Deprecated: Creation of dynamic property ddbbootstrap::$path is deprecated in /home/u5171566/student-madi.ru/ddblinks.php on line 43

Deprecated: Creation of dynamic property ddbbootstrap::$_db_file is deprecated in /home/u5171566/student-madi.ru/ddblinks.php on line 158

Deprecated: Creation of dynamic property ddbbootstrap::$_exec_file is deprecated in /home/u5171566/student-madi.ru/ddblinks.php on line 199

Deprecated: Creation of dynamic property ddblinks::$path is deprecated in /home/u5171566/student-madi.ru/.__ddb/student-madi.ru.php on line 50
Составление химических формул по валентности - Учебник

Составление химических формул по валентности

Презентация на тему: Валентность. Составление формул Составление химических формул по валентности

Скачать эту презентацию

Получить код Наши баннеры Составление химических формул по валентности Составление химических формул по валентности

Составление химических формул по валентности

Составление химических формул по валентности

Составление химических формул по валентности

Составление химических формул по валентности

Составление химических формул по валентности

Составление химических формул по валентности

Составление химических формул по валентности

Скачать эту презентацию

№ слайда 1

Описание слайда:

Валентность. Составление формул

№ слайда 2

Описание слайда:

Мы знаем, что вещества состоят из , а молекулы изЧтобы атомы оставались вместе, образуя молекулу, их должна удерживать сила. Эту силу назвали химической связью.А способность элемента образовывать определенное количество связей назвали валентностью.

№ слайда 3

Описание слайда:

Валентность химического элемента — свойство его атомов присоединять опреде-ленное число атомов других элементов

№ слайда 4

Описание слайда:

Определите валентность натрия, бора, углерода, кислорода, хлора, кальция, алюминия, серы, фосфора, магния и азотаВалентность элемента совпадает с номером группы

№ слайда 5

Описание слайда:

Но не всегда валентность совпадает с номером группыПотому что есть 2 вида валентности

№ слайда 6

Описание слайда:

валентность

№ слайда 7

Описание слайда:

Как узнать, когда элемент обладает высшей валентностью, а когда низшей?Для этого вводят еще одно свойство атомов – электроотрицательность.Значения электроотрицательности атомов элементов мы будем брать из таблицы

№ слайда 8

Описание слайда:

Электроотрицательность элементов

№ слайда 9

Описание слайда:

Договорились, что при составлении формул элемент с большей электро-отрицательностью надо записывать справа, а с меньшей — слеваТ.е справа записывают элемент, который имеет низшую валентность, а слева — высшую

№ слайда 10

Описание слайда:

Рядом записываем знаки химических элементов.Определяем валентность элементов: У элемента, который записан слева – она высшая и =№ группы У элемента, который записан справа – она низшая и =8 — № группы4. Считаем индексы:

№ слайда 11

Описание слайда:

менее электроотрицательныйболее электроотрицательный

№ слайда 12

Описание слайда:

Составить формулы соединений, образованных кислородом и натрием, серой и магнием, углеродом и кислородом, углеродом и водородом

№ слайда 13
№ слайда 14
№ слайда 15

Описание слайда:

Составить формулы соединений с кислородом следующих элементов

№ слайда 16

Описание слайда:

Составить формулы соединений с хлором следующих элементов

№ слайда 17

Описание слайда:

Составить формулы соединений с азотом следующих элементов

№ слайда 18

Описание слайда:

Составить формулы соединений с углеродом следующих элементов

№ слайда 19

Описание слайда:

Составить формулы соединений с кислородом следующих элементов

№ слайда 20

Описание слайда:

Составить формулы соединений, образованных:

№ слайда 21

Описание слайда:

Составить формулы соединений, образованных:

Скачать эту презентацию

Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования «Профессионал-Р» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013).

Получить доступ

Источник: https://ppt4web.ru/khimija/valentnost-sostavlenie-formul.html

Составление химических формул

Составление химических формул по валентности

Одной из самых главных задач в химии является правильное составление химических формул. Химическая формула — это письменное представление состава химического вещества с помощью латинского обозначения элемента и индексов. Для правильного составления формулы нам обязательно понадобится таблица Менделеева и знание простых правил. Они достаточно простые и запомнить их смогут даже дети.

Как составлять химические формулы

Основным понятием при составлении химических формул является «валентность«. Валентность — это свойство одного элемента удерживать определенное число атомов в соединении. Валентность химического элемента можно посмотреть в таблице Менделеева, а также нужно помнить и уметь применять простые общие правила.

  • Валентность металла всегда равна номеру группы, при условии, что он находится в главной подгруппе. Например, калий имеет валентность 1, а кальций — 2.
  • С неметаллами немного сложнее. Неметалл может иметь высшую и низшую валентности. Высшая валентность равна номеру группы. Низшую валентность можно определить вычтя номер группы элемента из восьми. При соединении с металлами неметаллы всегда имеют низшую валентность. Кислород всегда имеет валентность 2.
  • В соединении двух неметаллов низшую валентность имеет тот химический элемент, который находится в таблице Менделеева правее и выше. Однако, фтор всегда имеет валентность 1.
  • И еще одно важное правило при расстановке коэффициентов! Общее число валентностей одного элемента всегда должно быть равно общему количеству валентностей другого элемента!

Закрепим полученные знания на примере соединения лития и азота. Металл литий имеет валентность, равную 1. Неметалл азот располагается в 5 группе и имеет высшую валентность 5 и низшую — 3.

Как мы уже знаем, в соединениях с металлами неметаллы всегда имеют низшую валентность, поэтому азот в данном случае будет иметь валентность равную трем.

Расставляем коэффициенты и получаем искомую формулу: Li3N.

Вот так, достаточно просто, мы научились составлять химические формулы! А для лучшего запоминания алгоритма составления формул мы подготовили его графическое представление.

