Работа предназначена для учащихся общеобразовательных классов. Презентация может быть использована при знакомстве с темой: «Теорема о трёх перпендикулярах и обратная ей теорема».
Формулировка теоремы записана на математическом языке, чтобы учащиеся могли самостоятельно сформулировать теорему, обратную теореме о трёх перпендикулярах. Доказательство теоремы записано с пропусками ( как в ТПО), чтобы учащиеся могли сначала самостоятельно провести доказательство с дальнейшей проверкой с помощью слайдов презентации.
Далее показано применение этой теоремы при решении задач, взятых из сборника Рабиновича Е.М. «Задачи и упражнения на готовых чертежах. 10-11 класс».
Учебник: Атанасян Л.С. Геометрия 10-11кл.
Учитель : Гусева Н.П .
- перпендикуляр
- A
- наклонная
-
- H
- основание перпендикуляра
- C
- основание наклонной
- проекция наклонной
- на плоскость
____ AC наклонная CH m Док-во : 1. По условию AH = по опр. АН ___, АН ___ 2. Рассмотрим плоскость (А HC ). Прямая m (А HC ) (по ___________________________ ), т.к. m ___ , m ___ . 3. По ____________________ m перпендикулярна любой прямой, лежащей в плоскости ______ . А значит, m ___. CH m А AH CH признаку перпендикулярности определению AH С A С Н m С » width=»640″
- Прямая, проведенная в плоскости через основание наклонной _______________ к ее проекции на эту плоскость, перпендикулярна и к _____________________.
- перпендикулярна
- самой наклонной
- перпендикуляр
- Рассмотрим отрезок AH — _______________ к плоскости , АС — __________, m – прямая, проведенная в плоскости через точку С.
- m _____ = ____ AC
- наклонная
- CH
- m
- Док-во :
1. По условию AH = по опр. АН ___, АН ___
2. Рассмотрим плоскость (А HC ). Прямая m (А HC )
(по ___________________________ ), т.к. m ___ , m ___ .
3. По ____________________ m перпендикулярна любой прямой, лежащей в плоскости ______ . А значит, m ___.
- CH
- m
- А
- AH
- CH
- признаку перпендикулярности
- определению
- AH С
- A С
- Н
- m
- С
-
____ НС наклонная AC m Док-во : 1. По условию AH = по опр. АН ___, АН __ _ 2. Рассмотрим плоскость (А HC ). Прямая m (А HC ) (по _____________________________ ), т.к. m ___ , m ___ . 3. По ___ _____________ ____ m перпендикулярна любой прямой, лежащей в плоскости ______ . А значит, m ___. m HC А АС А H признаку перпендикулярности определению AHC HC Н m С » width=»640″
- Прямая, проведенная в плоскости через основание наклонной _______________ к ней, перпендикулярна и к ее___ ________ ____.
- перпендикулярно
- проекции
- перпендикуляр
- Рассмотрим отрезок AH — _______________ к плоскости , АС — __________, m – прямая, проведенная в плоскости через точку С.
- m _____ = ____ НС
- наклонная
- AC
- m
- Док-во :
1. По условию AH = по опр. АН ___, АН __ _
2. Рассмотрим плоскость (А HC ). Прямая m (А HC )
(по _____________________________ ), т.к. m ___ , m ___ .
3. По ___ _____________ ____ m перпендикулярна любой прямой, лежащей в плоскости ______ . А значит, m ___.
- m
- HC
- А
- АС
- А H
- признаку перпендикулярности
- определению
- AHC
- HC
- Н
- m
- С
-
3. Построить перпендикуляр из точки M к прямой BC.
M
Доп. постр. AH BC
- CAH = 30
- A
- B
- BC=AC= 2CH
- 30
- 120
- BC :CH=2:1
- C
- H
- a
М O OH Доп. постр. OH BC По теореме о трех перпендикулярах MH BC M 12 А 1 5 O OH – средняя линия АВС OH = AC/2 B 9 1 8 OH=9 H 1 0 В MOH – прямоугольном MH = 144+81=15 C a» width=»640″
4 . Найти расстояние от точки M до прямой В C.
М O (ABC) = М O OH
Доп. постр. OH BC
- По теореме о трех перпендикулярах
- MH BC
- M
- 12
- А
- 1 5
- O
- OH – средняя линия АВС
- OH = AC/2
- B
- 9
- 1 8
- OH=9
- H
- 1 0
- В MOH – прямоугольном
- MH = 144+81=15
- C
- a
6. ABCD — параллелограмм . Найти расстояние от точки М до прямой AD .
Доп. постр. BH AD
- По теореме о трех перпендикулярах
- MH AD
- M
- 8
- A = C = 30
- 10
- C
- B
- BH = AB/2
- BH = 6
- 30
- 12
- 6
- 30
- А
- В MHB – прямоугольном
- MH = 64 + 36 =10
- H
- D
- a
по признаку C 1 C (BCD) D 1 A 1 По теореме о трёх перпендикулярах C 1 D AD Поэтому ( C 1 , AD ) = C 1 D С B В C 1 CD – прямоугольном C 1 D = 4 + 4 =2 2 D A» width=»640″
7. На рисунке А BCDA 1 B 1 C 1 D 1 – куб, ребро которого равно 2. Найти расстояние от вершины С 1 до прямой, содержащей ребро AD.
