классификации
Это один из самых простых, но вместе с тем эффективных методов исследования в курсовых. Его суть в структуризации, то есть разделении объектов на схожие по определенным признакам группы.
Например, классифицировать можно по следующим признакам:
- по материалам (металл, пластик стекло, дерево);
- по физическим параметрам (вес, объем, размер);
- по стилям (готика, барокко, классицизм);
- по жанрам (живопись, худ. литература, скульптура);
- по геополитическому расположению (Европа, Азия, Америка);
- по хронологии (Античность, Древние времена, Средневековье, Новое время, Новейшая история).
- и т.д.
Учащийся может разработать собственную классификацию и использовать ее в исследованиях курсовой работы.
Метод обобщения
Речь идет об объединении нескольких объектов и предметов в группу по определенным признакам, чтобы выявить их общие характеристики и особенности.
Обобщение может быть:
- эмпирическим или индуктивным – от конкретных свойств к общим;
- аналитическим – переход между суждениями без использования эмпирической действительности.
Например, метод обобщения используют для перехода от понятия «лайм» к «цитрусовым», а потом к «растениям» в общем.
Метод сравнительного анализа
Суть метода – сопоставить характеристики и свойства нескольких предметов, попутно выявляя их сходства и различия.
Например, его часто используют для сравнения стилей писателей или художников, а также для сравнения характеристик разных автомобилей.
Метод синтеза
Речь идет об объединении в одно целое предварительно обнаруженных или уже известных свойств/характеристик предмета.
Этот метод идет бок о бок с методом анализа, так как является его частью и выступает объединяющим фактором.
Метод анализа литературы
Этот метод помогает сделать выводы о степени изученности разных аспектов, по каким имеется огромный список научных трудов, а какие лишь на стадии изучения.
Этот метод часто используют в следующих типах работ:
- научный труд авторитетного автора,
- коллективная монография,
- заметка, очерк, статья,
- мемуары и пр.
Чем больше работ по определенной тематике, тем более глубоко она изучена и тем более исследованным считают предмет/явление.
По этому же принципу работают методы архивных источников и изучения документации.
Практические (эмпирические) методы
Метод эксперимента
- Его редко используют для курсовых, так как в его основе лежит принцип повторяемости и доказательности.
- Суть метода в том, чтобы в ходе эксперимента у автора была возможность не только продемонстрировать определенное свойство/явление, но и была возможность его повторить.
- Хороший пример – эксперимент Галилея по выявлению скорости падения свинцового шарика и пушечного ядра.
Метод наблюдения
Именно с этого метода начинается любое научное познание, так что он считается ключевым в списке всех методов.
В его основе лежит наблюдение за объектом и фиксирование любых значимых деталей, изменений, реакций, свойств.
Например, в ходе наблюдения за птицами через бинокль орнитолог фиксирует важные данные: места их обитания, поведение, отношения с сородичами и т.д.
Метод измерения
Важность этого метода заключается в фиксации и дальнейшем выражении в численных показателях любых физических параметров: роста, веса, длины, объема и других при использовании определенных единиц измерения.
Например, измерение длины определенного животного, по которому можно делать выводы по размерам всех представителей этого вида.
Метод моделирования
В общем смысле речь идет о копии, уменьшенном и структурированном образе объекта/явления, имитации.
Моделирование может быть следующих типов:
- предметное – воспроизведение части объекта;
- знаковое – моделирование путем схем, формул, чертежей и пр.;
- мысленное – мысленные или виртуальные операции (компьютерные программы, алгоритмы и пр.).
Этот метод часто используют в разработке и создании новейших технологий, конструировании авто, сооружений и т.д.
Метод бесед/интервью
В основе этих двух методов лежит личный разговор с тем, кто способен предоставить важную информацию об изучаемом объекте/явлении или сам является таковым.