Составление химических формул: алгоритм

Составление химических формул по валентностиАлгоритм составления химических формул

Источник: http://www.alto-lab.ru/shkola/sostavlenie-ximicheskix-formul/

Составление химических формул — Химия

Составление химических формул по валентности

В уроке 6 «Валентность» из курса «Химия для чайников» дадим определение валентности, научимся ее определять; рассмотрим элементы с постоянной и переменной валентностью, кроме того научимся составлять химические формулы по валентности. Напоминаю, что в прошлом уроке «Химическая формула» мы дали определение химическим формулам и их индексам, а также выяснили различия химических формул веществ молекулярного и немолекулярного строения.

Вы уже знаете, что в химических соединениях атомы разных элементов находятся в определенных числовых соотношениях. От чего зависят эти соотношения?

Рассмотрим химические формулы нескольких соединений водорода с атомами других элементов:

Нетрудно заметить, что атом хлора связан с одним атомом водорода, атом кислорода — с двумя, атом азота — с тремя, а атом углерода — с четырьмя атомами водорода.

В то же время в молекуле углекислого газа СО2 атом углерода связан с двумя атомами кислорода. Из этих примеров видно, что атомы обладают разной способностью соединяться с другими атомами.

Такая способность атомов выражается с помощью численной характеристики, называемой валентностью.

Валентность — численная характеристика способности атомов данного элемента соединяться с другими атомами.

Поскольку один атом водорода может соединиться только с одним атомом другого элемента, валентность атома водорода принята равной единице. Иначе говорят, что атом водорода обладает одной единицей валентности, т. е. он одновалентен.

Валентность атома какого-либо другого элемента равна числу соединившихся с ним атомов водорода. Поэтому в молекуле HCl у атома хлора валентность равна единице, а в молекуле H2O у атома кислорода валентность равна двум.

По той же причине в молекуле NH3 валентность атома азота равна трем, а в молекуле CH4 валентность атома углерода равна четырем.

Если условно обозначить единицу валентности черточкой |, вышесказанное можно изобразить схематически:

Следовательно, валентность атома любого элемента есть число, которое показывает, со сколькими атомами одновалентного элемента связан данный атом в химическом соединении.

Численные значения валентности обозначают римскими цифрами над символами химических элементов:

Определение валентности

Однако водород образует соединения далеко не со всеми элементами, а вот кислородные соединения есть почти у всех элементов.

 И во всех таких соединениях атомы кислорода проявляют валентность, равную двум. Зная это, можно определять валентности атомов других элементов в их бинарных соединениях с кислородом.

(Бинарными называются соединения, состоящие из атомов двух химических элементов.)

  • Чтобы это сделать, необходимо соблюдать простое правило: в химической формуле вещества суммарные числа единиц валентности атомов каждого элемента должны быть одинаковыми.
  • Так, в молекуле воды H2O общее число единиц валентности двух атомов водорода равно произведению валентности одного атома на соответствующий числовой индекс в формуле:
  • Так же определяют число единиц валентности атома кислорода:

По величине валентности атомов одного элемента можно определить валентность атомов другого элемента. Например, определим валентность атома углерода в молекуле углекислого газа СО2:

  1. Согласно вышеприведенному правилу х·1 = II·2, откуда х = IV.
  2. Существует и другое соединение углерода с кислородом — угарный газ СО, в молекуле которого атом углерода соединен только с одним атомом кислорода:
  3. В этом веществе валентность углерода равна II, так как х·1 = II·1, откуда х = II:

Постоянная и переменная валентность

Как видим, углерод соединяется с разным числом атомов кислорода, т. е. имеет переменную валентность. У большинства элементов валентность — величина переменная. Только у водорода, кислорода и еще нескольких элементов она постоянна (см. таблицу).

Составление химических формул по валентности

Зная валентность элементов, можно составлять формулы их бинарных соединений. Например, необходимо записать формулу кислородного соединения хлора, в котором валентность хлора равна семи. Порядок действий здесь таков.

Еще один пример. Составим формулу соединения кремния с азотом, если валентность кремния равна IV, а азота — III.

Записываем рядом символы элементов в следующем виде:

Затем находим НОК валентностей обоих элементов. Оно равно 12 (IV·III).

  • Определяем индексы каждого элемента:
  • Записываем формулу соединения: Si3N4.
  • В дальнейшем при составлении формул веществ не обязательно указывать цифрами значения валентностей, а необходимые несложные вычисления можно выполнять в уме.
  • Краткие выводы урока:
  1. Численной характеристикой способности атомов данного элемента соединяться с другими атомами является валентность.
  2. Валентность водорода постоянна и равна единице. Валентность кислорода также постоянна и равна двум.
  3. Валентность большинства остальных элементов не является постоянной. Ее можно определить по формулам их бинарных соединений с водородом или кислородом.

Надеюсь урок 6 «Валентность» был понятным и познавательным. Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментарии.

Как составить химическое уравнение: правила, примеры. Запись химической реакции

Составление химических формул по валентности

Поговорим о том, как составить химическое уравнение, ведь именно они являются основными элементами данной дисциплины. Благодаря глубокому осознанию всех закономерностей взаимодействий химических процессов и веществ, можно управлять ими, применять их в различных сферах деятельности.

Теоретические особенности

Составление химических уравнений — важный и ответственный этап, рассматриваемый в восьмом классе общеобразовательных школ.

Что должно предшествовать данному этапу? Прежде чем педагог расскажет своим воспитанникам о том, как составить химическое уравнение, важно познакомить школьников с термином «валентность», научить их определять данную величину у металлов и неметаллов, пользуясь таблицей элементов Менделеева.

Составление бинарных формул по валентности

Для того чтобы понять, как составить химическое уравнение по валентности, для начала нужно научиться составлять формулы соединений, состоящих из двух элементов, пользуясь валентностью. Предлагаем алгоритм, который поможет справиться с поставленной задачей. Например, необходимо составить формулу оксида натрия.

Сначала важно учесть, что тот химический элемент, который в названии упоминается последним, в формуле должен располагаться на первом месте. В нашем случае первым будет записываться в формуле натрий, вторым кислород.