- B 1
- С 1
- C 1 C BC, C 1 C CD =
- по признаку C 1 C (BCD)
- D 1
- A 1
- По теореме о трёх
- перпендикулярах C 1 D AD
- Поэтому ( C 1 , AD ) = C 1 D
- С
- B
- В C 1 CD – прямоугольном
- C 1 D = 4 + 4 =2 2
- D
- A
- 2см
- 9 см
- 6см
- 7см
- № 150 ( a )
- По теореме о трёх
- перпендикулярах KD DC
- K
- В KDC – прямоугольном
- DC = 81 — 36 = 3 5см
- B
- C
- ( K , (ABC) ) = KA
- 3 5см
- В KAB – прямоугольном
- KA = 49 — 45 = 2 см
- A
- D
- AK (ABC)
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- № 152, 154, 155
- _______________________________________________________
- Для тех, кто справился
- со всеми задачами на уроке :
- № 157, 158, 159
- УДАЧИ!
Источник: https://kopilkaurokov.ru/matematika/presentacii/tieoriema-o-triokh-pierpiendikuliarakh-i-ieio-primienieniie-pri-rieshienii-zadach
Теорема о трех перпендикулярах — правило, формулировка и примеры решения задач
Одним из важных утверждений стереометрии (так называется геометрия в пространстве) является теорема о трёх перпендикулярах.
Она помогает при нахождении прямых углов, сведении задачи к применению теоремы Пифагора и тригонометрических функций, что в целом значительно упрощает вычислительную работу.
Формулировка теоремы о трёх перпендикулярах
Прямая, проведённая на плоскости через основание наклонной перпендикулярно её проекции, перпендикулярна и к самой наклонной.
Доказательство теоремы
Существуют принципиально различные методы.
Первый метод
- Основан на равенстве наклонных при равных проекциях.
- Проведя к плоскости α отрезок AB, AB ⊥ α, B ∈ α через точку A_AC, C ∈ α, b ⊥ BC, C ∈ b, b ⊂ α, возникает необходимость убедиться, что b ⊥ AC.
- От C на прямой b откладывают равные отрезки CD, CE, затем соединяют точки D; E с B, A.
Поскольку CD, CE равны по построению, b ⊥ BC, BC — общий катет, то треугольники ΔBCD, ΔBCE, являющиеся прямоугольными, равны. Следовательно, BD = BE.
Из полученного условия вытекает равенство наклонных AD, AE (lkz rjnjhs[ BD, BE – проекции). Поэтому ΔAED является равнобедренным.
По построению CD = CE, откуда следует искомая перпендикулярность прямых AC и b.
Доказано.
Второй метод
Основан на определении, свойствах, признаках перпендикулярности прямой и плоскости.
AB и b – скрещивающиеся. BC – их общий перпендикуляр, AC – наклонная к α.
Проводя FC параллельно AB, получают FC ⊥ α.
- Так как по условию b ⊥ AC, по построению b ⊥ FC, то b ⊥ ACF.
- Из того, что C ∈ ACF, A ∈ ACF, следует, что AC ⊂ ACF, отсюда b ⊥ AC.
- Доказано.
Теорема, обратная теореме о трёх перпендикулярах
- Меняя местами понятия проекции и наклонной, получают взаимно обратное утверждение:
- Если прямая, проведённая в плоскости через основание наклонной, перпендикулярна наклонной, то она перпендикулярна и её проекции.
Доказательства аналогичны уже приведённым ранее.
Решение задач на применение теоремы
Класс заданий, связанных с использованием рассматриваемого материала, довольно обширен. Многие стереометрические задачи сводятся к поиску прямых углов в исследуемом объекте, после чего вопрос о существовании и нахождении неизвестных компонент переходит в область несложных вычислений.
О единственности подхода говорить не приходится, поскольку любые формулы, правила, свойства могут быть получены, исходя из различных базовых данных и условий.
Задача №1
Доказать, что каждая точка прямой, перпендикулярной плоскости треугольника и проходящей через центр вписанной окружности, равноудалена от его сторон.
- Решение.
- Условие со всеми дополнительными построениями изображено на рисунке.
- В силу касания окружностью сторон, каждый из радиусов OA, OB, OC образует угол в 90º. Отрезки SA, SB, SC составляют со сторонами прямые углы, а их длины являются искомыми расстояниями
- от точки S.
- ΔAOS = ΔBOS = ΔCOS по двум катетам (SO – общий, OA = OB = OC = r), следовательно, SA = SB = SC.
- Доказано.
Задача №2
Основанием пирамиды MABCD служит прямоугольник со сторонами 6 и 8. Высота MB равна 2. МВ перпендикулярна плоскости прямоугольника АВСD.
- Найти расстояние от точки M до диагонали CA и длину ребра MD.
- Решение.
Для ответа на первый вопрос требуется знать определение расстояния. Это длина перпендикуляра, проведённого из данной точки на прямую.