В отличие от беседы, у интервью более регламентированный порядок. Во время него опрашиваемому задают более конкретные, заранее сформулированные вопросы, требующие четкого ответа. При этом тот, кто является инициатором разговора, не высказывает свою точку зрения.
У беседы же характер более непринужденный. Здесь оба участника могут свободно высказывать свою точку зрения и задавать вопросы друг другу.
Это довольно распространенные научные методы исследования при написании курсовых, так как их легко реализовать и они весьма эффективны.
Метод опроса и анкетирования
У этих методов тоже много общего: в обоих вопросы готовят заранее, дают несколько подходящих для ответа вариантов.
Отличаются они тем, что опрос можно проводить и письменно, и устно. Анкетирование можно реализовать только в письменной или компьютерной форме, причем чаще всего – графически.
В методологии исследования курсовой эти способы направлены на работу с большим количеством людей для получения максимально точных результатов.
Метод описания
У этого метода есть много общего с методом наблюдения. Отличается от него тем, что здесь фиксируют не только явления и поведение, но и внешние признаки и вид изучаемого явления/объекта.
Например, при использовании метода наблюдения орнитолог описывал взаимодействие птиц. Если бы он использовал метод описания, он бы документировал и внешний вид пернатых, их гнезд и пр.
Как отбирать методы исследования для курсовой
При таком обилии методов научного исследования можно запутаться. Выбирать подходящие можно по следующим критериям:
- Соответствие принципам научных изысканий.
- Прогностичность или научная обоснованность.
- Соответствие логике рассмотрения, комплексная взаимосвязь с другими методами.
Как оформлять методы исследования в курсовой
Методология курсовой описывается во введении. Здесь не нужно давать расшифровку каждому используемому методу и прописывать его классификацию. Достаточно просто перечислить те, которые автор использовал при написании курсовой.
При описании методов автор должен понимать, где и как он их реализовал в работе. При этом важно не переборщить и не написать лишних, так как проверяющий может поинтересоваться, где именно автор их использовал.
Зато если у вас были задействованы специфические методы научного исследования, их обязательно укажите.
Вот пример описания методов исследования в курсовой работе:
Дисциплина «История» «Методы исследования: анализ и обобщение специальной литературы, публикаций в периодических изданиях, посвященных событиям в истории города; изучение архивных материалов и закрытых фондов Музея боевой славы, интервьюирование ветеранов Великой Отечественной войны».
Дисциплина «Право» «Методологическая основа курсовой работы включает: системный анализ, сравнение, типологизацию, теоретико-правовое прогнозирование».
Дисциплина «Психология» «Психология. Методы исследования: наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование, проективный метод (по Л. Франку), квантификация. Психодиагностические профессиональные методики диагностики эмоционального выгорания личности по В. В. Бойко, «Миссисипская шкала ПТСР»
А еще вы можете посмотреть образец, как органично вписать методы научного исследования в курсовую.
Теперь вы знаете, какие методы в курсовой работе можно использовать для качественного написания труда. Остается лишь определить свой и грамотно описать его во введении. Ну а если с этим не сложилось, не опускайте руки и не теряйте время. Обращаетесь в сервис студенческой помощи, где с этим помогут в минимальные сроки.
Источник: https://Zaochnik-com.ru/blog/metody-issledovanija-v-kursovoj-rabote-primer/
Методы в курсовой работе
Введение не будет полным, если указана только актуальность, цель или задача. Во введении обязательно описывается методология курсовой. Делается это путем перечисления тех приемов, которые были использованы во время проведения исследования.
Приведем примеры того, как описывается методология курсовой работы:
- «Для достижения цели были использованы следующие методы исследования в курсовой работе: системного анализа, теоретического обобщения, анализа и синтеза, дедуктивный».
- «Методологической основой исследования являются методы теоретического обобщения, системного анализа, анализа и синтеза, система показателей анализа финансовой устойчивости и другие, которые были использованы для обработки информации».