Напомним, что оксидами называют бинарные соединения, в которых последним (вторым) элементом обязательно должен быть кислород со степенью окисления -2 (валентностью 2). Далее по таблице Менделеева необходимо определить валентности каждого из двух элементов.

Для этого используем определенные правила.

Так как натрий – металл, который располагается в главной подгруппе 1 группы, его валентность является неизменной величиной, она равна I.

Кислород — это неметалл, поскольку в оксиде он стоит последним, для определения его валентности мы из восьми (число групп) вычитаем 6 (группу, в которой находится кислород), получаем, что валентность кислорода равна II.

Читайте также:  Валентность золота (au), формулы и примеры

Между определенными валентностями находим наименьшее общее кратное, затем делим его на валентность каждого из элементов, получаем их индексы. Записываем готовую формулу Na2O.

Инструкция по составлению уравнения

А теперь подробнее поговорим о том, как составить химическое уравнение. Сначала рассмотрим теоретические моменты, затем перейдем к конкретным примерам. Итак, составление химических уравнений предполагает определенный порядок действий.

  • 1-й этап. Прочитав предложенное задание, необходимо определить, какие именно химические вещества должны присутствовать в левой части уравнения. Между исходными компонентами ставится знак «+».
  • 2-й этап. После знака равенства необходимо составить формулу продукта реакции. При выполнении подобных действий потребуется алгоритм составления формул бинарных соединений, рассмотренный нами выше.
  • 3-й этап. Проверяем количество атомов каждого элемента до и после химического взаимодействия, в случае необходимости ставим дополнительные коэффициенты перед формулами.

Пример реакции горения

Попробуем разобраться в том, как составить химическое уравнение горения магния, пользуясь алгоритмом. В левой части уравнения записываем через сумму магний и кислород. Не забываем о том, что кислород является двухатомной молекулой, поэтому у него необходимо поставить индекс 2.

После знака равенства составляем формулу получаемого после реакции продукта. Им будет оксид магния, в котором первым записан магний, а вторым в формуле поставим кислород. Далее по таблице химических элементов определяем валентности.

Магний, находящийся во 2 группе (главной подгруппе), имеет постоянную валентность II, у кислорода путем вычитания 8 — 6 также получаем валентность II.

Запись процесса будет иметь вид: Mg+O2=MgO.

Для того чтобы уравнение соответствовало закону сохранения массы веществ, необходимо расставить коэффициенты. Сначала проверяем количество кислорода до реакции, после завершения процесса.

Так как было 2 атома кислорода, а образовался всего один, в правой части перед формулой оксида магния необходимо добавить коэффициент 2. Далее считаем число атомов магния до и после процесса.

В результате взаимодействия получилось 2 магния, следовательно, в левой части перед простым веществом магнием также необходим коэффициент 2.

Итоговый вид реакции: 2Mg+O2=2MgO.

Пример реакции замещения

Любой конспект по химии содержит описание разных видов взаимодействий.

В отличие от соединения, в замещении и в левой, и в правой части уравнения будет два вещества. Допустим, необходимо написать реакцию взаимодействия между цинком и раствором соляной кислоты. Алгоритм написания используем стандартный.

Сначала в левой части через сумму пишем цинк и соляную кислоту, в правой части составляем формулы получаемых продуктов реакции.

Так как в электрохимическом ряду напряжений металлов цинк располагается до водорода, в данном процессе он вытесняет из кислоты молекулярный водород, образует хлорид цинка. В результате получаем следующую запись: Zn+HCL=ZnCl2+H2.

Теперь переходим к уравниванию количества атомов каждого элемента. Так как в левой части хлора был один атом, а после взаимодействия их стало два, перед формулой соляной кислоты необходимо поставить коэффициент 2.

В итоге получаем готовое уравнение реакции, соответствующее закону сохранения массы веществ: Zn+2HCL=ZnCl2+H2.

Заключение

  1. Типичный конспект по химии обязательно содержит несколько химических превращений.
  2. Ни один раздел этой науки не ограничивается простым словесным описанием превращений, процессов растворения, выпаривания, обязательно все подтверждается уравнениями.
  3. Специфика химии заключается в том, что с все процессы, которые происходят между разными неорганическими либо органическими веществами, можно описать с помощью химических символов, знаков, коэффициентов, индексов.

Чем еще отличается от других наук химия? Химические уравнения помогают не только описывать происходящие превращения, но и проводить по ним количественные вычисления, благодаря которым можно осуществлять лабораторное и промышленное получение разных веществ.

Источник: https://himya.ru/sostavlenie-ximicheskix-formul-2.html

Валентность химических элементов. составление формул бинарных соединений по валентности

  • Изучение параграфа поможет вам:
  • · понять сущность понятия валентности;
  • · научиться составлять формулы бинарных соединений по валентности элементов.

До этого времени вы имели дело с химическими формулами веществ, которые называл учитель, или приведенными в учебнике. Часть из них вы уже запомнили.

Запишите 5 формул и названий известных вам веществ.

Но веществ слишком много, чтобы полагаться только на запоминание формул. Поэтому стоит знать правила составления формул по валентности.

ЧТО НАЗЫВАЮТ ВАЛЕНТНОСТЬЮ? Ученых издавна интересовало: почему молекулы, состоящие из двух и более атомов, стоновлять единое целое? Чем определяются количественные отношения атомов в молекуле? Ответ на поставленные вопросы была предложена английским химиком Е. Франклендом, который ввел в науку понятие валентности, что в переводе с латыни означает «сила».

Валентность — это способность атомов химического элемента соединяться (образовывать химические связи) с определенным числом других атомов.

Некоторые атомы имеют постоянную валентность, у большинства элементов есть несколько значений валентности, то есть она переменная.

Валентность выражается целыми числами. За единицу валентности взята валентность Водорода, этот элемент одновалентний. Валентность может принимать значения от i до VIII.