Пусть MH – искомое расстояние. Тогда MH ⊥ AC.
- По второму утверждению BH ⊥ AC.
- Поскольку ΔABC – прямоугольный, то BH, как высоту, можно вычислить по формуле:
- Вычислить AC несложно:
- Таким образом,
- Отсюда:
- Учитывая, что диагонали прямоугольника имеют одинаковые длины, находят MD:
- Ответ:
Источник: https://nauka.club/matematika/geometriya/teorema-o-tryekh-perpendikulyarakh.html
Теорема о трех перпендикулярах: доказательство обратной, что такое перпендикулярность, задачи с решением
В этой статье рассмотрена одна из самых важных теорем в стереометрии – теорема о трех перпендикулярах. Важность ее заключается в том, что прежде чем переходить к решению сложных фигур – сфер, пирамид и параллелепипедов, необходимо владеть основными законами, возникающими при взаимодействиях прямых в пространстве….
Базовые понятия
Для понимания сути теоремы нужно владеть базовыми понятиями планиметрии.
Сплошь и рядом в геометрии используется понятие угол. Измеряются они в градусах или радианах. Радианы – незаменимая размерность в тригонометрии, градусы более привычны нам, потому что пришли из реальной жизни.
0 град., 90 град., 180 град. – три типа углов, которые понятны нам не только геометрически, но и интуитивно. 90 град. (или прямой) – самый, вероятно, популярный тип, потому что активно встречается в повседневной жизни.
Перпендикулярностью назовем такое соотношения между фигурами (прямыми, плоскостями и т.д.), при котором угол между ними составляет 90 градусов.
Внимание! Перпендикуляр – это прямая, которая составляет угол 90 град. с другими прямыми или плоскостями.
Изучим терминологию на реальных примерах:
Имеется плоскость α. С – точка, не лежащая на плоскости. СВ – отрезок, опущенный из точки С на плоскость α и составляющий с плоскостью прямой угол. Таким образом СВ ⊥ α. Обозначим наклонную, т.е. луч, выходящий тоже из С. Он пересекает α в точке А. АВС – прямоугольный треугольник, поскольку СВА равен 90 град.
Теорема
Несмотря на всю свою простоту, теорема о трех перпендикулярах связывает между собой углы, находящиеся в различных плоскостях, поэтому данный закон считается довольно глобальным в геометрии.
Картина такая же, как в предыдущем разделе: есть α, точка А, лежащая за пределами α. Из этой точки опущен перпендикуляр, имеющий основание В, также проведен отрезок АС (который является наклонной).
Вот как звучит формулировка теоремы о трех перпендикулярах:
Если через основание проведенной наклонной проходит прямая и она образует угол 90 град. с проекцией, то она образует такой же угол с ее наклонной.
Таким образом, теорема гласит, что, если между с и ВС – прямой угол, то он прямой между с и АС.
Докажем данную теорему:
- ВА – отрезок,составляющий с плоскостью α угол 90 град.,
- СА – отрезок прямой, являющейся наклонной,
- с – проходит через точку С и образует прямой угол с отрезком ВС.
Проводим КС || ВА. Значит, он составляет угол 90 град. по отношению к α. Это означает, что он составляет углы 90 град. со всеми прямыми, находящимися в α. Между КС и с угол 90 градусов, поскольку она тоже принадлежит α.
Любые два отрезка, которые параллельны друг другу, задают плоскость. Поэтому существует плоскость β через отрезки ВА и КС. Прямая с ⊥ СВ и с ⊥ КС, т.е. она составляет угол 90 град. с каждой прямой, принадлежащей β, отрезку СА в том числе.
Нам удалось доказать теорему о трех перпендикулярах.
Обратная теорема о трех перпендикулярах
Приведем точную формулировку обратной теоремы.
- Если через основание проведенной наклонной проходит прямая и она составляет с наклонной угол 90 градусов, то она образовывает такой же угол с ее проекцией.
- Таким образом, теорема гласит, что, если между с и АС – прямой угол, то он прямой между с и ВС.
- Докажем данную теорему:
- ВА – отрезок, составляющий с плоскостью α угол 90 град.,
- СА – отрезок прямой, являющейся наклонной,
- с – проходит через точку С и имеющая прямой угол с отрезком ВС.
Проводим КС || ВА. Значит, он составляет угол 90 градусов по отношению к α. Это означает, что он составляет углы 90 градусов со всеми прямыми, находящимися в α. Между КС и с – угол 90 град., поскольку она тоже принадлежит α.
Любые два отрезка, которые параллельны друг другу, задают плоскость. Поэтому существует плоскость β через отрезки ВА и КС. Прямая с ⊥ СВ и с ⊥ КС, т.е. она составляет угол 90 градусов с каждой прямой, принадлежащей β, отрезку СА в том числе.
Применение теоремы
Мы привели вам доказательство теоремы о трех перпендикулярах и обратной теоремы. Как вы могли убедиться, для доказательства нам понадобились самые простейшие и базовые аксиомы стереометрии. Сама теорема о трех перпендикулярах имеет крайне широкое применение в решении различных задач.