- «Исследование выполнялось с помощью общенаучных методических приемов (индукция, дедукция, синтез, анализ), экономико-статистических способов познания (анализ динамических рядов, группировка, графический). Обработка информационного обеспечения осуществлялась с использованием современных информационных программ». Как видите, не нужно расписывать суть или место использования каждого метода.
Рассмотрим наиболее распространенные методы исследования в курсовой работе
Методы научного познания в курсовом проекте
Традиционно, методы в научной работе делятся на
- теоретические
- практические (или же эмпирические)
Это не означает, что некоторые науки никогда не используют, например, практические подходы.
Наиболее часто используются теоретические методы в курсовой, пример:
- синтез,
- сравнение,
- обобщение,
- анализ научной литературы,
- разработка классификации.
- Анализ. При его применении предмет разделяется на несколько частей, которые потом изучаются по отдельности. Он создает возможность для студента рассмотреть явление или процесс деятельности в разных соотношениях, при этом выделяются самые существенные свойства и связи. У студента возникает возможность благодаря своему мышлению одновременно охватить значительное количество фактов, выявить возможные взаимосвязи между ними.
- Синтез. Благодаря ему происходит объединение частей воедино путем понимания взаимосвязи между ними. Он дает возможность изучить объект как некое целое. Именно, используя прием синтеза, мы имеем возможность воссоздать группу предметов исследования как систему связей, взаимодействий, акцентировать внимание на наиболее существенных компонентах. По сути, это зеркальное отражение предыдущего способа познания.
- Индукция. При использовании этого приема из частных явлений, событий или особенностей выводятся некие общие закономерности или принципы. Он особенно эффективно используется в тех исследованиях, когда основу положен опыт, эксперимент или наблюдения, дающие возможность сбора эмпирических фактов. Изучая эти факты, исследователь устанавливает явления, которые имеют повторяющийся характер, на этом основании выстраивает индуктивное умозаключение. Таким образом, логика мышления переходит к общему от частного, активно используется обобщение.
- Дедукция. С помощью него частные положения выводятся из общих. Дедукция отличается от индукции противоположным движением мысли. Она основывается на общем суждении.
- Аналогия. При ее использовании знание о предмете или объекте получается на основании изучения его сходства с другими. Течение мысли предполагает перенос на менее изученный, но похожий, объект свойств более изученного явления. Она широко применяется в научных исследованиях благодаря своей наглядности, возможности сравнить, отобразить подобные качества.
- Абстрагирование. Студент словно забывает про остальные стороны изучаемого явления, сосредотачивая все свое внимание только на одной.
- Классификация. Очень часто существует множество разновидностей чего-либо, которые можно сгруппировать с помощью определенных признаков, то есть классифицировать.
- Анализ научной литературы. Чтобы получить необходимый результат, достичь поставленную цель, студент подбирает, а после внимательно изучает учебники, научные статьи, монографии, отчеты, результаты проведенных другими экспериментов.
- Аксиоматический метод. При его использовании часть положений являются аксиомами, а другая часть выводится логическим путем.
Однако не всякой работе достаточно только теоретических приемов. Потому чуть реже, но встречаются практические методы в курсовой работе, пример:
- моделирование,
- эксперимент,
- наблюдение,
- измерение.
Эмпирические методы познания. Наблюдение
- Моделирование. Изучаемый объект для удобства заменяется моделью, которая точно отражает его характеристик. Модель строят после начального изучения, теоретического анализа и прогнозирования предполагаемых результатов. Моделирование считается достаточно эффективным способом прогнозирования влияния внешних факторов на изучаемое явление и принятия конкретных решений. Модель должна конструироваться исследователем таким образом, чтобы операции отражали основные характеристики объекта исследования (основные элементы структуры, их взаимосвязь, функциональные параметры), важные для решения цели, поставленной во введении к курсовой работе. Модель не может быть полностью адекватна объекту, эта адекватность всегда будет относительной и касаться в основном цели, поставленной студентом. Если результаты теоретического анализа основных параметров не совпадают с характеристиками реального объекта, то происходит корректировка моделей. Само определение модели указывает на то, что она является чаще всего уменьшенной, а не увеличенной копией.