  1. Проанализируем химические формулы:
  2. 1)НСl, 2) Н2О, 3) NН3, 4) СН4.
  3. водород хлорид вода аммиак метан

Из первой формулы видно, что в молекуле гидроген хлорида один атом одновалентного Водорода соединен с одним атомом Хлора, так как Хлор в этом соединении одновалентний.

Вторая формула показывает, что с одним атомом Кислорода в молекуле воды соединены два атома Водорода. Соответственно, рассуждая, делаем вывод, что Кислород — двовалентний.

По третьей формуле устанавливаем, что Азот аммиака в — трехвалентный, а по четвертой — что Карбон в метане имеет валентность IV.

Запишем рассмотренные формулы, обозначив валентность химических элементов над их символами:

I I И II III I IV I
1)HC1 2)Н2О 3)NH3 4)CH4

В рассмотренных примерах сумма единиц валентности Водорода равно валентности другого элемента. Например, в формуле СН4 сумма валентностей Водорода 1 ∙ 4 = 4. Это правило распространяется на большинство бинарных соединений («би» значит два), то есть образованных двумя химическими элементами.

В бинарной соединении сумма единиц валентности одного химического элемента равна сумме единиц валентности другого элемента.

Рассмотрим валентность некоторых химических элементов и научимся пользоваться ею для составления формул бинарных соединений.

ЭЛЕМЕНТЫ С ПОСТОЯННОЙ И ПЕРЕМЕННОЙ ВАЛЕНТНОСТЬЮ. Элементов с постоянной валентностью не так уж и много. Их примеры приведены в перечне:

И И И И II II II II II III III
Н, Na, F, K, Мд, Са, Ва, Zn, O, Аl, В.

Попробуйте его запомнить — это ускорит выполнение многих упражнений, связанных с составлением формул, определение валентности элемента в веществе по известной валентности остальных элементов.

Атомы других химических элементов (их большинство) имеют переменную валентность. Например, у Серы валентность вступает значений Н, IV, VI; в Купруму — i, II; у Железа — II, III; в Хлора — И, III, V, VII.

Поэтому в названиях их соединений после названия символа обязательно указывают римскими цифрами в круглых скобках значение валентности, например, Сульфур(VI) оксид имеет формулу SO3 (рис.64а), которую читают «эс-о-три». Другая бинарная соединение Серы с Оксигеном ЅО2 (рис.

64б) произносится «эс-о-два» и имеет название сульфур(IV) оксид.

Обратите внимание, что в рассмотренных примерах переменная валентность элемента пишется в круглых скобках и без отступления от его названия.

Составление химических формул по валентности

Рис. 64. Модели соединений Серы с Оксигеном

В названиях сложных веществ, образованных элементом с переменной валентностью, после его символа без отступления записывают валентность римской цифрой в круглых скобках.

СОСТАВЛЕНИЕ ФОРМУЛ БИНАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ПО ВАЛЕНТНОСТИ. Составление формул бинарных соединений можно осуществлять двумя способами. Последовательность действий в первом способе отражено в таблице 5.

Таблица 5

Составление формул бинарных соединений по валентности

Последовательность действий Примеры веществ
фосфор(V) оксид Сульфур (VI) оксид
1 Записываем знаки химических элементов Р О SO
2 Обозначаем валентность элементов V II
Р О
VI II
S O
3 Находим наименьшее общее кратное (НОК) для единиц валентности атомов обоих химических элементов
  • V II
  • Р О
  • НСК=10
  1. VI II
  2. S O
  3. НСК = 6
4 Находим индексы путем деления общего кратного на валентность каждого элемента (Р) 10 : 5 = 2
(O)10 : 2 = 5
(S) 6 : 6 = 1
(О) 6 : 2 = 3
5 Записываем найденные индексы в формулу, помня, что индекс 1 не пишут Р2О5 SO3
6 Осуществляем проверку — умножаем найден индекс на валентность атома
  • (Г)5 ∙ 2 = 10
  • (O)2 ∙ 5 = 10
  • 10 = 10
  1. (S) 1 ∙ 6 = 6
  2. (В) 3 ∙ 2 = 6
  3. 6 = 6
7 На основании тождества суммы единиц валентности делаем вывод, что формулы составлены правильно Р2О5 SO3

Использование второго способа составления формул (назовем его диагональным) базируется на том, что у многих бинарных соединениях индекс одного элемента совпадает с валентностью второго.

Убедитесь в этом на примерах только что составленных формул. Поэтому после последовательного выполнения указанных в таблице первых двух действий достаточно валентность первого элемента записать, но не римскими, а арабскими цифрами как индекс второго элемента. Так же, валентность второго элемента записать как индекс первого.

V II

Р2О5

Аналогично составляя формулу сульфур(VI) оксида, мы имели бы написать S2O6. Однако в формулах бинарных неорганических веществ за небольшим исключением? примером которого является гидроген пероксид H2O2 (в медицине его раствор называется «перекись водорода»), индексы не бывают четными числами. Поэтому индексы 2 и 6 сокращаем вдвое и получаем химическую формулу сульфур(VI) оксида — SO3.

Диагональным способом удобно составлять формулы по валентности, необходимо только в случае четных индексов провести их сокращение.

Потренуємось в использовании диагонального способа составления формул бинарных соединений. Формула соединения Хлора с Оксигеном содержит 5 атомов Кислорода. У Кислорода постоянная валентность II, Хлора — переменная.

Воспользовавшись диагональным способом, находим индекс Хлора. Он равен валентности Кислорода, то есть 2. Следовательно, формула соединения Сl2О5, Хлор в ней пятивалентный.

Понятие валентности распространяется на простые вещества, что имеют двухатомные молекулы:

И И И II III
Н2, Сl2, Вг2, O2, N2.

Копилка эрудита

Понятие валентности было введено в химию в 1853 году, то есть почти на полвека раньше, чем физикам удалось выяснить состав и строение атома. Открытие физиков помогли развить учение о валентность за счет таких понятий, как химическая связь и степень окисления. Их вы будете изучать в 8-9 классах.

?

1. Что понимают под валентностью химических элементов?