Внимание! Не существует такой математической задачи, которая не имеет аналогий в реальной, повседневной жизни. Когда речь заходит о геометрии, особенно о стереометрии, то это становится заметным еще больше.
Для того чтобы показать вам широту применения доказанной нами теоремы, рассмотрим две интересные задачи с ее применением.
Задача 1
В треугольник вписана окружность. Через центр этой окружности О проведена прямая SO, составляющая с плоскостью треугольника угол 90 градусов. Правильно ли утверждение, что точка S удалена от сторон на одинаковое расстояние?
Решение:
Поскольку радиус окружности ОА составляет со стороной треугольника (как радиус и касательная к окружности) 90 град., то по теореме о трех перпендикулярах SA составляет со стороной треугольника угол 90 град.
Проанализируем SAO. Поскольку SO составляет с плоскостью, в которой расположен треугольник, угол 90 град., то SAO является прямоугольным треугольником, к которому можно применить теорему Пифагора:
где r = АО = ВО = СО радиус окружности.
Рассматривая SOB и SOC и применяя к ним те же самые вычисления, получаем их гипотенузы:
Таким образом, видим, что SA=SB=SС. Это означает, что да, точка S удалена от сторон на одинаковое расстояние.
Задача 2
Есть прямоугольный треугольник АВС. Высота СН равна 9,6. Из угла С (90 град.) к плоскости треугольника проведен отрезок СМ, который образует перпендикулярность с плоскостью. Его длина равна 28. Найдите кратчайшую длину отрезка между М и гипотенузой.
Ознакомимся с решением:
СН является высотой, МН можно рассматривать как наклонную.
Тогда СН является не только высотой треугольника, но и проекцией МН на плоскость треугольника.
Поскольку между СН и АВ угол 90 град., то по рассматриваемой выше теореме МН ⊥ АВ (наклонная прямой). Таким образом, МН и есть кратчайший отрезок между точкой М и АВ.
МСН – прямоугольный треугольник, поскольку МС ⊥ СН. А значит, можно применить теорему Пифагора:
- Длина искомого отрезка найдена.
Источник: https://tvercult.ru/nauka/obratnaya-teorema-o-treh-perpendikulyarah
Теорема о трех перпендикулярах
Неопубликованная запись
- Как ее использовать в задачах
- Как оформлять на ЕГЭ
- Начнем с парочки вводных понятий, ты же хочешь жить по понятиям?
Если в плоскости альфа провести прямую KL через точку В так, что KL ⊥ BC, тогда по теореме о трех перпендикулярах (т.т.п.) KL ⊥ BA.
Словами можно сказать так: прямая, лежащая в плоскости, перпендикулярна наклонной тогда и только тогда, когда она перпендикулярна проекции этой наклонной на данную плоскость (верно и наоборот).
Перейдем к самому распространенному примеру:
1) Докажите, что в тетраэдре скрещивающиеся ребра перпендикулярны
У тетраэдра есть три пары скрещивающихся ребер. Докажем перпендикулярность одной пары, другие вы сделаете по аналогии, например, AD ⊥ BC.
Сейчас есть только наклонная AD и плоскость (ABC), значит, нам не хватает проекции наклонной и перпендикуляра, тогда проведем их:
Тогда, чтобы доказать, что AD ⊥ BC: 1) AH ⊥ BC (если продлить АН до пересечения с BC), т.к. AH является выстой в правильном треугольнике.
- 2) DH ⊥ (ABC) (по построению, а, значит, перпендикулярно любой прямой, находящейся в этой плоскости) => DH ⊥ BC.
- После того, как мы это доказали, можем смело сказать, что AD ⊥ BC (всегда дожно быть доказательство двух пунктов, и только тогда вывод).
2) Докажите, что в прямом параллепипеде ребра B₁C и CD перпендикулярны.
Возьмем B₁C как наклонную к плоскости (ABCD), тогда перпендикуляром будет BB₁, а проекцией наклонной на эту плоскость — BC.
1) BB₁ ⊥ (ABCD) т.к. параллепипед прямой (боковые ребра перпендикулярны плоскости основания) => BB₁ ⊥ CD (если прямая перпендикулярна плоскости, то и перпендикулярна всем прямым, лежащим в этой плоскости).2) BC ⊥ CD т.к. ABCD — прямоугольник.
3) По т.т.п.: B₁C ⊥ CD.
Два пункта доказательства, третий пункт вывод.
3) Дана пирамида SABC с высотой AS, в основании которой лежит прямоугольный треугольник с прямым углом A. Докажите, что SB⊥ AC.
Скажем, что BC — наклонная к плоскости (ABC):
1) SA ⊥ (ABC) => SA ⊥ AC2) AB ⊥ AC ( ABC — прямоугольный треугольник по условию).
3) По т.т.п.: SB ⊥ AC.
Вывод:
Два пункта доказательство и вывод!1) Перпендикуляр будет опускаться на плоскость под 90
°.2) Проекция наклонной на плоскость перпендикулярна прямой.
3) По т.т.п. наклонная перпендикулярна прямой.