- Наблюдение. Суть наблюдения заключается в отстраненном изучении чего-либо с фиксацией изменения его состояния.
- Эксперимент. Для подтверждения предполагаемого результата, студент доказывает его на практике. Иногда требуется воссоздать некоторые специальные условия, а иногда используют те, которые уже существуют. Часто используют специальные устройства для фиксации результатов. Примером можно считать измерение скорости после улучшения технических характеристик машины.
- Измерение. При написании курсовых работ проводятся измерение определенных характеристик для того, чтобы наиболее полным образом можно было рассказать об изучаемом объекте.
- Описание. По сути оно является составляющей эксперимента или наблюдения. От студента требуется лишь задокументировать увиденное.
- Анкетирование, опрос. Иногда по теме курсовой проводится анкетирование или опрос. При анкетировании ответчик выбирает один из уже готовых ответов, при опросе дает его полностью сам. Используя анкеты или перечень вопросов, не забудьте дополнить приложения курсовой их бланками.
- Беседа, интервью. Нужные ответы получаются при беседе на изучаемую тему. Чтобы спокойно проанализировать полученную информацию, рекомендуется записывать разговоры на диктофон или же отмечать важные моменты письменно. Теперь вы можете выбрать наиболее подходящие для вас способы достижения цели, поставленной во введении к курсовой работе.
Какие методы следует использовать в курсовой работе
Какая бы задача перед вами не стояла, следует выбирать наиболее подходящие пути ее решения. Не нужно отдавать предпочтение наиболее простым методам в своей работе, лучше повысить свой уровень знаний. Настоящий научный подход не бывает простым.
Однако не стоит использовать все подряд чтобы написать курсовую, особенно если не понимаете в чем же суть данных методов. По этой же причине нельзя указывать те методы в курсовой, которые абсолютно нигде не применялись. Если вы не сможете ответить на вопрос научного руководителя о том, как или где воспользовались именно этими методами, то существенно понизите свои шансы на отличную оценку.
Вы можете сочетать практические и теоретические методы исследования в курсовой
Пример: эксперимент совместно с изучением научной литературы.
Источник: https://sovetstudentu.ru/metodyi-v-kursovoy-rabote/
Методы исследования в курсовой работе
Методы исследования — это способы и приёмы, используемые тобой для изучения объекта и предмета в курсовой работе
Выбор методов исследования зависит от характера курсовой работы — выделяют теоретический и эмпирический уровень познания. Для написания теоретической части курсовой можно использовать эти шесть методов исследования:
- метод анализа (выделение и изучение отдельных частей явления)
- системный подход (рассмотрение объекта или явления как системы)
- метод индукции (принцип «от общего — к частному»)
- метод дедукции (формирование выводов о явлении на основе изучения частных признаков)
- метод классификации (группировка явлений по определённым признакам)
- метод абстрагирования (изучение конкретного свойства явления без учёта его прочих характеристик)
- В практической части курсовой работы можно использовать:
- метод наблюдения (отслеживание изменений или положения объекта исследования)
- метод сравнения (сопоставление двух и более объектов исследования по отобранным автором признакам)
- метод измерения (определение численных параметров объекта исследования)
- метод эксперимента (воспроизведение результатов наблюдения в определённых условиях с целью проверки гипотезы)
Во введении не используется такое понятие как «специальные методы исследования». Оно было использовано нами для большей наглядности классификации
Применение того или иного метода исследования зависит ещё и от твоего направления обучения. Такие методы называют специальными. Перечислить все специальные методы исследования невозможно, но мы выделили самые популярные:
- метод моделирования (построение нового объекта, отражающего существенные особенности изучаемого явления, например, брусок как модель физического тела в теоретической механике);
- методы интервью, беседы или опроса
- метод контент-анализа (исследование текстов и документов)
- композиционный, дискурсный, семантический и другие виды анализа
- метод лингвистического эксперимента
- проведение тестирования
- позитивный, нормативный, статический, динамический и другие виды анализа
- метод шкалирования и другие
В рамках твоей конкретной курсовой не будут использоваться все перечисленные методы сразу. Перечислить, какие методы были использованы, проще после завершения основной работы над курсовой.