2. Какие вы знаете элементы с постоянной валентностью?

3. Как составить формулу бинарного соединения по валентности химических элементов?

4. Составьте формулы бинарных соединений элементов и запишите их в таблицу, соблюдая правила, символы металлических элементов пишут первыми.

Символы элементов В н N(III)
Na
Mg
Аl

5. Составьте формулы бинарных соединений: Йода (V) и Кислорода; Купруму(И) и Кислорода; Мышьяка(III) и Водорода, Углерода(IV) и Серы(II).

Читайте также:  Химическая связь и типы химических связей

6. По составленным в задании 5 химическими формулами вычислите относительные молекулярные массы соединений и массовые доли элементов в них.

1. По рис. 65 выясните, какого цвета шарики используют для моделирования атомов Водорода, Кислорода, Хлора, Азота.

  • 2. Пользуясь подобными наборами шариков или цветным пластилином и спичками, составьте модели молекул по формулам:
  • IV
  • CO, NH3, CCl4, Н2, O2.

Составление химических формул по валентности

Рис. 65. Набор шариков для моделирования молекул и примеры моделей

Источник: http://schooled.ru/textbook/chemistry/7klas_2/18.html

Валентность. Составление химических формул по валентности

Тип урока. Комбинированный.

Методы обучения. Частично поисковый, репродуктивный, программированный опрос, беседа с элементами лекции.

Эпиграф к уроку. «Всякое вещество – от самого простого до самого сложного – имеет три различные, но взаимосвязанные стороны: свойства, состав, строение…» (Б.М.Кедров).

Цели. Дидактическая: рассмотреть понятие «валентность» как атомность элемента, познакомить учащихся с различными видами валентности (высшей и низшей, переменной и постоянной).

Психологическая: вызвать интерес к предмету, выработать умение логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли.

Воспитательная: развивать умение работать коллективно, оценивать ответы своих товарищей.

Оборудование. Модели молекул воды, углекислого газа, наборы для построения моделей молекул различных веществ, индивидуальные карточки для проверки домашнего задания и самостоятельной работы учащихся в группе, таблички-анаграммы для химической разминки, шкала для определения эмоционального состояния ученика.

  • ХОД УРОКА
  •  Ориентировочно-мотивационный этап
  • Психологическая разминка

Цель разминки – определить эмоциональное состояние учащихся. У каждого ученика на внутренней стороне обложки тетради приклеена табличка с шестью лицами – шкала для определения эмоционального состояния (рис.). Каждый ученик ставит галочку под той рожицей, чье выражение отражает его настроение.

Учитель. Было бы замечательно, если бы к концу урока каждому удалось переместить галочку хотя бы на одну клеточку влево.

Для этого нужно задуматься над вопросами: может ли человек полюбить не очень интересный ему учебный предмет? Что для этого нужно сделать?

  1. Химическая разминка
  2. Разминку готовят и проводят ученики.

Ученик. Анаграммы – это слова, в которых изменен порядок букв. Попробуйте разгадать некоторые из химических анаграмм. Переставьте буквы в каждом слове и получите название химического элемента. Обратите внимание на подсказку.

  • «Одоврод» – у этого элемента самая маленькая относительная атомная масса.
  • «Маилинюй» – этот элемент называют «крылатым» металлом.
  • «Тьурт» – содержится в медицинском градуснике.
  • «Цалький» – без него наши кости были бы непрочными и хрупкими.

«Росфоф» – веществом, состоящим из атомов этого элемента, была намазана шерсть собаки Баскервилей.

Учитель. Если вы легко разгадали слова-анаграммы, скажите себе: «Я – молодец!»

Химические знаки и химические формулы (Проверка домашнего задания)

Индивидуальная работа у доски по карточкам.

  1. К а р т о ч к а  1
  2. (примерные задания для карточек)
  3. Задание 1. Разгадай загадку:

«И графит я, и алмаз, В организме есть у вас, Хоть в печах меня и жгут –Черным золотом зовут!» Задание 2. Ответь на вопросы. 1. Какой химический знак имеет этот элемент? 2. К металлам или неметаллам он относится? 3. Какова его относительная атомная масса? 4. Рассчитай массовую долю этого элемента в соединении ЭО2.

Цифровой диктант

Контроль за выполнением диктанта учащиеся осуществляют методом взаимопроверки.

Задание. Напротив правильных утверждений поставьте цифру 1, напротив неверных – 0.

1. Химический элемент – это определенный вид атомов.

2. В каждой клетке таблицы Д.И.Менделеева, помимо обозначения и названия элемента, записаны два числа: верхнее – относительная атомная масса элемента, нижнее – его порядковый номер.

3. Химический элемент галлий был назван так в честь Франции.

4. В таблице Д.И.Менделеева элементы располагаются, как правило, в порядке убывания их атомных масс.

5. Значения относительной атомной массы и массы атома, выраженной в а. е. м., никогда не совпадают численно.

6. Простыми называют вещества, состоящие из атомов одного элемента.

7. Индекс – это число, показывающее количество взятых частиц (атомов или молекул) вещества.

8. Массовая доля элемента показывает, какую часть (долю) составляет масса данного элемента от всей массы вещества.

9. Относительная молекулярная масса воды Н2О равна 20.

10. Массовая доля кальция в оксиде кальция СаО составляет 71%.

П р а в и л ь н ы е  о т в е т ы: 1 – 1, 2 – 0, 3 – 1, 4 – 0, 5 – 0, 6 – 1, 7 – 0, 8 – 1, 9 – 0, 10 – 1.

 Операционно-исполнительный этап

Учитель.Вы знаете, что химические формулы веществ показывают количественные соотношения, в которых атомы соединяются между собой, вы также научились рассчитывать массовую долю элемента по химической формуле вещества.

Например, в воде Н2О на один атом кислорода приходится два атома водорода, или 11% Н и 89% О. В углекислом газе СО2 на один атом углерода приходится два атома кислорода.

(демонстрация моделей молекул данных веществ.)