Источник: https://ik-study.ru/ege_math/tieoriema_o_triekh_pierpiendikuliarakh
Теорема о трех перпендикулярах
Теорема о трех перпендикулярах
- Какими способами мы можем доказать перпендикулярность двух прямых?
- 1.
- Используя определение перпендикулярности прямой и плоскости.
- Сформулируйте суть способа
- Если одна из данных прямых перпендикулярна плоскости, в которой лежит вторая прямая, то данные прямые перпендикулярны
- 2.
- Используя параллельность прямых.
- Сформулируйте суть способа
- Если есть прямая, которая параллельна одной из данных прямых и перпендикулярна другой, то данные прямые перпендикулярны
- 2
- Теорема о трех перпендикулярах. Прямая, проведенная в плоскости через основание наклонной перпендикулярно ее проекции на эту плоскость, перпендикулярна и к самой наклонной
- еще
- О каких фигурах идет речь?
- Что о них известно?
- Что требуется доказать?
- плоскост ь α ,
- A
- прямая a ,
- a α
- ?
- АМ – наклонная,
- M
- M є a ,
- H
- α
- a
- AH α
- Как построить проекцию наклонной на плоскость?
- HM – проекция наклонной,
- а НМ
- Изучите рисунок и перечислите 3 перпендикуляра
- а АМ
- Поиск доказательства.
- Дано:
- Каким способом доказательства перпендикулярности двух прямых можно воспользоваться?
- плоскост ь α ,
- a α
- прямая a ,
- M є a ,
- АМ – наклонная,
- AH α
- Используя определение перпендикулярности прямой и плоскости.
- HM – проекция наклонной,
- а НМ
- ?
- Доказать:
- Какую из данных прямых выберем и перпендикулярность какой плоскости докажем?
- а АМ
- A
- ?
- 1.
- ?
- Как доказывают перпендикулярность прямой и плоскости?
- 2.
- M
- H
- Находят в плоскости две пересека-ющиеся прямые, которым данная прямая будет перпендикулярна.
- α
- a
- Каковы эти прямые?
- Почему?
- НМ а (по условию)
АН а , т.к. AH α
Что требуется доказать?
Составьте план доказательства
- Теорема о трех перпендикулярах.
- Прямая, проведенная в плоскости через основание наклонной перпендикулярно к её проекции на эту плоскость, перпендикулярна и к самой наклонной.
- Изучите в учебнике доказательство теоремы.
- Доказательство:
- Рассмотрим плоскость AMH .
- Прямая а перпендикулярна к этой плоскости,
- так как она перпендикулярна к двум
- пересекающимся прямым АН и МН
- (а перпендикулярна НМ по условию и
- а перпендикулярна АН, так как
- АН перпендикулярна плоскости).
- Отсюда следует, что прямая а
- перпендикулярна к любой прямой,
- лежащей в плоскости АМН, в частности, а
- перпендикулярна АМ.
- Теорема доказана.
- 1.
- 2.
- ,
- A
- A
- A
- M
- M
- M
- H
- H
- H
- α
- a
- a
- Выделите этапы доказательства
- Какой способ используется для доказательства перпендикулярности прямых?
- На чем основано доказательство перпендикулярности прямой и плоскости?
- Теорема о трех перпендикулярах.
- Прямая, проведенная в плоскости через основание наклонной перпендикулярно к её проекции на эту плоскость, перпендикулярна и к самой наклонной.
- Оформите доказательство теоремы.
- Доказательство:
1. Построим плоскость AMH .
2. Докажем, что прямая а AMH .
а) а НМ (по условию),
б) а АН, т.к. АН α , а α ;
- в) НМ ∩ АН = Н
- Значит, а AM (по определению прямой, перпендикулярной плоскости)
- A
- A
- A
- а AMH
- (по признаку)
- ?
- M
- M
- M
- H
- H
- H
- α
- a
- a
Сравните свое оформление с приведенным. Какие выводы для себя можно сделать?
- Справедлива, также и обратная теорема .
- Составьте краткую запись.
- Сформулируйте обратную теорему
- Прямая, проведенная в плоскости через основание наклонной перпендикулярно к ней, перпендикулярна и к ее проекции.
- Дано: плоскость α ,
- прямая a , a α
- MA- наклонная, M є a ,
- AH α ,
- HM -проекция наклонной,
- а НМ
- A
- ?
- M
- H
- H
- a
- Доказать:
- а АМ
- Доказательство обратной теоремы рассмотрите самостоятельно
- Какие фигуры необходимо выделить на чертеже, чтобы доказать перпендикулярность двух прямых, используя теорему о трех перпендикулярах?
- Какие фигуры надо
- ра c смотреть в задаче?
- ?
- АВС D
- Плоскость
- Прямая, лежащая в плоскости
- В D
- ?
- ?
- Наклонная
- M О
- Проекция
- ?
- OC
- Перпендикулярность каких фигур известна?
- Какой вывод делаем?