Итак, ты определил объект и предмет исследования, а также выбрал методы для их изучения. Самое время сформировать на их основе черновик введения твоей курсовой
Источник: https://bibloid.ru/kursach/start/research-methods.html
Методы исследования в курсовой работе с примерами
Что такое “метод исследования?”
Метод исследования в курсовой работе – это путь, средство и инструмент, способствующий получению новых знаний и навыков, расширению теоретической базы, помогает подтвердить или доказать на практике, изложенные в курсовой работе тезисы.
Не секрет, что методов в науке много, поэтому не всегда есть необходимость использовать их все. Выбор методологии напрямую зависит от поставленных в работе цели и задач, из которых определяются, применяемые в ней, методы.
Методы исследования в курсовой работе
- Любой метод нужен для нахождения истины, правильного понимания и объяснения сложившейся ситуации, а в некоторых случаях помогает ее изменить.
- От выделенных в курсовой задач, предмета и объекта работы будет зависеть и выбор используемых методов исследования.
- Методы исследования нужны, чтобы понять способ изучения, осмысления темы, заявленной в курсовой работе.
Классификация методов исследования
Все методы исследования принято делить на 2 основные группы:
- Теоретические.
- Эмпирические (научные).
По этому же принципу данная статья будет разделена на 2 крупных блока.
Группа теоретических методов включает в себя:
- абстрагирование;
- аналогия;
- классификацию;
- обобщение;
- сравнительный анализ;
- синтез (объединение);
- изучение и анализ литературы;
- изучение и анализ документации, архивных источников и т. д.
Научные методы исследования включают в себя:
- эксперименты;
- наблюдение;
- расчеты, измерения;
- моделирование;
- беседа или интервью;
- опрос;
- описание и т. д.
Внимание! Метод, используемый в курсовой работе, раскрывается в практической части работы. Также в ней описываются результаты применения метода и их анализ.
Нельзя выбирать метод исследования наугад. Он должен быть обоснованным и необходимым для конкретной работы.
Например, вам необходимо спрогнозировать динамику кукурузного роста, используя при этом математическую модель, основанную на принципе наименьших квадратов.
В качестве обоснования можно указать, что данный метод позволяет наиболее точно отразить статистические данные.
Дополнительным плюсов в пользу этого метода будет также то, что ранее подобная модель не использовалась при прогнозировании кукурузного роста.
А теперь давайте углубимся в методологию и разберем каждый из вышеописанных методов подробнее.
Теоретические методы
В первый блок вошли методы, относящиеся к теоретической части исследования, в которых не применяется практических действий.
Абстрагирование
Этот метод исследования основывается на конкретизации отдельного свойства предмета или явления, которое изучается в рамках научной работы.
Если говорить простыми словами, то суть этого метода заключается в том, что студент изучает свойство или качество объекта и предмета исследования, которое ему необходимо для работы, не беря при этом в расчет все остальные свойства и характеристики.
Абстрагирование является одним из важнейших методов исследования в гуманитарных науках. Оно позволяет уловить важнейшие закономерности в психологии, педагогике и философии, которые не видны с первого взгляда.
Примером абстрагирования может служить исследование литературы, которая подразделяется на огромное количество жанров, стилей, видов и т. д. Применяя этот метод, можно отбросить и не рассматривать не нужные нам характеристики предмета исследование, такие как: издание, печать, язык, жанр и другие.