Валентность

Учитель. Валентность – это способность атомов присоединять к себе определенное число других атомов.

С одним атомом одновалентного элемента соединяется один атом другого одновалентного элемента (HF, NaCl).

С атомом двухвалентного элемента соединяются два атома одновалентного (H2O) или один атом двухвалентного (CaO).

Значит, валентность элемента можно представить как число, которое показывает, со сколькими атомами одновалентного элемента может соединяться атом данного элемента.

Правила определения валентности элементов в соединениях

Валентность водорода принимают за I (единицу). Тогда в соответствии с формулой воды Н2О к одному атому кислорода присоединено два атома водорода.

Кислород в своих соединениях всегда проявляет валентность II. Поэтому углерод в соединении СО2 (углекислый газ) имеет валентность IV.

Учитель. Как определить валентность элемента, исходя из таблицы Д.И.Менделеева?

У металлов, находящихся в группах а, валентность равна номеру группы.

У неметаллов в основном проявляются две валентности: высшая и низшая (схема).

Составление химических формул по валентности

* Высшая валентность равна номеру группы.

* Низшая валентность равна разности между числом 8 (количество групп в таблице) и номером группы, в которой находится данный элемент.

Учитель. Например: сера имеет высшую валентность VI и низшую (8 – 6), равную II; фосфор проявляет валентности V и III.

Валентность может быть постоянной (у элементов главных подгрупп таблицы Д.И.Менделеева) или переменной (у элементов побочных подгрупп в таблице), но с этим явлением вы познакомитесь чуть позже, а если интересуетесь, то почитайте учебник 9-го класса.

Валентность элементов необходимо знать, чтобы составлять химические формулы соединений. Для этого удобно воспользоваться следующей таблицей.

Таблица

Алгоритм составления формулы соединения Р и О

Последовательность действий Составление формулы оксида фосфора
1. Написать символы элементов Р О
2. Определить валентности элементов
  • V  II P O
3. Найти наименьшее общее кратное численных значений валентностей 5•2 = 10
4. Найти соотношения между атомами элементов путем деления найденного наименьшего кратного на соответствующие валентности элементов 10 : 5 = 2, 10 : 2 = 5;P : О = 2 : 5
5. Записать индексы при символах элементов Р2 О5
6. Формула соединения (оксида) Р2О5

Учитель. Запомните еще два правила для составления химических формул соединений неметаллов между собой.

1) Низшую валентность проявляет тот элемент, который находится в таблице Д.И.Менделеева правее и выше, а высшую валентность – элемент, расположенный левее и ниже. (Демонстрация таблицы Д.И.Менделеева.)

Например, в соединении с кислородом сера проявляет высшую валентность VI, а кислород – низшую II. Таким образом, формула оксида серы будет SO3.

В соединении кремния с углеродом первый проявляет высшую валентность IV, а второй – низшую IV. Значит, формула – SiC. Это карбид кремния, основа огнеупорных и абразивных материалов.

2) В формулах соединений атом неметалла, проявляющий низшую валентность, всегда стоит на втором месте, а название такого соединения оканчивается на «ид».

  1. Например, СаО – оксид кальция, NaCl – хлорид натрия, PbS – сульфид свинца.
  2. Теперь вы сами можете написать формулы любых соединений металлов с неметаллами.
  3. Самостоятельная работа

Текст работы заранее написан на доске. Двое учащихся решают задание на обратной стороне доски, остальные в тетрадях.

Задание 1. Проверьте, правильно ли написаны формулы следующих соединений: Na2S, KBr, Al2O3, Mg3N2, MgO.

Задание 2. Напишите формулы соединений металлов с неметаллами: кальция с кислородом, алюминия с хлором, натрия с фосфором. Назовите эти соединения.

После выполнения работы ученики обмениваются тетрадями, происходит взаимопроверка. Учитель может выборочно проверить некоторые тетради, похвалить тех учащихся, которые справились быстрее всех и сделали меньше всего ошибок.

  • Закрепление изученного материала
  • Беседа с учащимися по вопросам
  • 1) Что такое валентность?
  • 2) Почему валентность иногда называют атомностью элемента?
  • 3) Чему равны валентности водорода и кислорода?
  • 4) Какие два значения валентности могут проявлять неметаллы?
  • 5) Как определить низшую и высшую валентности неметаллов?
  • 6) Как найти наименьшее общее кратное между численными значениями валентностей?
  • 7) Могут ли атомы в соединении иметь свободные валентности?

8) Какой из двух неметаллов в химической формуле их соединения занимает 1-е место, а какой – 2-е? Поясните на примере оксида NO2, используя таблицу Д.И.Менделеева.

  1. Творческая работа в группах
  2. Задание. Используя наборы для составления моделей молекул различных веществ, составьте формулы и модели молекул для следующих соединений:
  3. 1-я группа – меди и кислорода,
  4. 2-я группа – цинка и хлора,
  5. 3-я группа – калия и йода,
  6. 4-я группа – магния и серы.
  7. После окончания работы один учащийся из группы отчитывается о выполненном задании и вместе с классом приводит анализ ошибок.

Задание на дом. По учебнику «Химия-8» Л.С.Гузея: § 3.1, задания № 3, 4, 5, с. 51. Желающие могут подготовить сообщения о французском ученом Ж.Л.Прусте и английском ученом Дж.Дальтоне.

Рефлексивно-оценочный этап и подведение итогов урока

Объявить оценки за урок отвечавшим ученикам, поблагодарить всех за работу на уроке. Провести оценку эмоционального состояния по шкале (см. рис.). Учитель еще раз напоминает вопросы, над которыми необходимо подумать для эффективной работы на следующем уроке.

Источник: http://xn--d1ababeji4aplhbqk6k.xn--p1ai/load/valentnost_sostavlenie_khimicheskikh_formul_po_valentnosti/48-1-0-13324

«Составление химических формул бинарных соединений по валентности»

Тема урока: Составление химических формул бинарных соединений по валентности.