- Решение:
- В D АВС D ;
- В D ОС (по свойству ромба),
ОС – проекция МО
В D МО (по теореме о трех перпендикулярах),
Источник: https://multiurok.ru/files/teorema-o-trekh-perpendikuliarakh-2.html
Различные способы доказательства теоремы о трех перпендикулярах и её применение при решении задач
- Управление образования и науки исполкома
- Криворожского городского совета
- Криворожская общеобразовательная школа № 124
- Различные способы доказательства теоремы о трех перпендикулярах и её применение при решении задач
- Подготовила учитель математики
- КОШ № 124
- Переходько Татьяна Николаевна
- г. Кривой Рог
- 2018
Тема урока. Различные способы доказательства теоремы о трех перпендикулярах и её применение при решении задач.
Цели урока:
-
Образовательные – повторить понятие расстояния от точки до плоскости и теорему о трех перпендикулярах; показать применение этой теоремы при решении задач; обеспечить восприятие учебного материала с помощью презентаций;
-
Развивающие – способствовать формированию ключевых компетенций, а также активизации творческой деятельности учащихся;
-
Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике, умение четко организовать работу.
- Тип урока: урок первичного закрепления новых знаний.
- Технологии: информационные технологии
- Оборудование: медиапроектор, экран, мультимедийная программа Microsoft PowerPoint.
- План урока.
-
Организационный момент
-
Презентация по повторению перпендикулярных прямых и прямых, перпендикулярных плоскости.
-
Проверка домашнего задания (доказательство теоремы о трех перпендикулярах тремя способами).
-
Физкультминутка
-
Решение задач по готовым чертежам.
-
Итог урока
-
Домашнее задание.
Ход урока
Сегодня мы продолжаем работу над теоремой о трех перпендикулярах, при доказательстве которой используются различные способы. Мы рассмотрим три из них, но существуют ещё несколько способов доказательства: метод от противного, векторный, и некоторые другие.
2.Презентация
В начале урока мы посмотрим небольшую презентацию по повторению перпендикулярных прямых и прямых, перпендикулярных плоскости. Вопросы по презентации
-
Угол между прямыми равен 90°. Как называются такие прямые? (перпендикулярные)
-
Верно ли утверждение: «Прямая называется перпендикулярной плоскости, если она перпендикулярна некоторой прямой, лежащей в этой плоскости?» (да.)
-
Продолжите предложение: «Прямая перпендикулярна плоскости, если она…» (перпендикулярна к двум пересекающимся прямым, лежащим в этой плоскости.)
-
Что можно сказать о двух (3-х, 4-х) прямых, перпендикулярных к одной плоскости? (Они параллельны.)
-
Две прямые, перпендикулярные третьей прямой, … (параллельны)
-
Как определяется расстояние от точки до прямой на плоскости? (Возможный ответ: как кратчайшее расстояние от точки до прямой, как длина перпендикуляра, проведенного из точки к данной прямой).
-
Проверка домашнего задания
Теорема: Если прямая, проведённая на плоскости через основание наклонной, перпендикулярна её проекции, то она перпендикулярна и самой наклонной
Доказательство:
Обратимся к рисунку, на котором отрезок АВ – перпендикуляр к плоскости π, АС – наклонная, m – прямая, проведенная в плоскости π через точку С перпендикулярно к проекции СВ наклонной. Докажем, что m АС. Рассмотрим плоскость АСВ.
Прямая m перпендикулярна к этой плоскости, так как она перпендикулярна к двум пересекающимся прямым АВ и ВС, лежащим в плоскости АСВ (m ВС по условию и m AB, так как АВ π). Отсюда следует, что прямая m перпендикулярна к любой прямой, лежащей в плоскости АВС, в частности m АС. Теорема доказана.
2 способ доказательства теоремы о трех перпендикулярах.
От точки А отложим равные отрезки: АМ= АN. Точки М и N соединим с точками O и S. В ОА есть одновременно высота и медиана, этот треугольник равнобедренный: ОМ = ОN. Прямоугольные треугольники OSM и OSN равны (по двум катетам). Из их равенства следует, что SM= SN и SA- медиана равнобедренного треугольника MSN. Значит, SA одновременно и высота этого треугольника, т. е. SA┴MN.
3 способ доказательства теоремы о трех перпендикулярах.
На прямой t возьмем произвольную точку В и соединим ее с точками О и S. Из прямоугольных треугольников SOB, SOA и AOB: = SO2+ OB2, SA2 = =SO2+ OA2, OB2- OA2= AB2. Вычтя из первого равенства второе, получим:SB2 – SA2 = =OB2 – OA2. Приняв во внимание третье равенство, будем иметь: SB2 – SA2= AB2, SB2 = SA2 +AB2. Согласно теореме, обратной теореме Пифагора, SA┴AB, т. е. t┴SA
- 4.Физкультминутка
- Время тратить мы не будем, поднимаем кверху руки,
- Опускаем их на плечи, продолжаем дальше вместе.
- Поднимаем, опускаем, от урока отдыхаем.
- Руки вверх над головой, смотрим все перед собой,
- Позвоночник выпрямляем, локти сводим, распрямляем,
- Организм оздоровляем, кислородом наполняем.