В итоге выводом, сделанным на основе абстрагирования, может быть определение литературы как совокупности всех произведений, отражающих научные, художественные, философские и другие мнения и позиции отдельно взятого человека или целого народа.
Аналогия
Суть этого метода заключается в том, что на основе знаний о свойствах и характеристиках схожего с объектом исследования предмета, можно сделать определенные выводы и о том, что мы рассматриваем в научной работе.
Метод не дает стопроцентных результатов, но в целом довольно эффективен. Применяется в случаях, когда непосредственно исследуемых объект нельзя изучить.
По примеру аналогии делаются некоторые выводы о планетах земной группы, их свойствах и условиях для потенциального освоения человечеством.
Классификация
Классификация – один из самых простых, но эффективных способов, применяемых в исследовательских работах. Сутью этого метода является структуризация, разделение объектов исследования на определенные группы по каким-либо сходным признакам.
Классифицировать можно по различным признакам, к примеру, по таким, как:
- физические параметры (размер, вес, объем);
- материалы (металл, дерево, пластик, фарфор);
- жанры (художественная литература, живопись, скульптура);
- стили (барокко, готика, классицизм).
Также можно делить по геополитической принадлежности:
- Европа (Восточная, Западная, Южная);
- Азия (Восточная, Юго-Восточная, Ближний Восток);
- Америка (Северная, Латинская, Карибский бассейн).
По хронологии:
- Древние времена (Др. Египет, Ассирия, Вавилония);
- Античность (Др. Греция, Римская Империя);
- Средние века (Европейское средневековье, Азиатское, Американское);
- Новое время;
- Новейшая история.
Вышеприведенные классификации приведены исключительно в качестве примеров.
В курсовой работе можно применять любую классификацию, которая будет наиболее точной, удобной и эффективной.
Обобщение
При использовании этого метода происходит объединение нескольких предметов и объектов в более крупные группы по определенным сходным признакам для выявления общих характеристик и особенностей.
Обобщение бывает:
- индуктивное (эмпирическое) – переход от конкретизированных свойств и характеристик к более широким, общим суждениям;
- аналитическое – переход от одного суждения к другому, осуществляемый в мысленном процессе без использования эмпирической действительности.
Обобщение применяется часто, примером может служить переход от понятия «лимон» к «цитрусовым», затем к «растениям» в целом. Еще примером может служить переход от понятия «Земля» к «планетам земной группы», далее к «небесным телам».
Сравнительный анализ
Этот способ заключается в сопоставлении характеристик и свойств двух или более предметов, при котором выявляются их сходства и различия. Данный метод очень популярен.
В качестве примера можно привести сравнение художественных стилей живописцев или писателей, характеристик одного автомобиля с другим и т. д.
Синтез
Синтезом называют объединение заранее выявленных или известных свойств и характеристик предмета в единое целое. Синтез неразрывно существует с анализом, поскольку всегда присутствует в нем как фактор объединяющий результаты анализа.
Пример. По результатам, проведенного нами, анализа работы различных структур завода (производственные цехи, отдел бухгалтерии, руководящий состав, технический и т. д.) был сделан синтез, на основе которого выявлена общая ситуация, сложившаяся на заводе, его эффективность и рентабельность.
Анализ литературы
На основе этого метода делаются выводы по тому, насколько хорошо изучены те или иные аспекты, по каким существует большой багаж научных трудов, а какие до сих пор находятся на стадии изучения.
При использовании этого метода применяются:
- научные труды авторитетных авторов;
- коллективные монографии;
- статьи, очерки, заметки;
- мемуары и т. д.
Чем больше существует работ на определенную тему, и чем глубже она изучена, тем более исследованным считается предмет или явление.
По такому же принципу работает и метод изучения документации и архивных источников.