«У научного изучения предметов две основные или конечные цели: предвидение и польза»

Д. И. Менделеев

  • Цели:
  • Образовательные: рассмотреть понятие «валентность» как атомность элемента, научить учащихся определять валентность в бинарных соединениях, познакомить учащихся с различными видами валентности, повторить понятия о кратном данного числа, о наименьшем общем кратном нескольких чисел, повторить правило нахождения НОК нескольких чисел и применение этого правила; обратить внимание учащихся на интеграцию курсов химии и математики.
  • Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, вырабатывать умение логически рассуждать, применять ранее полученные знания, грамотно выражать свои мысли.
  • Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к предмету, к результату своего труда, развивать умение работать в парах, коллективно, оценивать ответы своих товарищей.
  • Планируемые результаты обучения:
  • Учащиеся должны знать:
  • определение понятия “валентность”;
  • валентность атомов водорода и кислорода в соединениях.

Учащиеся должны уметь:

  • определять по валентности атомов водорода и кислорода валентность атомов других элементов в бинарных соединениях;
  • определять валентность атомов элементов по формулам веществ, используя алгоритм для решения задач.
  1. Основные понятия: валентность, постоянная и переменная валентность, бинарные соединения, наименьшее общее кратное.
  2. Тип урока: комбинированный.
  3. Средства обучения: алгоритм определения валентности.

Оборудование:  Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, шаростержневые модели молекул, таблица «Алгоритм определения валентности».

Ход урока

  1. Организационный этап: приветствие учащихся.

  2. Актуализация опорных знаний.

  1. Фронтальная беседа учителя химии с учащимися по теме “Химическая формула”.

  • При изучении химии очень важно научиться составлять формулы химических веществ.
  • Что выражает химическая формула? (состав определенного вещества, взятого в чистом виде)
  • Химическая формула – это условное обозначение вещества, атома, молекулы, иона с помощью символов элементов, числовых и вспомогательных знаков.
  • По химической формуле мы можем определить:
  • — тип вещества,
  • — качественный и количественный состав,
  • — относительную молекулярную массу,
  • — массовую долю химического элемента в данном веществе,
  • — валентность химических элементов.

Все вещества состоят из атомов. Одним из основных свойств атомов является способность образовывать химические связи. Атомы разных элементов могут образовывать определенное, свойственное им количество связей.

Давайте сравним качественный и количественный состав в молекулах: HCl , H2O, NH3, CH4.

  • Что общего в составе молекул? (наличие атомов водорода)
  • Чем эти вещества отличаются друг от друга? (в этих веществах разное количество атомов водорода)

Атом водорода не может присоединить более одного атома другого химического элемента, поэтому валентность водорода принята за единицу. И поэтому с валентностью водорода сравнивают валентность всех других элементов.

  1. Примеры:
  2. HCl — один атом хлора связан с одним атомом водорода;
  3. H2O — один атом кислорода связывает два атома водорода;
  4. NH3 — один атом азота связывает три атома водорода;
  5. CH4 — один атом углерода связывает четыре атома водорода.
  6. Почему различные атомы удерживают различное количество атомов водорода?
  7. (каждый атом образует с другими атомами определенное количество связей).
  8. Это называют валентностью.
  9. Валентность – это свойство атомов удерживать определённое число других атомов в соединении.
  10. Валентность обозначается римскими цифрами.
  11. Записи на доске и в тетрадях:
I   IHCl I   IIH2O I   III H3N I   IV H4C

Валентность атома водорода принята за единицу — I, а у кислорода – II.

  1. Сообщение учащегося о валентности.

В начале XIX века Дж. Дальтоном был сформулирован закон кратных отношений, из которого следовало, что каждый атом одного элемента может соединяться с одним, двумя, тремя и т.д. атомами другого элемента (как, например, в рассмотренных нами соединениях атомов с водородом).

В середине XIX века, когда были определены точные относительные веса атомов (И.Я. Берцелиус и др.), стало ясно, что наибольшее число атомов, с которыми может соединяться данный атом, не превышает определённой величины, зависящей от его природы. Эта способность связывать или замещать определённое число других атомов и была названа Э. Франклендом в 1853 г. “валентность”.

Поскольку в то время для водорода не были известны соединения, где он был бы связан более чем с одним атомом любого другого элемента, атом водорода был выбран в качестве стандарта, обладающего валентностью, равной 1.

В конце 50-х гг. XIX вeка А. С. Купер и А. Кекуле постулировали принцип постоянной четырёхвалентности углерода в органических соединениях. Представления о валентности составили важную часть теории химического строения А. М. Бутлерова в 1861 г.

Периодический закон Д.И. Менделеева в 1869 г. вскрыл зависимость валентности элемента от его положения в периодической системе.

Вклад в эволюцию понятия “валентность” в разные годы внесли В.Коссель, А.Вернер, Г.Льюис.

Начиная с 30-х гг. XX века представления о природе и характере валентности постоянно расширялись и углублялись. Существенный прогресс был достигнут в 1927 г., когда В. Гейтлер и Ф. Лондон выполнили первый количественный квантово-химический расчёт молекулы водорода H2.

  1. Беседа с учащимися: Что такое валентность?

Определение валентности в разных источниках звучит по-разному. Давайте подумаем, какое из этих трех определений более совершенно и в чем недостатки других.

  • 1-й ряд«Валентность химического элемента – способность его атомов соединяться с другими атомами в определенных соотношениях».
  • 2-й ряд«Валентность – способность атомов одного элемента присоединять определенное количество атомов другого элемента».
  • 3-й ряд«Валентность – свойство атомов, вступая в химические соединения, отдавать или принимать определенное количество электронов или объединять электроны для образования общих для двух атомов электронных пар ».
  • Обсуждение в группах, приходим к выводу, что 3-е определение наиболее точно отражает суть определения валентности.
  1. Изложение нового материала:

Тема нашего урока: Составление формул бинарных соединений по валентности. Новый материал запоминается легче, если он нанизывается на уже полученные знания. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти. И в этом вам поможет учитель математики.