- Чтобы ноги поразмять, будем дружно приседать,
- Встали, кверху потянулись, повторили, улыбнулись.
- Заряд бодрости поможет нам опять урок продолжить.
5. Решение задач по готовым чертежам.
1 Условие: в треугольнике АВС угол С равен 90°, ВК перпендикулярна плоскости треугольника АВС. Доказать, что КС перпендикулярна АС.
Решение:
ВК перпендикулярен АВС, КС – наклонная, ВС – проекция. ВС перпендикулярен АС так как угол С равен 90°, значит КС перпендикулярен АС по теореме о трех перпендикулярах.
2 Условие: АВСD – квадрат, ВК перпендикулярен плоскости квадрата, О – точка пересечения диагоналей квадрата. Доказать, что КО перпендикулярен АС.
Решение:
ВК перпендикулярен плоскости квадрата, ВО – проекция, КО – наклонная, ВО перпендикулярен АС так как диагонали квадрата взаимно перпендикулярны. Значит, КО перпендикулярен АС по теореме о трех перпендикулярах.
3 Условие: АВСD – квадрат, АВ = 2 см, ВК перпендикулярен плоскости квадрата, ВК = 2. Найти площадь треугольника АКD.
Решение:
КВ перпендикулярен плоскости квадрата, АК – наклонная, АВ – проекция. АВ перпендикулярен АD, так как АВСD – квадрат. Значит, АК перпендикулярен АD по теореме о трех перпендикулярах. Значит, треугольник АКD – прямоугольный. Площадь треугольника АКD равна половине произведения АК на АD. В треугольнике АВК: по теореме Пифагора АК2=КВ2+АВ2==12+4=16. АК =
-
Значит площадь треугольника АКD равна см2.
-
Ответ: 4 см2.
-
Итог урока.
Сегодня мы ещё раз повторили теорему о трех перпендикулярах и рассмотрели некоторые задачи по готовым чертежам. 7. Домашнее задание.
§2 п. 19 и 20, №148.
Источник: https://vseosvita.ua/library/razlicnye-sposoby-dokazatelstva-teoremy-o-treh-perpendikularah-i-ee-primenenie-pri-resenii-zadac-78823.html
Теоретические материалы: Пространственные фигуры и их изображение на плоскости. Скрещивающиеся прямые
Стереометрия
9. Прямые и плоскости в пространстве
9.1. Пространственные фигуры и их изображение на плоскости. Скрещивающиеся прямые. Основные свойства плоскости
Определение
Фигура, не все точки которой лежат в одной плоскости, называется пространственной.
К пространственным фигурам, кроме геометрических тел, относятся двугранные и многогранные углы и другие совокупност точек, линий, поверхностей. Основные элементы, из которых состоят пространственные фигуры, это точки, прямые, плоскости. Любую фигуру можно свободно перемещать в пространстве, не изменяя ее размеров и формы.
Определение
Две фигуры называются равными, если их можно совместить всеми их точками.
Стереометрия изучает свойства пространственных фигур. Две прямые в пространстве могут лежать в одной плоскости, и тогда они будут либо пересекающимися, либо параллельными.
- Определение
- Две прямые называются скрещивающимися, если одна из них не лежит ни в одной из бесконечного множества плоскостей, проходящих через другую прямую.
- Изображение (чертёж или рисунок) пространственной фигуры на плоскости выполняется по правилам параллельного проектирования, которые нужно знать и при чтении чертежа.
- а) Если прямые в пространстве параллельны, то и их проекции на чертеже параллельны или совпадают; если прямые на чертеже параллельны, то соответствующие им прямые в пространственной фигуре являются параллельными.
б) Если прямые на чертеже пересекаются, то соответствующие им прямые в пространстве пересекаются либо скрещиваются. Путем перехода от плоского чертежа пространственной фигуры к ее модели (материальной или воображаемой) необходимо научиться уверенно различать пересекающиеся и скрещивающиеся прямые. Без этого невозможно изучать стереометрию.
в) Отношение отрезков параллельных прямых (или одной прямой) в пространственной фигуре равно отношению соответствующих им отрезков на чертеже. Отсюда следует, что в одной группе параллельных отрезков при переходе от пространственной фигуры к чертежу каждый отрезок сокращается в одно число раз, а в другой группе параллельных отрезков — в другое (но постоянное для этой группы) число раз.
- г) Углы пространственной фигуры на ее чертеже обычно изменяют свою величину, например прямой угол пространственной фигуры может быть изображен острым или тупым углом.
- Невидимые линии пространственной фигуры на чертеже изображаются штриховыми линиями.
- Основные свойства плоскости выражаются следующими математическими предложениями.
- Аксиома 1
- Если две точки прямой лежат на плоскости, то и все точки этой прямой лежат на плоскости.
- Аксиома 2
- Через три точки, не лежащие на одной прямой, можно провести плоскость, притом только одну.
- Аксиома 3
- Если две плоскости имеют общую точку, то они имеют общую прямую, проходящую через эту точку, то есть пересекаются.
- Следствие 1
- Через прямую и точку, не лежащую на этой прямой, можно провести плоскость, притом только одну.