Эмпирические методы
В этом блоке будут рассмотрены научные, практические методы исследования, которые наглядно демонстрируют умозаключения, сделанные на основе теоретических знаний и способов.
Эксперимент
Этот метод является одним из самых действенных, поэтому является важной составляющей для написания серьезного научного труда. В курсовых работах применяется крайне редко.
Основными принципами этого метода исследования являются повторяемость и доказательность.
Простыми словами, эксперимент должен не только наглядно продемонстрировать или открыть то или иное свойство или явление, но и должен иметь возможность быть повторенным.
Традиционным примером считается, проведенный Галилеем, эксперимент по установлению скорости падения пушечного ядра и маленького свинцового шарика. Он сбрасывал их с Пизанской башни и смотрел, что быстрее приземлится на землю. Сейчас этот эксперимент считается необъективным, поскольку при его проведении не были учтены никакие контролирующие факторы.
Наблюдение
С этого метода начинается любое научное познание, поэтому наблюдение считается одним из ключевых исследовательских способов.
Его суть очень проста: наблюдатель смотрит за исследуемым объектом и фиксирует все, что кажется ему важным. Все изменения, реакции, свойства.
Пример. Орнитолог наблюдает за птицами через бинокль, фиксирует их поведение, место обитания, взаимодействие с другими представителями своего вида и т. д.
Измерение
Этот метод один из самых эффективных и представляет собой фиксацию любых физических параметров объекта (вес, рост, длина, объем и т. д.) при помощи единиц измерения. Полученный этим методом результат фиксируется и выражается в численном показателе.
Примером может служить измерение длины нескольких особей животного, на основе которого можно сделать выводы о размерах всего вида.
Моделирование
В широком понимании этого термина модель – это копия, структурированный, уменьшенный образ чего-либо, имитация одного или нескольких объектов.
Моделирование подразделяют на:
- предметное (воспроизводится отдельная часть изучаемого объекта);
- знаковое (моделирование производится с помощью чертежей, формул, схем и т. д.);
- мысленное (операции, проводимые мысленно или в виртуальном мире, например, алгоритм, компьютерная программа, компьютерное моделирование).
Моделирование применяется при создании и разработке новых технологий, конструировании сооружений, автомобилей и т. д.
Беседа и интервью
Эти методы очень сходны. Суть их заключается в личном разговоре с человеком, который может дать необходимую информацию об изучаемом объекте или сам является объектом изучения.
Отличие беседы от интервью заключается в том, что последнее носит более регламентированный характер. Во время интервью опрашиваемый дает ответы на четко заданные, заранее сформулированные вопросы, интервьюер же при этом практически не демонстрирует свою точку зрения.
Беседа носит более непринужденный характер, во время нее оба собеседника могут высказывать свое мнение, задавать вопросы, причем даже спонтанные.
Оба метода очень популярны при написании курсовых работ, поскольку легко реализуемы и эффективны.
Опрос и анкетирование
Эти методы тоже имеют много схожего между собой. И тот, и другой подразумевают под собой заранее подготовленные вопросы, на которые необходимо получить ответы. Зачастую даются несколько готовых вариантов ответа.
Отличие же заключается в том, что опрос может быть как в письменной форме, так и в устной, а вот анкетирование только в письменной или компьютерной версии. При этом зачастую ответ дается в графической форме.
Плюсом этих методов является возможность охватить большое количество человек и получить наиболее точные данные.
Описание
Этот метод имеет некоторое сходство с наблюдением, но в отличие от него при использовании этого способа фиксируются не только явления, поведение, но и внешний вид и признаки изучаемого объекта.
Пример. Возьмем уже использованный выше пример с орнитологом, наблюдающим за птицами. Если в первом случае он фиксировал поведение и взаимодействие птиц с другими животными, то при описательном методе он сделает упор на фиксацию данных о внешнем виде птиц, их гнезд и т.д.