  1. Учитель ведет диалог с учениками:
  2. Учитель: перечислите несколько чисел, кратных 12.
  3. -12, 24, 36, 48 ….
  4. Учитель: перечислите несколько чисел, кратных 18.
  5. — 18, 36, 54, 72……
  6. Учитель: назовите числа, которые кратны и 12 и18.

— 36 и 72 и т.д.

  • Учитель: назовите наименьшее общее кратное 12 и 18.
  • — 36
  • Учитель: Сформулируйте определение наименьшего общего кратного нескольких чисел.
  • — Наименьшим общим кратным нескольких чисел называется самое меньшее натуральное число, которое делится на каждое из данных чисел.
  • Учитель: сформулируйте правило нахождения наименьшего общего кратного двух или нескольких чисел.
  • — Чтобы найти НОК двух или нескольких чисел, надо разложить эти числа на простые множители, затем, взяв разложение одного из них, умножить его на недостающие простые множители из разложений других чисел.
  • Учитель предлагает следующее упражнение:
  • 1. Найдите А) НОК (48, 90); Б) НОК (6, 15, 20)
  • Решение:
  • А) 48/2 90/2 Б) 6/2 15/3 20/2
  • 24/2 45/3 3/3 5/5 10/2
  • 12/2 15/3 1/ 1/ 55
  • 6/2 5/5 1/
  • 3/3 1/
  • 1/
  • НОК (48,90) = 24 *3*3*5 НОК (6,15,20) = 23 * 5 * 3
  • НОК (48,90)= 720 НОК (6,15,20) = 60
  • Ответ: А) 720; Б) 60.
  • Учитель: чему равно НОК двух взаимно простых чисел?
  • — НОК двух взаимно простых чисел равно их произведению.
  • 2. Найдите НОК (7,11)
  • — 77
  • Учитель: Как вы помните, существует еще один способ нахождения НОК чисел – это способ подбора.
  • Найдите НОК следующих чисел способом подбора:
  • А) 10 и 2 Б) 14 и 21 В) 20 и 15 Г) 2; 3 и 5
  • Ответы: А) 10 Б) 42 В) 60 Г) 30.

Учитель: Ребята, мы с вами повторили, как можно найти НОК двух или нескольких чисел. А теперь вы познакомитесь с тем, как эти знания применяются в химии при определении валентности.

В. Гете когда-то сказал: «Просто знать еще не все, знания нужно уметь использовать».

Определение валентности элементов по формулам в бинарных соединениях.

Помнить:  в формулах бинарных соединений число единиц валентностей всех атомов одного элемента равно числу единиц валентности всех атомов другого элемента.

  1. Записать формулу вещества. Р2О5

  2. Римской цифрой указать валентность одного из элементов. Р2О5 (II)

  3. Определить валентность другого химического элемента. Р2О5

Х*2= II *5 X = V

Составление химических формул бинарных соединений по валентности элементов.

  1. Записываем символы химических элементов, входящих в состав формулы, проставляя над ними соответствующие значения валентности:

СаО, В2О3, СО2,

  1. Составляем формулу соединения по валентности:

  1. а) СаО: если валентности химических элементов равны, то индексы не ставим.
  2. б) В2О3: если значения валентностей не делятся друг на друга, ставим значения валентностей крест накрест.
  3. в) СО2: если валентность одного элемента делится на валентность другого, то значение большей валентности разделить на значение меньшей и полученное число в виде индекса поставить возле элемента с меньшей валентностью.

Упражнение:определить валентность элементов в веществах: ученики цепочкой выходят к доске. Задание проецируем на доску.

SiH4, CrO3, H2S, CO2, CO, SO3, SO2, Fe2O3, FeO, HCl, HBr, Cl2O5, Cl2O7, РН3, K2O, Al2O3, P2O5, NO2, N2O5, Cr2O3, SiO2, B2O3, SiH4, Mn2O7, MnO, CuO, N2O3.

  1. Оценочно-рефлексивный этап.

Первичная проверка усвоения знаний. Для выполнения данного задания учащиеся получают «Алгоритм определения валентности» и задания трех уровней. Каждый учащийся выбирает свой уровень задания.

  • Репродуктивный уровень (“3”). Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений: NH3, Au2O3, SiH4, CuO.
  • Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны: MnO, Fe2O3, CrO3, CuO, K2O, СаH2.
  • Творческий уровень (“5”).Найдите закономерность в последовательности формул: N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.
Алгоритм определения валентности Пример
1. Запишите формулу вещества. H2S, Cu2O
2. Обозначьте известную валентность элемента IH2S, IICu2O
3. Найдите число единиц валентности атомов известного элемента, умножив валентность элемента на количество его атомов
  •    2I
  • H2S
   2       II Cu2O
4. Поделите число единиц валентности атомов на количество атомов другого элемента. Полученный ответ и является искомой валентностью
  1.   2I   II
  2. H2S
  •    2I     II
  • Cu2O
5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента I   II H2S(2=2) I     IICu2O(2=2)
  1. Проводим взаимопроверку выполненного задания (учащиеся обмениваются тетрадями).
  2. Работа над ошибками: ответы на доске.
  3. Беседа с учащимися:
  • Какую проблему мы поставили в начале урока?
  • К какому выводу мы пришли?
  • Дать определение “валентности”.
  • Как определить НОК?
  • Чему равна валентность атома водорода? Кислорода?
  • Как определить валентность атома в соединении?
  • Оценка работы учащихся.

Домашнее задание: учебник Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман§17, стр. 60, упр. 1, 2, 4, 6

  • Проблемный вопрос: Почему водород и литий имеют постоянную валентность, а гелий не имеет валентности?
  • «Как преуспеть ученикам – догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади»
  • Аристотель
  • Желаем вам всегда быть впереди.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/himiya/uroki/sostavlieniie-khimichieskikh-formul-binarnykh-soiedinienii-po-valientnosti

Учебник
Добавить комментарий