- Следствие 2
- Через две пересекающиеся прямые можно провести плоскость и только одну.
- Следствие 3
- Через две параллельные прямые можно провести плоскость, притом только одну.
Источник: https://dl.bsu.by/mod/book/view.php?id=10186&chapterid=1334
Тема: Теорема о трех перпендикулярах. Цели: изучение теоремы (доказательство теоремы разными способами); формирование навыков решения задач с использованием. — презентация
1
2 Тема: Теорема о трех перпендикулярах. Цели: изучение теоремы (доказательство теоремы разными способами); формирование навыков решения задач с использованием теоремы; развитие логической культуры учащихся. Тип урока : получение новых знаний. Оборудование: мультимедийная доска, ПК, карточки с заданиями, учебник.
3 На этом уроке учащиеся ознакомятся с важными теоретическими знаниями, которые они смогут применять для нахождения расстояния от точки до прямой в пространстве. I.Организационный момент. II.Формирование цели и задачи урока, мотивация учебной деятельности. a α А Как найти расстояние от точки А до прямой а?
4 В каких задачах используют теорему о трех перпендикулярах? На рисунках 1-4 МА перпендикулярна плоскости АВС. По рисункам обоснуйте расстояние от точки М до прямой ВС. A B D C M M A B C D ADC=90
5 В каких задачах используют теорему о трех перпендикулярах? На рисунках 1-4 МА перпендикулярна плоскости АВС. По рисункам обоснуйте расстояние от точки М до прямой ВС. D C A M ABCD — ромб A C B M ВС – касательная к окружности
6 III.Актуализация опорных знаний. Что называют перпендикуляром к плоскости? Что называют наклонной к плоскости? Что называют основанием перпендикуляра? Что называют основанием наклонной? А BC α A BC a
7 IV.Восприятие нового материала. Теорема: если прямая, лежащая в плоскости, перпендикулярна проекции наклонной, то эта прямая перпендикулярна наклонной. Доказательство теоремы проводится с использованием программы «УМК живая математика»
8
9 Первый шаг От точки А отложим MA=AN. Соединим M и N с S и O. В этом случае AO одновременно медиана и высота. Следовательно MON – равнобедренный треугольник, где NO=OM.
10 Второй шаг Прямоугольные треугольники SOM и SON равны по двум катетам ( NO=OM, SO – общая сторона).
11 Третий шаг Из предыдущего шага следует, что NSM – равнобедренный треуогольник, а значит SA – одновременно медиана и высота. То есть AS перпендикулярна MN, что и требовалось доказать.
12 Доказательство 2 Допустим, что SA не перпендикулярна прямой l. Проведем SB l, тогда SA>SB. Из прямоугольных треугольников SOA и SOB: OA 2 =SA 2 -SO 2. OB 2 =SB 2 -SO 2 Получаем: OA>OB. Между тем OA
13 Доказательство 3 На прямой m отметим произвольную точку B и соединим с точками O и S. Из прямоугольных треугольников SOB, SOA, OAB: SB²=SO²+OB²; SA²=SO²+OA²; OB²=OA²=AB²; S O B C A m
14 Доказательство 3 Вычтя почленно из первого равенства второе, получим: SB²=SA²=OB²=OA² Приняв во внимание третье равенство, будем иметь: SB²=SA²=AB². SB²=SA²+AB². Согласно обратной теореме Пифагора: SA AB, т.е. m SA.
15 V.Решение задач: Учебник 5.39, Дано: DA (ABC), угол BAC=30°, угол ABC=60° Доказать: СВ AC. А B C D Дано: DA (ABC), угол BAC=40°, угол ACB=50° Доказать: СВ BD. АB D C
16 Математический диктант ABCD – прямоугольник, SA (ABC). Вариант 1 – SA= см, AB = 1 см, AD = 3 см; Вариант 2 – SA= см, AB = 1 см, AD = 2 см; Пользуясь изображением, найдите: 1)Длину отрезка SB; (2 балла) 2)Длину диагонали AC; (2 балла) 3)Длину отрезка SD; (2 балла) 4)Величину угла SBC; (2 балла) 5) Величину угла SDC; (2 балла) 6)Площадь треугольника SDC. (2 балла) B С D A S
17 Ответы Вариант 1 1)2 см; 2) см; 3) см; 4)90°; 5)90°; 6) см Вариант 2 1) см; 2) см; 3) см; 4)90°; 5)90°; 6) см;
18 VI.Домашнее задание: 1)§ 5.3, теорема. 2)N 5.63 – учебник. 3)«Разноуровневые дидактические материалы» под редакцией А.П. Ершовой. С-10 по вариантам уровни: АN 1; 2. Б N 3
19 VII. Подведение итогов урока Вопросы к классу: 1)Сформулировать теорему о тех перпендикулярах. 2)Какие теоремы и определения использовали для доказательства этой теоремы? 3)Укажите взаимное расположение прямых a и b. ABCD – квадрат, SB (ABC) ABCD – ромб, SB (ABC) C DA B S a b O A B C D b a S
20 Спасибо за внимание!
Источник: http://www.myshared.ru/slide/673612/