Источник: https://NauchnieStati.ru/blog/metody-issledovanija-v-kursovoi-rabote/
Описание методов исследования в курсовом проекте
Если диплом пишется только один раз, то курсовое исследование студент должен проводить как минимум один, а то и два раза в год. У каждой специальности свои особенности, но общие принципы написания едины для всех типов квалификационных заданий. Во введении к курсовой работе необходимо раскрывать методологию – совокупность методов, применяемых в научном проекте.
Метод – это научный инструмент, используемый для получения, обработки и фиксации информации, необходимой для данного исследования.
Большинство этих инструментов едины для всех научных дисциплин, это так называемые общенаучные методы. Также есть частнонаучные методы, используемые в определенных областях науки и характерные именно для нее.
Традиционно принято подразделять методы на две основные группы: теоретические и практические.
К теоретическим относят общие способы научного познания. Это тот логико-познавательный аппарат, которым оперирует вся наука, начиная с античных времен.
Метод | Определение |
Аналогия | Проведение параллели в явлениях, схожих по исходным данным |
Классификация | Выявление критериев и последующая систематизация информации по ним |
Анализ | Изучение явления через разделение его составляющих |
Синтез | Соединение данных в общую концепцию |
Обобщение | Выведение закономерностей из первоначального материала |
Гипотеза | Научный постулат, основанный на предположении |
К практическим относятся методы, применяемые в опытной, экспериментальной части исследования. Также их называют эмпирическими.
Метод | Определение |
Наблюдение | Получение информации через пассивное восприятие познаваемых явлений |
Описание | Фиксирование данных с помощью научно-понятийного аппарата |
Эксперимент | Испытание научных предположений в реальных условиях с целью получения объективного результата |
Сравнение | Сопоставление данных по выбранным параметрам |
Интервью, анкетирование, опрос | Сбор данных путем получения информации по определенной тематике у контрольной группы |
Примеры использования методологии в курсовых работах по разным дисциплинам
Педагогика:
В данной работе были использованы методы анализа теоретической базы, классификации, аналогии и обобщения тематического материала. В практической части применялись методы анкетирования и наблюдения.
- Лингвистика:
- В курсовой работе методологическая база включает следующие инструменты изучения: сравнительно-языковой анализ, классификация, синтез научных концепций, гипотеза, сравнение.
- История:
- Для всестороннего раскрытия обозначенного предмета курсового исследования были применены методы сравнительно-исторического анализа, изучение источников эпохи Екатерины Великой, обобщения, аналогии и сравнения.
- Психология:
Методологической основой курсовой работы явились аналитический, классификационный, сравнительный методы. В главе, посвященной практике, были использованы методы наблюдения, опроса, анкетирования и статистического анализа данных.
Юриспруденция:
В данной работе были применены общенаучные методы: анализ, аналогия, классификация, обобщение материалов исследования. Частнонаучную методологию составили: сравнительно-правовой, технико-юридический метод, метод нормативно-правового анализа.
Экономика и финансы:
В целях раскрытия обозначенной темы работы были использованы такие методы, как анализ, синтез, классификация информации, библиографический анализ, экономические расчеты. Специальными методами выступили: вертикальный и горизонтальный анализ финансовой отчетности, статистический и динамический анализ данных.
- Математические специальности:
- Методологическую базу курсовой работы составили такие методы, как классификация, сравнение, обобщение, синтез, метод математического моделирования, функционального анализа, методика дифференциальных уравнений,.
- Информационные технологии:
В курсовом проекте были использованы методы научного анализа, классификации, обобщения, сравнения, дедукции. Специальные методы, применяемые в исследовании: системный анализ, компьютерное и математическое моделирование, информационно-аналитические технологии.
Дополнительно можно посмотреть примеры готовых введении к курсовым работа с описанными и заполненными методами исследования.
Источник: https://primery-obrazcy.com.ua/kursovaya/metody-issledovaniya-v-kursovoj